Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в анализе стандартизации и сертификации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции сертификации и стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь;
- рассмотреть управление качеством на предприятии (на примере ОАО «8 Марта»
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
Теоретическое понятие стандартизации и сертификации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
Сущность и значение сертификации. Цели и задачи сертификации
Разновидности сертификатов…………………………………………………..11
1.3 Нормативные правовые акты по стандартизации и сертификации в Республике Беларусь………………………………………………...…………..15
Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии…………………………………………...…………18
Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
Организация стандартизации и сертификации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………….22
Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией и сертификацией, и их основные функции…..…………….27

Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации и сертификации на предприятии……………………………………… …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36
Приложения………………………………………………………… …………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 99.28 Кб (Скачать)

     Добровольная  сертификация, как форма подтверждения соответствия,  проводится по инициативе заявителя. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру проверяемых показателей. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для сертифицируемой продукции либо услуг.

     Декларирование, как форма подтверждения соответствия, осуществляется изготовителями (продавцами) продукции, зарегистрированными в установленном порядке в Республике Беларусь, - заявителями на подтверждение соответствия в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия согласно Перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

     Согласно  ТКП 5.1.02-2004 сертификация отечественной  и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.  Ввоз  на таможенную территорию Республики Беларусь и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата  соответствия, выданного в установленном  порядке, запрещается.

     Схемы подтверждения соответствия, применяемые  при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала  и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются органом по сертификации.

     При добровольной сертификации - схема  определяется заявителем по согласованию с органом по сертификации.

     Если  схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной  лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Порядок проведения работ по сертификации и стандартизации продукции на предприятии
 

     2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта» 
 

    Открытое  акционерное общество «8 Марта» создано  на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31.12.1996 №344, путем преобразования государственного предприятия «Гомельская  промышленно-торговая фирма «8 Марта» в соответствии с законодательством  Республики Беларусь  о приватизации государственного имущества.

    В соответствии с Уставом, Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.

      Акционерами Общества являются:

    1. Юридические лица:

    - Государственный  комитет по имуществу  Республики  Беларусь – 1 054 085 акций – 64,28 % Уставного фонда;

    - ООО  «Инвестпромсервис» - 22 000 акций – 1,34 % Уставного фонда;

    - ООО  «Инвестиционная компания «Реестр» - 30 000 акций – 1,83 % Уставного фонда;

    - ИЧУП  «Миквант» – 27 000 акций – 1,65 % Уставного фонда;

    2. Физические  лица  - 4913 человек – 508 175 акций – 30,9 % Уставного фонда.

    В анализируемом периоде ответственными должностными лицами за финансово-хозяйственную  деятельность являлись:

-директор - Шитиков В.В. с 01.01.2006  по  настоящее время;

-главный  бухгалтер - Салей И.А. с 01.01.2006  по настоящее время.

    Общество  имеет следующие филиалы:

    -Универсальный  торговый комплекс «Валентина»  г.Могилев, ул. Тимирязевская, 36;

    - Магазин «Валентина» г.Гомель, ул. Победы, 15;

    - Магазин «Янина» г.Гомель, ул.. Книжная, 9;

    - Фирменный магазин «Валентина»  г.Светлогорск, м-н Октябрьский, 12а;

    - Павильон с торговым залом  г.Гомель, ул. Карповича, 28.

    Основными видами деятельности осуществляемой ОАО  «8 Марта» являются: производство трикотажных  и чулочно-носочных изделий, оптовая  и розничная торговля различными группами товаров. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает порядка 77 видов по 3 основным группам продукции. Производство основных видов продукции за январь-сентябрь 2008 года и аналогичный период прошлого года  представлено в таблице 2.1. 

     Таблица 2.1 - Производство основных видов продукции за январь-сентябрь 2008 года 

 
п/п
Наименование  продукции Един. изм. январь- 
сентябрь  
2007 г.
январь- 
сентябрь  
2008 г.
Темп роста, 
  %
1. Чулочно-носочные изделия тыс.пар 2974 2831 95,2
  в т.ч. из дав. сырья тыс.пар 1496 548 36,6
2. Трикотажные изделия  всего,  в т.ч. тыс.шт. 1899 2603 137,1
3. Бельевой трикотаж тыс.шт. 1380 1936 140,3
  -  из него  из дав.сырья     тыс.шт. 17 18 105,9
4. Берхний трикотаж тыс.шт. 519 667 128,5
  - из него  из дав.сырья     тыс.шт. 43 26 60,5
 

     Анализ  выпуска продукции показывает, что в  январе-сентябре 2008 года наблюдается  рост объема производства трикотажных изделий – 137,1%, в том числе: бельевого трикотажа – 140,3%, верхнего трикотажа – 128,5%. Это обусловлено наращиванием объемов производства, вызванных ростом потребительского спроса на трикотажные изделия предприятия и существенных изменений  в ассортиментной политике в сторону увеличения выпуска мужских и женских фуфаек, женских ночных сорочек, детских пижам.

     По  чулочно-носочным изделиям наблюдается  падение объемов производства на 4,8%, что вызвано не достаточной конкурентоспособностью данной продукции предприятия в связи с высокой степенью износа технологического оборудования (95,6%), и ввозом аналогичного ассортимента  продукции из-за пределов РБ.  Сырье и материалы в структуре затрат составляют порядка 37%. В производстве, используется 12 видов основного технологического сырья, вспомогательных материалов – более 30 видов.

        Сырьевую базу ОАО "8 Марта"  составляют хлопчатобумажная пряжа,  хлопок в сочетании с полиэфиром, льном, полушерстяная пряжа, вискозная  и полиамидная нити, товарное  полотно. Сырье и материалы  приобретаются как у производителей  Республики Беларусь, так у зарубежных  производителей: Украины, Турции, Туркмении,  России.

      Основные  показатели производственно-хозяйственной  деятельности ОАО “8 Марта” за предшествующий период представлены в таблице 2.2 
 
 
 

      Таблица 2.2 – Экономические показатели деятельности ОАО «8 Марта» 

Показатели 2006 2007 2008 Отклонение

(+,-)

Темп  изменения, %
3-2 4-3 3/2 4/3
1 2 3 4 5 6 7 8
Товарная  продукция,

млн.руб.

- в действующих  ценах

- в сопоставимых  ценах 

 
 
18301

24985

 
 
21981

26799

 
 
35353

33670

 
 
3680

1814

 
 
13372

6871

 
 
120,1

107,3

 
 
160,8

125,6

Выручка от реализации продукции (без косвенных  налогов), млн. руб.,

в т.ч. на внешнем  рынке 

 
 
17086

3637

 
 
22157

3303

 
 
36395

5619

 
 
5071

-334

 
 
14238

2316

 
 
129,7

90,8

 
 
164,2

170,1

Себестоимость товарной продукции, млн. руб.,

в т.ч.: матер. затраты 

 
16498

7364

 
20159

8765

 
29972

14032

 
3661

1404

 
9813

5267

 
122,1

119,0

 
148,7

160,0

Себестоимость реализованной продукции (включая управленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб.  
 
 
 
16288
 
 
 
 
21141
 
 
 
 
31963
 
 
 
 
4853
 
 
 
 
10553
 
 
 
 
129,8
 
 
 
 
149,9
Прибыль (убыток) предприятия, млн. руб., в том  числе:

- прибыль (убыток) от реализации продукции

- прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов

- прибыль (убыток) от внереализационных доходов  и расходов  

 
 
1163 

798 
 

875 

-510

 
 
845 

1016 
 

237 

-408

 
 
3941 

4701 
 

159 

-919

 
 
-318 

218 
 

-638 

102

 
 
3096 

3685 
 

-78 

-511

 
 
72,7 

127,3 
 

27,1 

80,0

 
 
466,3 

462,7 
 

67,1 

225,2

Среднесписочная численность работников, чел.

в том числе:

- промышленно-производственный персонал

Из него: - рабочие

               - служащие

-непромышленный персонал

 
 
1300 

1180

965

215

120

 
 
1324 

1204

980

224

120

 
 
1347 

1229

1001

228

118

 
 
24 

24

15

9

0

 
 
23 

25

21

4

-2

 
 
101,8 

102,0

101,6

104,2

100,0

 
 
101,7 

102,1

102,1

101,8

98,3

Фонд  заработной платы промышленно-производственного-персонала, млн. руб.

в том числе:

- рабочих

-служащих

 
 
 
5151 

3632

1519

 
 
 
6306 

4383

1923

 
 
 
9568 

6800

2768

 
 
 
1155 

751

404

 
 
 
3262 

4717

845

 
 
 
122,4 

120,7

126,6

 
 
 
151,7 

155,1

143,9

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн. руб.  
 
17837
 
 
19872
 
 
27649
 
 
2035
 
 
7777
 
 
111,4
 
 
139,1
Производительность  труда промышленно-производственного  персонала, руб.  
 
 
15,5
 
 
 
18,2
 
 
 
28,7
 
 
 
2,7
 
 
 
10,5
 
 
 
117,4
 
 
 
157,6
Среднемесячная  заработная плата, тыс. руб., всего:  
363771
 
436461
 
648765
 
72690
 
212304
 
119,9
 
148,6
Материалоотдача, руб. 2,4 2,5 2,5 0,1 0 104,1 100,0
Отдача  основных производственных средств, руб.  
0,02
 
0,10
 
1,27
 
0,08
 
0,17
 
107,8
 
115,5
Затраты на 100 руб. товарной продукции, руб.  
90,1
 
91,7
 
84,7
 
1,6
 
-7
 
101,7
 
92,3
Затраты на 100 руб.  реализованной продукции, руб.  
95,3
 
95,4
 
87,0
 
0,1
 
-8,4
 
100,1
 
91,1
Рентабельность  продаж, % 4,6 4,6 12,9 0 8,3 97,9 280,4
Рентабельность  продуции, % 4,9 4,8 14,8 -0,1 10 97,9 308,3
 

     Исходя  из данных таблицы 1 видно, что выручка от реализации продукции в 2007 году по отношению к 2006 году увеличилась на 5071 млн.руб., а в 2008 году по отношению к 2007 году – на 14238 млн. руб. Это было вызвано увеличением объема реализации продукции. Прибыль от реализации продукции в 2008 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 218 млн. руб. или на 27,3%. Снизилась рентабельность продаж в 2008 году по отношению к 2007 году на 0,1%, но возросла на 27,4% по отношению к 2006 году.

      Увеличилась среднегодовая стоимость основных производственных средств на 2035млн. руб. в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

      Среднемесячная  заработная плата промышленно-производственного  персонала постоянно повышается, с 2006 года до 2008 года она увеличилась  на 284 тысячи бел. рублей.

      В целом предприятие работает рентабельно, так, рентабельность продаж повысилась на 1,7 п.п., а рентабельность продукции - 9,9 п.п., это свидетельствует об эффективной работе предприятия и намечаются положительные тенденции увеличения прибыли, объем производимой продукции, как и выручка от реализации продукции на внешнем рынке.

     Согласно  бизнес-плану на ОАО «8 Марта» планируется  совершенствование маркетинговой  службы с целью развития товаропроводящей сети и повышения конкурентоспособности  продукции на внутреннем и внешнем  рынках.

     Разрабатывается ассортиментная программа, нацеленная на освоение и внедрение новых  видов сырья, разработку широкого набора моделей  и наименований изделий  в сочетании с унификацией  основных конструкций и направленная на увеличение выпуска рентабельных изделий, пользующихся стабильным спросом  на рынке РБ и РФ.

     Увеличение  выпуска трикотажных изделий  произойдет за счет наращивания объемов  верхнего женского, молодежного и  детского трикотажа и дальнейшего расширения выпуска мужского ассортимента с брендом «Emico», а также выпуска женского белья с брендом "Марта".

     В чулочном производстве планируется  увеличить выпуск хлопчатобумажных и полушерстяных мужских носков, женских  и детских носков.

     Выполнение  ассортиментной программы и переориентация производства на выпуск конкурентоспособной  продукции позволит повысить эффективность  производства за счет снижения удельного  веса условно-постоянных расходов и  осуществления мероприятий по экономии сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.

     Техническое перевооружение красильно-отделочного  производства позволит повысить конкурентоспособность  продукции за счет улучшения качества крашения и отделки, а также снизит расход химикатов, красителей, топливно-энергетических ресурсов. Приобретение современных  вязальных машин улучшит ассортиментную структуру изделий за счет освоения выпуска бесшовного белья.

     Кроме того, за счёт средств государственного займа будет осуществлено пополнение оборотных средств для обеспечения  прироста объёма производства в параметрах, предусмотренных бизнес-планом.

     Планируется увеличить  чистую прибыль, что позволит направить средства в фонды потребления  и накопления, выплатить дивиденды  акционерам.  
 
 
 

  
    1. Организация стандартизации и  сертификации продукции  на предприятии ОАО  «8 Марта»
 
 

     В ОАО «8 Марта» разработана и утверждена программа «Качество» на 2007 – 2011 годы. В программу включены мероприятия  по разным направлениям деятельности: совершенствованию маркетинговой  деятельности, развитию ассортимента, улучшению потребительских свойств, повышению конкурентоспособности, созданию новых видов продукции, техническому перевооружению предприятия, внедрению современных методов  управления качеством, внедрению передовых  ресурсосберегающих технологий, энергосбережению, охране труда и технике безопасности, рациональному использованию природных  ресурсов и охране окружающей среды, рекламе, улучшению маркировки и  упаковки, повышению квалификации персонала.

   ОАО «8 Марта» постоянно повышает технический  уровень и конкурентоспособность  выпускаемой продукции, в частности  за счет:

      - выпуска изделий с применением  котонизированного льноволокна;

      - выпуска изделий с использованием  световозвращающих элементов;

      - выпуска импортозамещающей продукции;

      - обновления и расширения ассортимента (в 2007 году процент обновления  ассортимента составил: по чулочно-носочным  изделиям 68,9%, по трикотажным изделиям 88%);

      - использования новых видов сырья;

      - разработки и внедрения новых  технологий производства;

Информация о работе Стандартизация и сертификация в системе управления качеством продукции на предприятии