Сравнительный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.

Содержание

Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.

2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?

5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?

6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?

7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.

8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к

Работа содержит 1 файл

сравнительный менеджмент.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

  4) на сочетание отдельных противоречивых  частей информации в сознании  индивида.

  Откуда  берется информация в процессе общения? Во-первых, информация о других создается  посредством выводов, основанных на наблюдении. Замечено, что потребность  делать выводы или выносить законченные  суждения сильнее, когда человек  имеет дело с чужими людьми, чем  с хорошо знакомыми. 

  6.2. Охарактеризуйте  синтоническую модель  оптимизации коммуникаций.

  Название  «синтоническая» образовано от слова  «синтония», что означает «быть в  гармонии с самим собой и другими» [3]. Синтоническая модель общения  разработана в рамках нейролингвистического  программирования (НЛП). НЛП – это  результат объединения психологии, лингвистики, математики. Приемы НЛП  успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.

  В синтонической модели выделяются основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное  состояние) и процессы овладения  ими (делятся на части или шаги). Если вы хотите успешно взаимодействовать  с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных  практических упражнений.

  Синтоническая модель общения рассматривает общение  как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления: [восприятие + мышление = общение]. Процесс  общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек  устанавливает контакт с миром  и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та система, которой он доверят больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальная (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». 

  6.3. Какие коммуникативные  стратегии выделяют  в международном  бизнесе, в каких  условиях каждая  из них применяется? 

  Способ  коммуникации – и институциональной, и публичной – является относительно устойчивым элементом культуры и  существует довольно продолжительное  время. Поэтому любое производимое социальное действие есть всегда производимая или воспроизводимая этим действием  коммуникационная стратегия, которая  создает новый или поддерживает старый способ коммуникации, который  затем может закрепляться как  содержательное основание культуры вообще. В этом смысле мы говорим  не о коммуникации, а о коммуникационной стратегии, тем самым внося в  этот инструмент содержание выбора, содержание перспективы и указывая на необходимость  постоянных усилий на поддержание этого выбора и такой перспективы. Хочет менеджер или нет, осознает или не осознает, берет во внимание способы коммуникации в своей работе или работает только с сознанием, только идеологически, он все равно воспроизводит ту или иную коммуникационную стратегию в сознательно или стихийно изменяющейся коммуникативной среде.

  Таким образом, коммуникационная стратегия, являясь отдельной и специально решаемой задачей любого социального  действия, не осуществляется, а отдается якобы на волю стихии (а точнее, воспроизводится  имеющийся способ коммуникации). Тем  самым менеджер не может отвечать за успех или неуспех социального  действия. Когда же гуманитарные технологи  применяют методы манипуляции и  управления поведением посредством  коммуникации, они могут добиваться поставленной цели, поскольку большинство  граждан не в состоянии управлять  процессами коммуникации или их контролировать так, чтобы осуществлять противостояние этим технологиям. 

  7. Конвергенция и  дивергенция в  контексте сравнительного  менеджмента.

  7.1. Чем отличаются  понятия «конвергенция»  и «дивергенция»  в сравнительном  менеджменте? 

  Ключевой  вопрос сравнительного менеджмента, вокруг которого уже многие годы идут споры  как среди исследователей, так  и среди менеджеров-практиков, в  общем виде можно поставить следующим  образом: что показывает историческое развитие цивилизации в отношении превалирующих тенденций, связанных с учетом национально-культурных особенностей в международном менеджменте? Идет ли дело к нивелированию этих особенностей и переходу к некой единой модели (конвергенция) или же, наоборот, усиливаются различия между культурами и менеджеру необходимо все в большей мере учитывать эти различия в своей деятельности (дивергенция) ?

  Отвечая на этот вопрос, сравнительный менеджмент, в лице своих ведущих исследователей, занял сбалансированную и взвешенную позицию, суть которой можно выразить следующим тезисом: в современном  весьма сложном мире есть ряд факторов, которые способствуют именно конвергенции, но в то же время есть и дивергентные составляющие. При этом, если брать  взаимодействие человека и работы, в гораздо большей мере проявляются  конвергентные факторы, но с точки  зрения межличностного общения зачастую весьма серьезную роль играют и факторы  дивергенции.

  Метод конвергенции-дивергенции (КД) – самый  популярный из подобного рода осцилляторов в экономике, построенный на основании  двух систем разных порядков. Авторство  принадлежит Джеральду Эппелю. КД-гистограмма  позволяет оценить соотношение  сил между разнородными системами. Она показывает разницу краткосрочных  и долгосрочных соглашений групп  биржевиков по поводу ценности национального  рынка. По пересечениям соответствующих  графиков можно судить об изменении  долгосрочного, среднесрочного или  краткосрочного тренда. Наклон гистограммы  КД определяет преобладающую на рынке  группу. 

  7.2. Перечислите факторы  конвергенции и  дивергенции при  взаимодействии человека  и работы.

  Мощным  конвергентным фактором является образование, в силу нескольких основных причин, и первая из них следует из того, что уже сказано о технологии: именно требования технологии заставляют в значительной степени унифицировать  систему знаний, которые получает специалист для работы с этой технологией. С другой стороны, сама система нынешнего  образования преимущественно основана на единых для всего мира информационных технологиях – еще один столь  же мощный конвергентный фактор. Конечно, ни в коем случае нельзя считать, что  студент-араб, -американец или японец, обучающийся, в принципе, одному и  тому же, например, компьютерным технологиям, станет абсолютно идентичным как  индивидуум. Речь идет о другом: о  своего рода «схожести» в каких-то чертах, даже в рамках их собственных национально-культурных стереотипов.

  Важнейшим фактором дивергенции являются культурные различия. Выше неоднократно отмечалось, что культурная динамика зачастую дает

  доказательства  определенной «схожести» за счет факторов конвергенции. Нельзя, однако, переоценивать  значение такой направленности динамики, поскольку в сложном современном мире продолжается развитие идей и идеологий, разделяющих мир по принципам религиозного, национального, политического и иного характера. Их влияние и силу нельзя недооценивать, и в этой связи важно отметить, что одно из наиболее страшных проявлений экстремизма – терроризм, который вне зависимости от его национальной окраски является безусловным следствием развития этих идей и идеологий. Но если и не брать даже такие крайние проявления, то рассмотренные выше явления этноцентризма, национальной стереотипизации и им подобные вкупе с превратно понимаемыми религиозными догматами и различными политическими идеями вносят сегодня (по-видимому, это сохранится и в ближайшей перспективе) значительный негативный вклад в процессы дивергенции. 

    8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента

  8.1. Сформулируйте основные  проблемы и направления  развития сравнительного  менеджмента. 

  При изучении кросс-культурных проблем  общество обычно рассматривается с  точки зрения экономики и культуры. В международном бизнесе имеет  такое же значение ряд политико-правовых аспектов. Факт широчайшего вторжения  государства как в экономику  в целом, так и в международную  деятельность общеизвестен. Причем особенно это чувствуется в странах, находящихся  в настоящее время «на пути к рынку», когда еще нет четкой расстановки и главное – баланса  политических сил, сильной правовой базы, регулирующей международную деятельность.

  Так, в Китае наблюдается активное действие органов власти на всех уровнях  – с общенационального вплоть до провинциального (областного), поселкового  и деревенского. Сильное и активно  действующее правительство взяло  на себя ведущую роль в руководстве  процессом перехода к рынку путем  создания институтов рыночной направленности как на промышленном, так и региональном уровнях. Экспортная деятельность в  стране находится под контролем  государства, и ее интенсивность  часто определяется решениями провинциальных властей. Правительством проводится экспансионистская  политика, осуществляется программа  реструктуризации приватизированных  и государственных предприятий, ведется такая торговая политика и политика регулирования, которая  позволяет привлекать солидных иностранных  инвесторов, способных принести необходимый  опыт и финансовые средства. 

  8.2. Какие критерии  управляемости предприятием  можно выделить?

  В практике международных организаций  возможно устойчивое нарушение их оптимального функционирования, их дисфункция, что  принято называть организационной  патологией. Проявляется она в  отходе от целей, стагнаций, отклоняющемся  служебном поведении членов организации  и т. п. Формой организационной патологии  является господство структуры над  функцией,  когда организационные системы, будучи созданными для выполнения той или иной функции, стремятся к самодовлеющему поведению, превращая цель в средства, а средства – в цель.

  С целью повышения управляемости  организации руководство делает упор на делегирование авторитета, т. е. наделение большими полномочиями подчиненных. Однако этот процесс может  усилить разделение целей (бифуркацию) между различными подразделениями  организации. Такая бифуркация ведет  к увеличению конфликтов между организационными подразделениями и развитию особой «подразделенческой психологии», когда  цели подразделений все больше включаются в цели организации и постепенно их «заслоняют» (форма группового эгоизма). Таким образом, делегирование полномочий имеет и функциональные, и дисфункциональные  последствия.

  На  норму (и форму) управляемости могут  оказывать влияние такие факторы, как квалификация персонала, размещение сотрудников (в одной комнате, в  разных помещениях, в разных районах  и т. д.), наличие помощников и заместителей, наличие секретаря, динамичность и  характер управляющего, степень необходимой  координации и контроля. 
 

  8.3. Что подразумевает  управляемое развитие  организации в  контексте национально-регионального  менеджмента? 

  Главным средством управляемого развития организации  на любом рынке являются нововведения. Но все организационные системы  обладают значительной инерционностью, так как новшества обычно вызывают смещение равновесия в них и непредвиденные последствия. Возникает феномен  «сопротивления нововведениям», для  преодоления которого необходимы специальные  методы активизации инновационных  процессов (т. е. управление нововведениями не только содержательное, но и организационное).

  По  этому поводу М. Крозье отмечает: «Способность современных организаций к инновациям зависит, прежде всего, от наличия таких  правил игры, которые вознаграждают  кооперативную, конструктивную и новаторскую  деятельность вместо того, чтобы стремиться к сохранению равновесия, гармонии и консервации существующих отношений. Никакая формальная демократия и  никакие правовые обязанности не могут создать климат, благоприятствующий инновации, если не осуществляются глубокие изменения в правилах политической игры в рамках данного организованного  целого»

Информация о работе Сравнительный менеджмент