Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.
Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27
Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38
Добровольная сертификация, как форма подтверждения соответствия, проводится по инициативе заявителя. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру проверяемых показателей. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для сертифицируемой продукции либо услуг.
Декларирование, как форма подтверждения соответствия, осуществляется изготовителями (продавцами) продукции, зарегистрированными в установленном порядке в Республике Беларусь, - заявителями на подтверждение соответствия в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия согласно Перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
Согласно
ТКП 5.1.02-2004 сертификация отечественной
и импортируемой продукции
Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются органом по сертификации.
При добровольной сертификации - схема определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.
Если
схемой подтверждения соответствия
установлена необходимость
2.1Организационно-
Открытое акционерное общество «8 Марта» создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31.12.1996 №344, путем преобразования государственного предприятия «Гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
В соответствии с Уставом, Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.
Акционерами Общества являются:
- Государственный
комитет по имуществу
- ООО «Инвестпромсервис» - 22 000 акций – 1,34 % Уставного фонда;
- ООО «Инвестиционная компания «Реестр» - 30 000 акций – 1,83 % Уставного фонда;
- ИЧУП «Миквант» – 27 000 акций – 1,65 % Уставного фонда;
2. Физические лица - 4913 человек – 508 175 акций – 30,9 % Уставного фонда.
В
анализируемом периоде
-директор - Шитиков В.В. с 01.01.2006 по настоящее время;
-главный бухгалтер - Салей И.А. с 01.01.2006 по настоящее время.
Общество имеет следующие филиалы:
-Универсальный торговый комплекс «Валентина» г.Могилев, ул. Тимирязевская, 36;
- Магазин «Валентина» г.Гомель, ул. Победы, 15;
- Магазин «Янина» г.Гомель, ул.. Книжная, 9;
-
Фирменный магазин «Валентина»
г.Светлогорск, м-н
- Павильон с торговым залом г.Гомель, ул. Карповича, 28.
Основными
видами деятельности осуществляемой ОАО
«8 Марта» являются: производство трикотажных
и чулочно-носочных изделий, оптовая
и розничная торговля различными
группами товаров. Ассортимент выпускаемой
продукции насчитывает порядка 77 видов
по 3 основным группам продукции. Производство
основных видов продукции за январь-сентябрь
2008 года и аналогичный период прошлого
года представлено в таблице 2.1.
Таблица
2.1 - Производство основных видов продукции
за январь-сентябрь 2008 года
№ п/п |
Наименование продукции | Един. изм. | январь- сентябрь 2007 г. |
январь- сентябрь 2008 г. |
Темп роста, % |
1. | Чулочно-носочные изделия | тыс.пар | 2974 | 2831 | 95,2 |
в т.ч. из дав. сырья | тыс.пар | 1496 | 548 | 36,6 | |
2. | Трикотажные изделия всего, в т.ч. | тыс.шт. | 1899 | 2603 | 137,1 |
3. | Бельевой трикотаж | тыс.шт. | 1380 | 1936 | 140,3 |
- из него из дав.сырья | тыс.шт. | 17 | 18 | 105,9 | |
4. | Берхний трикотаж | тыс.шт. | 519 | 667 | 128,5 |
- из него из дав.сырья | тыс.шт. | 43 | 26 | 60,5 |
Анализ выпуска продукции показывает, что в январе-сентябре 2008 года наблюдается рост объема производства трикотажных изделий – 137,1%, в том числе: бельевого трикотажа – 140,3%, верхнего трикотажа – 128,5%. Это обусловлено наращиванием объемов производства, вызванных ростом потребительского спроса на трикотажные изделия предприятия и существенных изменений в ассортиментной политике в сторону увеличения выпуска мужских и женских фуфаек, женских ночных сорочек, детских пижам.
По чулочно-носочным изделиям наблюдается падение объемов производства на 4,8%, что вызвано не достаточной конкурентоспособностью данной продукции предприятия в связи с высокой степенью износа технологического оборудования (95,6%), и ввозом аналогичного ассортимента продукции из-за пределов РБ. Сырье и материалы в структуре затрат составляют порядка 37%. В производстве, используется 12 видов основного технологического сырья, вспомогательных материалов – более 30 видов.
Сырьевую базу ОАО "8 Марта"
составляют хлопчатобумажная
Основные
показатели производственно-хозяйственной
деятельности ОАО “8 Марта” за предшествующий
период представлены в таблице 2.2
Таблица
2.2 – Экономические показатели деятельности
ОАО «8 Марта»
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | Отклонение
(+,-) |
Темп изменения, % | ||
3-2 | 4-3 | 3/2 | 4/3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Товарная
продукция,
млн.руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
18301 24985 |
21981 26799 |
35353 33670 |
3680 1814 |
13372 6871 |
120,1 107,3 |
160,8 125,6 |
Выручка
от реализации продукции (без косвенных
налогов), млн. руб.,
в т.ч. на внешнем рынке |
17086 3637 |
22157 3303 |
36395 5619 |
5071 -334 |
14238 2316 |
129,7 90,8 |
164,2 170,1 |
Себестоимость
товарной продукции, млн. руб.,
в т.ч.: матер. затраты |
16498 7364 |
20159 8765 |
29972 14032 |
3661 1404 |
9813 5267 |
122,1 119,0 |
148,7 160,0 |
Себестоимость реализованной продукции (включая управленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб. | 16288 |
21141 |
31963 |
4853 |
10553 |
129,8 |
149,9 |
Прибыль
(убыток) предприятия, млн. руб., в том
числе:
- прибыль (убыток) от реализации продукции - прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов - прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
1163 798 875 -510 |
845 1016 237 -408 |
3941 4701 159 -919 |
-318 218 -638 102 |
3096 3685 -78 -511 |
72,7 127,3 27,1 80,0 |
466,3 462,7 67,1 225,2 |
Среднесписочная
численность работников, чел.
