Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27

Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.28 Кб (Скачать)

      Выпускаемый ассортимент соответствует потребительскому спросу всех слоев населения по всем половозрастным и крупноразмерным  группам. Ассортиментная политика предприятия, проводимая в настоящее время, направлена на максимальное удовлетворение потребительского спроса путем  обновления ассортимента, его расширения, улучшения качества изделий, поиска новинок в трикотаже, внедрения новых видов сырья, разных видов отделок. 
 
 

     2.3 Структурные подразделения  предприятия, которые  занимаются стандартизацией  и сертификацией,  и их основные  функции 
 
 

     Обязанности по общему руководству качеством  лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство.

     Поскольку, согласно концепции стандартов ИСО, в системе качества выполняются  работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, принято использовать единый термин «система качества», объединяющий эти виды работ [2].

     Система качества является неотъемлемой частью (подсистемой) общей системы управления предприятием. Она разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции – «петли качества».

     В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система качества должна:

     1.Обеспечивать управление качеством на всех участках «петли качества».

     2.Обеспечивать участие в управлении качеством всех работнков предприятии.

     3. Устанавливать ответственность руководства.

     4.Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.

     5. Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.

     6. Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения.

     7. Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.

     8. Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

     Система качества может быть эффективной  только при условии, что она функционирует  одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, влияющими  на качество продукции. Среди них  основным выступает маркетинг, который  кратко можно охарактеризовать как  поиск и изучение рынков сбыта  для продвижения на них продукции  фирмы.

     На  предприятии ОАО «8 Марта» существует отдел маркетинга, который способствует взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь ее с внешней средой. Производит оценку существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разрабатывает прогнозы развития рынка.

     Маркетинг считается средством обеспечения  конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить  только то, что продается [3].

     Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентированна на требования потребителя к качеству продукции. Использование этого  принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и  удовлетворенность потребителей и  других заинтересованных лиц.

     Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в  нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это  комплекс средств, устанавливающих  соответствие стандартам.

     Проблема  освоения нашей промышленностью  всех требований МС ИСО серии 9000 является актуальной. На сегодняшний день применение этих стандартов промышленными зарубежными  компаниями обычное дело.

     Не  используют стандарты те компании, которые не осознали их значимости, или которым это не под силу. Для компаний не использование МС ИСО служит антирекламой, в то время  как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании внедрившие стандарты ИСО сразу же после их выхода оказались в стратегически выгодном положении. Игнорирование нового подхода к обеспечению качества и замедленные действия по внедрению стандартов привели к снижению конкурентоспособности их продукции [7].

     Концепция стандартов ИСО была заложена в западной экономике и предназначалась  сугубо для рыночных отношений. Поэтому  отечественные предприятия приступили к внедрению этих стандартов, не имея практического опыта таких  отношений.

     Структура управления на предприятии ОАО «8 Марта» не  отличается  разнообразием должностей. Во главе предприятия стоит  директор,  которому  подчинен  целый ряд руководящих должностей: заместитель директора по экономике,  главный   бухгалтер,   главный инженер, главный технолог  и начальники отделов.  Численность  работников  в  отделах  не  превышает   10   человек.

         Все отделы выполняют определенный  набор функций, который зафиксирован  в положении  по  отделу.  В  основном,  это   стандартные   функции,   которые используется на каждом предприятии.

         На     предприятии   ОАО «8 Марта» система    сертификации, стандартизации также  имеет  большое  сходство  с  аналогичными структурами других фабрик.

         Стандартизацией и сертификацией  занимается Отдел технического  контроля (ОТК).   Контроль    качества   произведенной   и приобретенной продукции осуществляет лаборатория.

         ОТК состоит из пяти человек. Во главе отдела  стоит начальник.  В его подчинении  находится ведущий  инженер  по  стандартизации  и   сертификации   продукции   и   два контроллера.   В   функции,   выполняемые   этим   подразделением,    входит непосредственно  контроль   технических  показателей  продукции,   а   также составление  сертификатов  качества  продукции.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1.   Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии
 
 
 

     На  нынешнем этапе развития белорусской экономики необходимость и потребность в применении МС ИСО 9000 диктуется в первую очередь требованиями рынка. При переходе Европы к общему европейскому рынку в 90 % контрактных отношений потребитель требует от предприятия поставщика подтверждения о наличии системы обеспечения качества, соответствующей стандартам ИСО 9000.

