Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа
Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.
Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.
2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?
5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?
6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?
7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.
8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к
Концессионная эра (1914–1945 гг.). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий не только за определѐнными метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран, как Англия, Франция США, Германия и др. Название эры, введенное Робинсоном, однозначно определяет концессию как главную форму экономических взаимоотношений крупнейших монополий из развитых стран и колониальных территорий. В значительной мере развиваются местные трудовые ресурсы, причем на разных уровнях:
на уровне квалифицированного рядового персонала в колониях (поскольку низкая оплата труда этих рабочих позволяла соответствующим монополиям иметь значительные конкурентные преимущества);
на
уровне использования местных
на уровне решения проблемы общего образования населения и специального образования в интересах нужд промышленности.
Именно
в эру концессий появляются первые
научные исследования, которые с
известной долей условности можно
отнести к публикациям в
Эра
концессий достаточно естественным
образом заложила основы тех самостоятельных
политических структур, которые затем
стали основой политического
строя в эпоху национальных государств
(см. ниже). Отметим в этой связи, что
одна из центральных проблем
Эра национальных государств (1945–1970 гг.). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства. В течение четверти века послевоенного развития появилось более полутора сотен новых национальных государств, каждое из которых обрело самостоятельность. Для большинства стран важнейшей проблемой следует считать односторонность экономического развития, так как в колониальных условиях метрополии создавали из этих стран свои сырьевые отрасли.
Таким
образом, элементы становления бизнеса,
особенно в эпоху концессий, послужили
стартовой площадкой для
1.4 Дайте характеристику глобализации экономических процессов.
В
конце XX в. сформировалась эпоха, которая,
уже вне рамок структуры
-движущие силы глобализации превалируют над сдерживающими ее факторами;
-возникновение глобальной цивилизации создает множество парадоксов с точки зрения смешения культур – происходит гибридизация норм и стандартов;
-глобальный характер надвигающихся изменений требует трансформации большинства существующих институтов, начиная с государств и заканчивая корпорациями.
Теодор
Левитт полагает, что по-настоящему
глобальные рынки закономерно вызывают
к жизни корпорации нового типа.
По его мнению, глобальная компания
заменила многонациональную
Управление глобальной компанией требует развития следующих основополагающих аспектов бизнеса:
-внедрение глобального менталитета, что подразумевает понимание всемирных политических, экономических, социальных, культурных, демографических, научных, технологических, медицинских и экологических факторов и процессов;
-глобальную бизнес-компетенцию – знание новых возможностей в эпоху гиперконцентрации, периодически возникающего глобального избытка производственных мощностей, изменения системы ценностей потребителей, непрерывного развития интернациональной бизнес-этики, а также устранения границ между секторами глобальной экономики, ведущего к новым бизнес-парадигмам;
-глобальную межкультурную компетенцию – создание новых форм ассоциаций (в том числе электронных), включающих культурные «гибриды» – с продавцами, оптовиками, конкурентами, клиентами, и возникновение «третьего сектора» экономики, реагирующего на потребности клиентов во всех частях земного шара.
Возникновение
глобальной цивилизации не означает
мгновенного стирания границ и возникновения
некой надкультуры. В мире, состоящем
из примерно двухсот государств и
десятков тысяч культурных различий,
компании могут построить достаточно
прочный дом для глобальной цивилизации,
только базируясь на межкультурной
и межнациональной компетенции.
2. Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
Под культурой понимают образ жизни того или иного народа и систему восприятия и понимания мира, присущие этому народу. Образ жизни и система восприятия мира отличают народы друг от друга (эти различия могут быть больше или меньше в зависимости от географических, экономических, политических и социальных особенностей развития; понятно, что решающую роль в характере и глубине этих различий играет близость народов с точки зрения указанных выше факторов).
Феномен культуры (вне зависимости от конкретной нации или народности) обладает следующими характерными чертами.
- передается из поколения в поколение;
- постоянно развивается;
- формирует внутри себя
- несмотря на принадлежность
к одной и той же культуре,
люди могут по-разному
- с одной стороны, жизнь народа
в значительной мере
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
Теория базовых и инструментальных ценностей М. Рокича. Она в настоящее время является наиболее распространенной. Основана на том, что все ценности делятся на базовые и инструментальные. При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, главные устремления, ради которых собственно живет и действует человек. Инструментальные ценности имеют значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.
К
базовым ценностям Рокич отнес
жизненный комфорт, мир, красоту, равенство,
семью, дружбу, безопасность и т. д. К
инструментальным – стремление к
карьере, эффективность, честность, независимость,
любовь, ответственность и т. д. Хорошо
понимая систему базовых и
инструментальных ценностей своих
партнеров, подчиненных, людей из странового
окружения, менеджер может умело
руководить ими в интересах бизнеса
и укрепления позиций фирмы. Разнообразие
национальных культур сказывается
в различии деления на базовые
и инструментальные ценности. Исследования,
например, показали, что для людей
восточных культур мир является
не базовой, а инструментальной ценностью.
Для них независимость или
победа собственной религии над
другими – наиважнейшие базовые
ценности. Люди западной культуры считают
зачастую интеллектуализм одной
из важнейших базовых ценностей,
в то время как внутренняя гармония
и душевный покой не занимают здесь
того определяющего места, которое
они имеют в восточных
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
Теория внутреннего содержания личности. Была предложена американскими исследователями в середине 1970-х гг. и построена на положении о том, что различаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, «внутри которых» особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми и задают главные характеристики их поведения. Было выделено шесть главных типов людей:
-теоретический
человек, для которого
-экономический
человек, высшей ценностью для
которого являются
-эстетический человек, для которого главным является красота и гармония ценностей искусства и т. д.;
-социальный
человек, видящий главные
-политический
человек, главной ценностью
-религиозный
человек, для которого главная
ценность проистекает из
Этот
подход вскрывает одну из сторон индивидуального
поведения людей различных
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
Льюис выделил 3 типа культур:
1.
Моноактивные культуры. Их представители
ориентированы на задачи. Они
активно занимаются
2.
Полиактивные культуры. Представители
данной культуры ориентированы
на людей. Они общительны, спонтанно
активны, делают несколько дел
сразу, и не обязательно те,
которые запланированы. Они
3.
Реактивные культуры. Характерная
черта этого типа культуры
– придание большой значимости
вежливости, умению слушать. Ее
типичные представители –
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
Из
исследователей типологии организационной
культуры более других известен голландский
ученый, профессор антропологии Г. Хофcтеде.
Он проводил исследования с 1960 по 1980 гг.
в 70 странах мира, опросил более 60
000 респондентов относительно удовлетворенности
их своим трудом, коллегами, руководством,
жизненных целей, восприятия проблем
трудового процесса, профессиональных
предпочтений. При этом он учитывал
половозрастные и профессиональные
индикаторы (стаж работы, профессию). В
качестве критерия данной типологии
были взяты национально-