Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27

Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.28 Кб (Скачать)

     · обороноспособность и мобилизационную  готовность страны;

     · техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

     · единство измерений;

     · качество продукции, работ и услуг  в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

     · экономию всех видов ресурсов.

     Основные  закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной  их реализации и тенденций развития:

     1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих,  предоставляющих и потребляющих  продукцию (услугу);

     2 . Системностъ стандартизации –  это рассмотрение каждого объекта  как части более сложной системы,  предполагает совместимость всех  элементов этой сложной системы; 

     3. .Динамичность и опережающее развитие  стандарта. Как известно, стандарты  моделируют реально существующие  закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс  вносит изменения в технику,  в процессы управления, поэтому  стандарты должны адаптироваться  к происходящим переменам; 

     4. Эффективность стандартизации. Применение  нормативной документации (НД) должно  давать экономический или социальный  эффект. Непосредственный экономический  эффект дают стандарты, ведущие  к экономии ресурсов, повышению  надежности, технической и информационной  совместимости. Стандарты, направленные  на обеспечение безопасной жизни  и здоровья людей, окружающей  среды, обеспечивают социальный  эффект;

     5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

     6. Гармонизация предусматривает разработку  гармонизированных стандартов. Обеспечение  идентичности документов, относящихся  к одному и тому же объекту,  но принятых как организациями  по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет  разработать стандарты, которые  не создают препятствий в международной  торговле;

     7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

     8. Соответсвие законодательству, а  также нормам и правилам надзорных  органов. При разработке стандартов  и других НД необходимо обеспечивать  их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам  органов, выполняющих функции  государственного контроля;

     9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость [4, стр.89].

     Для достижения социальных и технико-экономических  целей стандартизация выполняет  определенные функции:

     1. Функция упорядочения – преодоление  неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции,  ненужное многообразие документов), сводится к упрощению и ограничению; 

     2. Охранная (социальная функция) –  обеспечение безопасности потребителей  продукции (услуг), изготовителей  и государства, объединение усилий  человечества по защите природы  от техногенного воздействия  цивилизации; 

     3. Ресурсосберегающая функция обусловлена  ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов  и заключается в установлении  в НД обоснованных ограничений  на расходование ресурсов;

     4. Коммуникативная функция обеспечивает  общение и взаимодействие людей,  в частности специалистов, путем  личного обмена или использования  документальных средств, аппаратных  систем и каналов передачи  сообщений. Эта функция направлена  на преодоление барьеров в  торговле и на содействие научно-техническому  и экономическому сотрудничеству;

     5. Цивилизующая функция направлена  на повышение качества продукции  и услуг как составляющих качества  жизни; 

     6. Информационная функция. Стандартизация  обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными  документами, эталонами мер, образцами-эталонами  продукции, каталогами продукции,  каталогами продукции как носителями  ценной технической и управленческой  информации;  

     7. Функция нормотворчества и правоприменения  проявляется в узаконивании требований  к объектам стандартизации в  форме обязательного стандарта  (или другого нормативного документа)  и его всеобщем применении  в результате придания документу  юридической силы.

     На  этапе проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:

     1) устанавливаются требования к  качеству готовой продукции на  основе комплексной стандартизации  качественных характеристик данной  продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий с учетом интересов  потребителей и изготовителей; 

     2) определяется единая система  показателей качества продукции  в зависимости от назначения  изделий в условиях эксплуатации;

     3) устанавливаются нормы, требования  и методы проектирования продукции  для обеспечения оптимального  качества и исключения нерационального  многообразия вида, марок и типоразмеров;

     4) обеспечивается высокий уровень  унификации производства, механизации  и автоматизации производственных  процессов [7, стр.66].

     На  стадии производства стандарты предприятий  учитывают характер и особенности  выпускаемой продукции, организационно-технический  уровень предприятий, квалификацию исполнителей. Они устанавливают  требования к средствам и методам  контроля и оценки качества продукции, позволяют обеспечить ритмичность  производства, сократить потери от брака, повысить качество труда исполнителей.