в том числе: - промышленно-производственный персонал Из него: - рабочие - служащие -непромышленный персонал |
1300 1180 965 215 120 |
1324 1204 980 224 120 |
1347 1229 1001 228 118 |
24 24 15 9 0 |
23 25 21 4 -2 |
101,8 102,0 101,6 104,2 100,0 |
101,7 102,1 102,1 101,8 98,3 |
Фонд
заработной платы промышленно- в том числе: - рабочих -служащих |
5151 3632 1519 |
6306 4383 1923 |
9568 6800 2768 |
1155 751 404 |
3262 4717 845 |
122,4 120,7 126,6 |
151,7 155,1 143,9 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб. | 17837 |
19872 |
27649 |
2035 |
7777 |
111,4 |
139,1 |
Производительность
труда промышленно- |
15,5 |
18,2 |
28,7 |
2,7 |
10,5 |
117,4 |
157,6 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб., всего: | 363771 |
436461 |
648765 |
72690 |
212304 |
119,9 |
148,6 |
Материалоотдача, руб. | 2,4 | 2,5 | 2,5 | 0,1 | 0 | 104,1 | 100,0 |
Отдача основных производственных средств, руб. | 0,02 |
0,10 |
1,27 |
0,08 |
0,17 |
107,8 |
115,5 |
Затраты на 100 руб. товарной продукции, руб. | 90,1 |
91,7 |
84,7 |
1,6 |
-7 |
101,7 |
92,3 |
Затраты на 100 руб. реализованной продукции, руб. | 95,3 |
95,4 |
87,0 |
0,1 |
-8,4 |
100,1 |
91,1 |
Рентабельность продаж, % | 4,6 | 4,6 | 12,9 | 0 | 8,3 | 97,9 | 280,4 |
Рентабельность продуции, % | 4,9 | 4,8 | 14,8 | -0,1 | 10 | 97,9 | 308,3 |
Исходя из данных таблицы 1 видно, что выручка от реализации продукции в 2007 году по отношению к 2006 году увеличилась на 5071 млн.руб., а в 2008 году по отношению к 2007 году – на 14238 млн. руб. Это было вызвано увеличением объема реализации продукции. Прибыль от реализации продукции в 2008 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 218 млн. руб. или на 27,3%. Снизилась рентабельность продаж в 2008 году по отношению к 2007 году на 0,1%, но возросла на 27,4% по отношению к 2006 году.
Увеличилась среднегодовая стоимость основных производственных средств на 2035млн. руб. в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Среднемесячная
заработная плата промышленно-
В целом предприятие работает рентабельно, так, рентабельность продаж повысилась на 1,7 п.п., а рентабельность продукции - 9,9 п.п., это свидетельствует об эффективной работе предприятия и намечаются положительные тенденции увеличения прибыли, объем производимой продукции, как и выручка от реализации продукции на внешнем рынке.
Согласно
бизнес-плану на ОАО «8 Марта» планируется
совершенствование
Разрабатывается ассортиментная программа, нацеленная на освоение и внедрение новых видов сырья, разработку широкого набора моделей и наименований изделий в сочетании с унификацией основных конструкций и направленная на увеличение выпуска рентабельных изделий, пользующихся стабильным спросом на рынке РБ и РФ.
Увеличение выпуска трикотажных изделий произойдет за счет наращивания объемов верхнего женского, молодежного и детского трикотажа и дальнейшего расширения выпуска мужского ассортимента с брендом «Emico», а также выпуска женского белья с брендом "Марта".
В
чулочном производстве планируется
увеличить выпуск хлопчатобумажных
и полушерстяных мужских
Выполнение ассортиментной программы и переориентация производства на выпуск конкурентоспособной продукции позволит повысить эффективность производства за счет снижения удельного веса условно-постоянных расходов и осуществления мероприятий по экономии сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.
Техническое
перевооружение красильно-отделочного
производства позволит повысить конкурентоспособность
продукции за счет улучшения качества
крашения и отделки, а также снизит
расход химикатов, красителей, топливно-энергетических
ресурсов. Приобретение современных
вязальных машин улучшит
Кроме
того, за счёт средств государственного
займа будет осуществлено пополнение
оборотных средств для
Планируется
увеличить чистую прибыль, что позволит
направить средства в фонды потребления
и накопления, выплатить дивиденды
акционерам.
В
ОАО «8 Марта» разработана и утверждена
программа «Качество» на 2007 – 2011 годы.
В программу включены мероприятия
по разным направлениям деятельности:
совершенствованию
ОАО
«8 Марта» постоянно повышает технический
уровень и
- выпуска изделий с применением котонизированного льноволокна;
-
выпуска изделий с
-
выпуска импортозамещающей
-
обновления и расширения
-
использования новых видов
- разработки и внедрения новых технологий производства;