     Мировой опыт показывает, что прогресс экономики  многих стран и отдельных предприятий  связан с осознанием чувства кризиса  и применением эффективных систем обеспечения качества, как средства выхода из этого кризиса. Т. о. для  белорусских предприятий и организаций главное это как можно скорее разрабатывать и внедрять системы качества в объёме требований стандарта ИСО 9000 и «выходить» на сертификацию систем признанными органами.

     Качественная  характеристика активной части основных фондов на предприятии ОАО «8 Марта» представлена в таблице 3.1 

  Таблица 3.1 -Качественная характеристика активной части

  основных  фондов (по состоянию на 1.01.2008 г.) 

№ п/п

Показатели

Всего по предприятию (млн.руб.) В том  числе
Чулочное  производ-ство Трикотаж-ное  производство Красильно-отделочное производ-ство Швейное производ-ство
I.

Стоимость основных фондов

Износ основных фондов

% износа

 
33328 

20048

60,2

Х 

Х 

Х

Х 

Х 

Х

Х 

Х 

Х

Х 

Х 

Х

II.

Стоимость активной части основных фондов

Износ активной части основных фондов.

% износа

 
 
11656 

10126

86,9

 
 
3841 

3667

95,5

 
 
2084 

2042

98,0

 
 
3226 

2828

87,7

 
 
2505 

1590

63,5

 

      Приобретение  основного количества технологического оборудования и техническое перевооружение  производства происходило во время  реконструкции предприятия в 1987-1992 г.г.

      В течение последних 10 лет недостаток собственных источников и невозможность  их полного использования в условиях постоянной нехватки оборотных средств,  отсутствие внешних инвестиций не позволяли  в необходимом объёме обновлять  основные фонды.

      Проведенное в 2007 году техническое перевооружение швейного производства на сумму 554 тыс. долларов США  незначительно повлияло на уровень обновления основных фондов.

      Сложившийся в  настоящее время уровень  износа активной части основных фондов – 86,9% (в чулочном производстве – 95,5%) затрудняет достижение необходимого в  рыночных условиях уровня потребительских  свойств изделий, хотя усилиями специалистов предприятия поддерживается техническое  состояние оборудования, в целом  обеспечивающее выпуск конкурентоспособной  продукции. Не смотря на это, данный фактор не может положительно отразится на качестве продукции.

На предприятии  ОАО «8 Марта» существует ряд проблем:

  • Незначительный объем рынков сбыта в РФ и странах СНГ. 
  • Большие размеры предприятия и сложность технологии – 5 основных разнородных стадий технологического процесса.
  • Недостаток оборотного капитала. Основной причиной является большая  дебиторская  задолженность торговли, замедленная реализация готовой продукции.
  • Низкий уровень использования производственных мощностей. Высокий уровень цен, влияющий на конкурентоспособность изделий.
  • Изношенность основных фондов.

Предприятию ОАО «8 Марта» следует привлечь дополнительные инвестиции в производстве с целью обновления оборудования, расширения выпускаемого  ассортимента, улучшения его качества  и реализации, получения максимальной прибыли.

Высокая конкуренция на внутреннем рынке, свидетельствует о том, что предприятие должно стремиться к высоким показателям качества.

      Главной целью перспективного развития предприятия  являются повышение эффективности  его работы за счет:

  • увеличения объема производства конкурентоспособной продукции;
  • осуществления инвестиционной программы;
  • внедрения новых технологий и повышения качества выпускаемой продукции;
  • совершенствования системы управления за счет изменения организационных схем и компьютеризации производственных и управленческих процессов;
  • расширения рыночных ниш предприятия на внутреннем и внешнем рынках и развития собственной товаропроводящей сети.

Информация о работе Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии