Сравнительный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.

Содержание

Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.

2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?

5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?

6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?

7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.

8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к

Работа содержит 1 файл

сравнительный менеджмент.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

  Концессионная эра (1914–1945 гг.). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий не только за определѐнными метрополиями, но прежде всего их «экономическая привязка» к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран, как Англия, Франция США, Германия и др. Название эры, введенное Робинсоном, однозначно определяет концессию как главную форму экономических взаимоотношений крупнейших монополий из развитых стран и колониальных территорий. В значительной мере развиваются местные трудовые ресурсы, причем на разных уровнях:

  на  уровне квалифицированного рядового персонала  в колониях (поскольку низкая оплата труда этих рабочих позволяла  соответствующим монополиям иметь  значительные конкурентные преимущества);

  на  уровне использования местных менеджеров на разных уровнях управления;

  на  уровне решения проблемы общего образования  населения и специального образования  в интересах нужд промышленности.

  Именно  в эру концессий появляются первые научные исследования, которые с  известной долей условности можно  отнести к публикациям в области  сравнительного менеджмента.

  Эра концессий достаточно естественным образом заложила основы тех самостоятельных  политических структур, которые затем  стали основой политического  строя в эпоху национальных государств (см. ниже). Отметим в этой связи, что  одна из центральных проблем сравнительного менеджмента –взаимодействие фирмы  и страны пребывания – во многом берет свое начало именно из эры  концессий.

  Эра национальных государств (1945–1970 гг.). Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства. В течение четверти века послевоенного развития появилось более полутора сотен новых национальных государств, каждое из которых обрело самостоятельность. Для большинства стран важнейшей проблемой следует считать односторонность экономического развития, так как в колониальных условиях метрополии создавали из этих стран свои сырьевые отрасли.

  Таким образом, элементы становления бизнеса, особенно в эпоху концессий, послужили  стартовой площадкой для социального, экономического и политического  развития новых национальных государств. 

      1.4  Дайте характеристику глобализации экономических процессов.

  В конце XX в. сформировалась эпоха, которая, уже вне рамок структуры Робинсона, с полным основанием может быть названа  пятой эрой, эрой глобализации. Глобализация определяется как взаимозависимость  транспортных, сбытовых, коммуникационных и экономических инфраструктур различных стран. Настоящая глобальная эффективность требует от претендующей на роль лидера организации определенных позитивных шагов. Возникновение глобальной цивилизации заслуживает серьезного внимания, и для того, чтобы разобраться в хаотическом характере глобализирующегося мира, необходимо рассмотреть три долгосрочные тенденции:

  -движущие силы глобализации превалируют над сдерживающими ее факторами;

  -возникновение глобальной цивилизации создает множество парадоксов с точки зрения смешения культур – происходит гибридизация норм и стандартов;

  -глобальный характер надвигающихся изменений требует трансформации большинства существующих институтов, начиная с государств и заканчивая корпорациями.

  Теодор  Левитт полагает, что по-настоящему глобальные рынки закономерно вызывают к жизни корпорации нового типа. По его мнению, глобальная компания заменила многонациональную корпоративную  структуру в качестве наиболее эффективного конкурента международного масштаба. Различие между ними заключается  в том, что многонациональная  компания ведет свой бизнес в различных  странах, «подлаживая» продукты и методы управления к местным условиям и  рыночной специфике. Глобальная же компания избегает сравнительно высоких затрат многонациональных бизнес-структур, предлагая стандартизованные продукты для интегрированного мирового рынка (Levitt, 1983). Последнее в не меньшей, а, может быть, даже в большей степени  требует глубокого исследования и анализа кросс-культурных факторов.

  Управление  глобальной компанией требует развития следующих основополагающих аспектов бизнеса:

  -внедрение глобального менталитета, что подразумевает понимание всемирных политических, экономических, социальных, культурных, демографических, научных, технологических, медицинских и экологических факторов и процессов;

  -глобальную бизнес-компетенцию – знание новых возможностей в эпоху гиперконцентрации, периодически возникающего глобального избытка производственных мощностей, изменения системы ценностей потребителей, непрерывного развития интернациональной бизнес-этики, а также устранения границ между секторами глобальной экономики, ведущего к новым бизнес-парадигмам;

  -глобальную межкультурную компетенцию – создание новых форм ассоциаций (в том числе электронных), включающих культурные «гибриды» – с продавцами, оптовиками, конкурентами, клиентами, и возникновение «третьего сектора» экономики, реагирующего на потребности клиентов во всех частях земного шара.

  Возникновение глобальной цивилизации не означает мгновенного стирания границ и возникновения  некой надкультуры. В мире, состоящем  из примерно двухсот государств и  десятков тысяч культурных различий, компании могут построить достаточно прочный дом для глобальной цивилизации, только базируясь на межкультурной  и межнациональной компетенции. 

        2. Кросс-культурный анализ в менеджменте

        2.1  В чем состоит  феномен культуры  и субкультуры? 

  Под культурой понимают образ жизни  того или иного народа и систему  восприятия и понимания мира, присущие этому народу. Образ жизни и  система восприятия мира отличают народы друг от друга (эти различия могут  быть больше или меньше в зависимости  от географических, экономических, политических и социальных особенностей развития; понятно, что решающую роль в характере  и глубине этих различий играет близость народов с точки зрения указанных  выше факторов).

  Феномен культуры (вне зависимости от конкретной нации или народности) обладает следующими характерными чертами.

   - передается из поколения в  поколение; 

   - постоянно развивается; 

   - формирует внутри себя субкультуры,  которые характеризуются определенными  культурными особенностями, присущими  локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри  данной культуры. В свою очередь,  субкультуры могут возникать  и в рамках нескольких национальных  культур, формируя своего рода  «кросс-субкультуру« (например, рок-культуру, культуру байкеров и т. д.);

   - несмотря на принадлежность  к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать  ее и оценивать, быть в большей  или меньшей степени преданной  ей, не принимать ее отдельные  элементы или даже культуру  в целом; 

   - с одной стороны, жизнь народа  в значительной мере управляется  его культурой, а с другой  – культура в известной мере  управляется развивающейся и  обновляющейся жизнью самого  народа.  
 

       2.2  В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?

  Теория  базовых и инструментальных ценностей  М. Рокича. Она в настоящее время  является наиболее распространенной. Основана на том, что все ценности делятся на базовые и инструментальные. При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, главные устремления, ради которых  собственно живет и действует  человек. Инструментальные ценности имеют  значение лишь как определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.

  К базовым ценностям Рокич отнес  жизненный комфорт, мир, красоту, равенство, семью, дружбу, безопасность и т. д. К  инструментальным – стремление к  карьере, эффективность, честность, независимость, любовь, ответственность и т. д. Хорошо понимая систему базовых и  инструментальных ценностей своих  партнеров, подчиненных, людей из странового окружения, менеджер может умело  руководить ими в интересах бизнеса  и укрепления позиций фирмы. Разнообразие национальных культур сказывается  в различии деления на базовые  и инструментальные ценности. Исследования, например, показали, что для людей  восточных культур мир является не базовой, а инструментальной ценностью. Для них независимость или  победа собственной религии над  другими – наиважнейшие базовые  ценности. Люди западной культуры считают  зачастую интеллектуализм одной  из важнейших базовых ценностей, в то время как внутренняя гармония и душевный покой не занимают здесь  того определяющего места, которое  они имеют в восточных культурах. 

       2.3  Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?

  Теория  внутреннего содержания личности. Была предложена американскими исследователями  в середине 1970-х гг. и построена  на положении о том, что различаются  между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, «внутри  которых» особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми и задают главные характеристики их поведения. Было выделено шесть главных типов  людей:

  -теоретический  человек, для которого главными  ценностями являются открытие  истины, знания, рациональность, опыт;

  -экономический  человек, высшей ценностью для  которого являются практическое  дело, бизнес, реальные, экономически  ощутимые достижения;

  -эстетический  человек, для которого главным  является красота и гармония  ценностей искусства и т. д.;

  -социальный  человек, видящий главные ценности  в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей  взаимопомощи, принесении себя в  жертву общественным целям; 

  -политический  человек, главной ценностью для  которого являются сила и влияние,  лидерство, наслаждение соревнованием  и борьбой; 

  -религиозный  человек, для которого главная  ценность проистекает из ценностей  религии и который черпает  силы в религиозном порядке,  в представлениях о целостности  мироздания, определяемого теми  же религиозными истинами.

  Этот  подход вскрывает одну из сторон индивидуального  поведения людей различных наций. Численность людей каждого из 6 типов существенно колеблется от культуры к культуре.

       

  2.4  Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.

  Льюис выделил 3 типа культур:

  1. Моноактивные культуры. Их представители  ориентированы на задачи. Они  активно занимаются планированием  жизни и не делают несколько  дел в одно и то же время  (каждому делу уделяется определенный  отрезок времени). В эту группу  входят немцы, англичане, американцы, австралийцы, новозеландцы, скандинавы (за исключением финнов).

  2. Полиактивные культуры. Представители  данной культуры ориентированы  на людей. Они общительны, спонтанно  активны, делают несколько дел  сразу, и не обязательно те, которые запланированы. Они могут  делать то, что нравится в данный  момент, что кажется важным. Это  испанцы, итальянцы, латиноамериканцы, арабы. 

  3. Реактивные культуры. Характерная  черта этого типа культуры  – придание большой значимости  вежливости, умению слушать. Ее  типичные представители – японцы, китайцы, финны.  

        2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?

  Из  исследователей типологии организационной  культуры более других известен голландский  ученый, профессор антропологии Г. Хофcтеде. Он проводил исследования с 1960 по 1980 гг. в 70 странах мира, опросил более 60 000 респондентов относительно удовлетворенности  их своим трудом, коллегами, руководством, жизненных целей, восприятия проблем  трудового процесса, профессиональных предпочтений. При этом он учитывал половозрастные и профессиональные индикаторы (стаж работы, профессию). В  качестве критерия данной типологии  были взяты национально-государственный  и этнический факторы. Им была построена  четырехфакторная модель ценностей.

Информация о работе Сравнительный менеджмент