     На  стадии обращения и реализации стандартизация направлена на установление требований порядка и наилучших условий  при упаковке, консервировании, транспортировке  и складировании, хранении и реализации продукции, сохраняя ее качество на складах, хранилищах и базах, в транс­портных  предприятиях, сбытовых и торговых организациях.

     На  стадии потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к обслуживанию и ремонту  продукции (в том числе гарантийному), к сбору и анализу информации о ее качестве при эксплуатации, нормы ее утилизации.

     Стандарты устанавливаются на:

     - материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;

     - нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.

     Стандарты сочетают технические, экономические  и правовые требования. Технические  требования заключаются в том, что  стандарты регламентируют научно-техническую  подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда  на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.  

 

     Рис.1.1 Классификация объектов стандартизации  

     Экономические требования:

     1) стандарты являются нормативом  и масштабом измерения качества  продукции; 

     2) стандарты являются средством  организации и управления производством; 

     3) стандарты обеспечивают взаимосвязь  между различными звеньями народного  хозяйства; 

     4) стандарты минимизируют затраты  на работы и продукты, т. к.  однотипные работы и продукты  обходятся всегда дешевле [7, стр.43].

     Правовые  требования: стандарт – нормативный  акт, утверждается государственными органами в установленном законом порядке, содержит изложение норм, обязательных для соблюдения. За нарушение стандартов установлены санкции в гражданском, трудовом, уголовном и административном законодательстве.

     Непосредственным  результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому  нормативный документ – средство стандартизации.  

       
 
 
 

 
    1. Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации. Разновидности сертификатов
 

     Термин  «сертификат» известен с XIX века (лат. certum - верно и facere - делать). В Республике Беларусь национальная система сертификации начала складываться с середины 80-х годов. Ранее сертификация в нашей стране существовала в виде государственных испытаний, как один из видов контроля качества продукции (ГОСТ 16504-81).

     Впоследствии  в СССР осуществлялась сертификация отечественной экспортируемой продукции. Постановление о сертификации экспортируемой продукции было принято в 1984 году Правительством СССР. Первоначально  она проводилась в зарубежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех  стран, в которые ввозились товары из СССР.

     В 1986 году Госстандартом был введен в действие Временный порядок  сертификации продукции машиностроения.

     В 1988 г. странами - членами СЭВ была подписана Конвенция о системе  оценки качества и сертификации взаимозаменяемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта  система была введена в том  же году. В ней предусматривалось  проведение сертификации с использованием, как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и  международную аттестацию. К 1991 г. в  стране функционировало 14 испытательных  центров, было аттестовано несколько  производств.

     Кроме того, в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции установленным  требованиям в других формах:

     -аттестация по категориям качества;

     -государственная приемка продукции;

     -государственные испытания (им подвергалось около 30% продукции, аттестованной по категориям качества);

     -государственный надзор за стандартами [3, стр.56].

     После ликвидации СССР аттестация продукции  по категориям качества, государственные  испытания и государственная  приемка продукции были официально отменены [1].

     В Европе к этому времени уже  были определены требования по безопасности изделий, которые устанавливались  в основных требованиях и стандартах (нормах). Просто перевести эти стандарты  на русский язык и применять их в качестве национальных оказалось  не просто. Во-первых, существовали различия в процедурах подтверждения безопасности изделий в странах ЕС и, во-вторых, требования этих стандартов не всегда были применимы и выполнимы для  отечественных производителей (из-за различий в сырье, применяемом оборудовании и т. д.). В этот период отечественные рынки стали заполнять импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Ввоз таких товаров в РБ был обусловлен низким уровнем требований отечественных стандартов к безопасности продукции.

     В условиях кризиса экономики РБ распространение опасной продукции стало национальным бедствием, поэтому одной из первоочередных проблем экономики в то время стало внедрение обязательной сертификации.

     Сертификация  как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется убедительностью  и принципиальной простотой. Универсальность  сертификации позволяет вовлекать  в нее большое число разнообразных  объектов. Этим объясняется широкий  размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация – это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя - гарантия успеха [2].

Информация о работе Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии