Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27

Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.28 Кб (Скачать)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ  И СЕРТИФИКАЦИЯ В  СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

ПЛАН

Введение…………………………………………………………….……………..3

  1. Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
  1. Сущность и значение  стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
  1. Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации

 Разновидности  сертификатов…………………………………………………..11

1.3     Нормативные правовые акты по  стандартизации и сертификации  в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15 

  1. Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
  1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
  1. Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
  2. Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27
 
  1. Мероприятия по усовершенствованию организации  стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30

Вывод………………………………………………………………… ………….34

Список использованных источников……………………………… …………..36

Приложения………………………………………………………… …………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Работы  по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности  выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа  на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации  сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации.

           Ее эффективность как формы  регулирования процессов и результатов  деятельности во всех сферах  научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных  и других отношений находит  подтверждение на международном  уровне, в расширяющихся масштабах  работ по стандартизации и сертификации в развитых и развивающихся странах.

           Мировой и отечественный опыт  выявил широкий спектр проблем  и задач, которые могут быть  решены с привлечением, а иногда  исключительно средствами стандартизации и сертификации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики.

     Формирование  Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной  стандартизации бывшего Союза ССР  и проходило в условиях переходного  периода к рыночным отношениям, повышения  самостоятельности предприятий, свободы  выбора организационных форм и методов  хозяйствования, ясно осознанной необходимости  интеграции экономики республики в  мировую экономическую систему  при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий.

     Принятая  в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению  безопасности продукции, работ и  услуг для жизни, здоровья и имущества  граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов  контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам  продукции и услуг. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

     Цели  исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.

 

    В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:

    - изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;

    - рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;

    - рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»

    - предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.

     Структурными  элементами курсовой работы являются: введение, три главы, заключение и  список использованных источников.

     При изучении материалов, автором были использованы учебные пособия по макроэкономике, экономической теории, экономике предприятия, государственному регулированию экономики и др.

     Научные статьи по теме исследования публикуются  в таких периодических изданиях, как «Экономика», «Белорусский экономический  журнал», «Вопросы экономики» и «Экономика.Финансы.Управление».

     Таким образом, данная тема достаточно широко  разработана как в учебной, так  и в научной литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1.   Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии
 

     1.1 Сущность и значение  стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов 

     Главными, важными и влиятельными, но не единственными, факторами конкуренции продукции  являются цена и качество. Причем, в  условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда  завоевать потребителя можно  только через высокое качество.

     Качество  требовалось и обеспечивалось во все времена. Существует множество определений понятия «качество», данных разными известными философами, специалистами, фирмами, международными организациями. Однако для совместной деятельности людей необходима единая терминология. Международная организация по стандартизации ИСО стандартизировала понятие качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

     Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления  возможно при условии создания на предприятиях систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM).

     Контроль  качества - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями [1, стр.43].

     Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

     Управление  качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

     В 70 - х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.

     Вследствие  этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или  разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных  подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой области. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

     Согласно  МС ИСО 9000 система качества - это  совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых  для осуществления общего руководства  качеством.

     Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности [1, стр.56].

     Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

     Действующая система стандартизации позволяет  разрабатывать и поддерживать в  актуальном состоянии:

     - единый технический язык;

     - унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);  

     - типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);

     - систему классификаторов технико-экономической информации;

     - достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

     Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства  по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

     · безопасность продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

     · безопасность хозяйственных субъектов  с учетом риска возникновения  природных и техногенных катастроф  и других чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии