Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27
Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38
· обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
· техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
· единство измерений;
· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
· экономию всех видов ресурсов.
Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:
1.
Сбалансированность интересов
2
. Системностъ стандартизации –
это рассмотрение каждого
3.
.Динамичность и опережающее
4.
Эффективность стандартизации. Применение
нормативной документации (НД) должно
давать экономический или
5.
Приоритетность разработки
6.
Гармонизация предусматривает
7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;
8.
Соответсвие законодательству, а
также нормам и правилам
9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость [4, стр.89].
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:
1.
Функция упорядочения –
2.
Охранная (социальная функция) –
обеспечение безопасности
3.
Ресурсосберегающая функция
4.
Коммуникативная функция
5.
Цивилизующая функция
6.
Информационная функция.
7.
Функция нормотворчества и
На этапе проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:
1)
устанавливаются требования к
качеству готовой продукции на
основе комплексной
2)
определяется единая система
показателей качества
3)
устанавливаются нормы,
4)
обеспечивается высокий
На стадии производства стандарты предприятий учитывают характер и особенности выпускаемой продукции, организационно-технический уровень предприятий, квалификацию исполнителей. Они устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции, позволяют обеспечить ритмичность производства, сократить потери от брака, повысить качество труда исполнителей.
На стадии обращения и реализации стандартизация направлена на установление требований порядка и наилучших условий при упаковке, консервировании, транспортировке и складировании, хранении и реализации продукции, сохраняя ее качество на складах, хранилищах и базах, в транспортных предприятиях, сбытовых и торговых организациях.
На стадии потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к обслуживанию и ремонту продукции (в том числе гарантийному), к сбору и анализу информации о ее качестве при эксплуатации, нормы ее утилизации.
Стандарты устанавливаются на:
- материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;
- нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.
Стандарты
сочетают технические, экономические
и правовые требования. Технические
требования заключаются в том, что
стандарты регламентируют научно-техническую
подготовку производства, технологию,
организацию и процесс труда
на всех стадиях создания и эксплуатации
изделий.
Рис.1.1
Классификация объектов стандартизации
Экономические требования:
1)
стандарты являются нормативом
и масштабом измерения
2)
стандарты являются средством
организации и управления
3)
стандарты обеспечивают
4)
стандарты минимизируют
Правовые
требования: стандарт – нормативный
акт, утверждается государственными органами
в установленном законом
Непосредственным
результатом стандартизации является,
прежде всего, нормативный документ
(НД). Применение НД – способ упорядочения
в определенной области, поэтому
нормативный документ – средство
стандартизации.
Термин «сертификат» известен с XIX века (лат. certum - верно и facere - делать). В Республике Беларусь национальная система сертификации начала складываться с середины 80-х годов. Ранее сертификация в нашей стране существовала в виде государственных испытаний, как один из видов контроля качества продукции (ГОСТ 16504-81).
Впоследствии в СССР осуществлялась сертификация отечественной экспортируемой продукции. Постановление о сертификации экспортируемой продукции было принято в 1984 году Правительством СССР. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством тех стран, в которые ввозились товары из СССР.
В 1986 году Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.
В
1988 г. странами - членами СЭВ была
подписана Конвенция о системе
оценки качества и сертификации взаимозаменяемой
продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта
система была введена в том
же году. В ней предусматривалось
проведение сертификации с использованием,
как стандартов СЭВ, так и других
международных норм и лучших национальных
стандартов. Указанная система фактически
ввела международную
Кроме того, в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции установленным требованиям в других формах:
-аттестация по категориям качества;
-государственная приемка продукции;
-государственные испытания (им подвергалось около 30% продукции, аттестованной по категориям качества);
-государственный надзор за стандартами [3, стр.56].
После ликвидации СССР аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены [1].
В Европе к этому времени уже были определены требования по безопасности изделий, которые устанавливались в основных требованиях и стандартах (нормах). Просто перевести эти стандарты на русский язык и применять их в качестве национальных оказалось не просто. Во-первых, существовали различия в процедурах подтверждения безопасности изделий в странах ЕС и, во-вторых, требования этих стандартов не всегда были применимы и выполнимы для отечественных производителей (из-за различий в сырье, применяемом оборудовании и т. д.). В этот период отечественные рынки стали заполнять импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Ввоз таких товаров в РБ был обусловлен низким уровнем требований отечественных стандартов к безопасности продукции.
В условиях кризиса экономики РБ распространение опасной продукции стало национальным бедствием, поэтому одной из первоочередных проблем экономики в то время стало внедрение обязательной сертификации.
Сертификация
как средство независимой оценки
соответствия товара надлежащему качеству
характеризуется