Сравнительный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.

Содержание

Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.

2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?

5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?

6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?

7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.

8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к

Работа содержит 1 файл

сравнительный менеджмент.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

  При разработке управленческих решений  приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все  аспекты или их большинство, решение  наиболее обоснованно. Сами обоснования  либо принимаются, либо используются для  выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей  или организаций, но верное решение  не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы  важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки, вследствие сокращения штатов, или  компания, скорее, выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, или  сокращение штатов безальтернативно и  не подлежит моральной оценке.

  Для бизнеса естественна ведущая  роль экономического обоснования принимаемых  решений, но это не значит, что этика  либо безоговорочно уступает, либо препятствует экономической или  иной выгоде. Менеджеры зачастую напрасно приписывают этике «антиприбыльную» направленность и исключают ее из рассмотрения. Такая позиция ошибочна: при выработке оптимального решения  важно, чтобы этические соображения  усиливали действие экономического или другого фактора или чтобы  другие факторы усиливали действие этического. Этика не претендует на роль «судьи», она, скорее, направлена на выработку всесторонне обоснованного  решения, оправданного со всех точек  зрения. 
 

  3.4 В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?

  Согласно  одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие  их менеджеры действуют по следующей  схеме.

  1. Собирают информацию для всестороннего  обоснования решения. Если решение  затрагивает интересы основных  участников бизнеса, менеджеры  прогнозируют степень положительного  и отрицательного воздействия. 

  2. Подбирают соответствующие этические  гипернормы и микронормы. Если  между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых  предпочтение отдается тем, которые  согласуются с первыми, выстраиваются  с ними в логический ряд  и формулируются четко и понятно.  Например, одни компании соблюдают  конфиденциальность переписки служащих  по своей электронной почте,  ссылаясь на неприкосновенность  посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом  собственности на компьютеры  и сохранением служебной информации. Этическим решением является  недвусмысленное, четкое и ясное  заявление компании о своей  политике в отношении использования  ее компьютеров служащими (независимо  от конкретного содержания такого  заявления).  Исключение неприемлемых  вариантов решений. Подготовка  двух вариантов их этического  обоснования: желательное и минимально  приемлемое.

  Выявление возможностей преобразования минимально приемлемого этического обоснования  в желательное. Это происходит в  силу внешнего давления или производственной необходимости. Например, на предприятии  имеет место конфликт двух этических  гипернорм: неприкосновенности частной  жизни и моральной ответственности  работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется  через правила техники безопасности. На данном предприятии эти правила  требуют тестирования сотрудников  на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки безвредны, но абсолютно необходимы, они этичны, а неприкосновенность частной жизни  отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

    При недостаточности этического  обоснования принимаемого решения  следует руководствоваться другими  обоснованиями – экономическими, технологическими, социальными или  политическими. Скажем, сокращение  штатов при реконверсии или  модернизации производства трудно  осудить или оправдать с моральной  точки зрения, если оно диктуется  производственной необходимостью  или политическим давлением. Суммарный  выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический,  политический) преодолевает моральные  соображения, нацеленные в пользу  сохранения рабочих мест. Уволить  же недисциплинированных сотрудников,  пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим соображениям.  

        3.5  Что необходимо  для формирования  российской национальной  деловой культуры?

  Проблема  вступления России в мировую экономику  носит многоаспектный характер. С  одной стороны, это соблюдение формальных требований, признание России в качестве страны с рыночной экономикой, вступление в ВТО, позволяющее снять ряд  ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом, на мировой рынок. С другой, содержание бизнеса, его организация  и набор критериев, применяемых  в процессе принятия решений, и реальная национальная деловая культура. Кроме  того, Россия позже других начала строить  современные рыночные отношения.

  В России тоже можно выделить три уровня культуры в бизнесе:

  -уровень  национальной культуры;

  -уровень  организационной культуры;

  -уровень  управленческой культуры.

  Национальная  культура существенно влияет на организацию, которая, в свою очередь, влияет на управленческую. При сильном, волевом руководителе управленческая культура может определить организационную. И есть вероятность, что в совокупности организационные  культуры могут влиять на национальную культуру.

    В России существуют две основные  проблемы: проблема власти и проблема  отношения к работе. В большинстве  российских деловых организаций  власть построена по принципу  виноградной грозди: сверху вниз  и кластерами – замкнутыми  группами. Кластерная форма характерна  и для западных бизнес-структур, но на Западе такая группа  – это сплоченная команда,  а россияне – индивидуалисты. Но ведь власть считается с  командой. Русские вполне уживаются  друг с другом в коллективе, считая, что группа является наиболее  важной частью социально-экономической  системы. В отличие от Запада, у нас работа в группе плохо  структурирована, нечѐтко расписаны  обязанности и функции каждого  работника. 

  Выделяют  следующие признаки ментальности России:

  -доминирует  социально-этическая ориентация;

  -преобладают  внеэкономические цели;

  -доминирует  вера в необходимость централизованного  решения управленческих проблем. 

  Знание  истории национальной культуры, еѐ ценностей и образцов поведения  людей в различных хозяйственных  ситуациях позволит профессионально  готовить и воспитывать будущих  менеджеров. В бизнесе важна моральная  среда, для предприятия важна  мораль нанимаемых работников, а формируется  мораль духовно-нравственными ценностями. Поэтому одним из ключевых элементов  деловой культуры российских организаций, активно воздействующих на процессы полноправного вхождения России в мировую систему разделения труда, выступает этика бизнеса.

  Существует  множество гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным  с взаимодействием национальной деловой и корпоративной (организационной) культуры в современном мире. 

   4. Корпоративная культура организации и деловая этика.

   4.1  Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?

  Тип совместной деятельности – это способ организации коллективного труда  и взаимодействия в рамках коллективного  решения задач. Л.И. Уманский выделил  три типа взаимодействия.

  Совместно-взаимодействующий  тип характеризуется обязательностью  участия каждого в решении  общей задачи, интенсивность труда  исполнителей примерно одинакова, особенности  их деятельности определяются руководителем  и, как правило, малоизменчивы. Эффективность  общей деятельности в равной степени  зависит от труда каждого из участников. Иллюстрацией такого варианта организации  совместной деятельности может послужить  совместное передвижение тяжестей.

  Совместно-индивидуальный тип деятельности характеризуется  тем, что взаимодействие между участниками  труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика  деятельности задается индивидуальными  особенностями и профессиональной позицией каждого, затем участники  процесса представляют результаты труда  в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать  и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи – телефон, компьютерные сети и т. д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим  образом. Примеры этого типа деятельности – индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ разных аспектов одного и того же явления разными  специалистами.

  Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального  временным распределением, а также  порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что  вначале в работу включается один участник, затем – второй, третий и т. д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в  результат, характерных именно для  этого участка технологического процесса. Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает  дерево, потом кто-то перевозит его  на фабрику, затем кто-то отделяет ствол  от ветвей, потом кто-то измеряет ствол  и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия – конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса автоматически переходит к другому и становится для него предметом труда.

  В последнее время стали выделять особый тип совместной деятельности – совместно-творческий. Подобный тип  организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и  искусства, где участники научного или творческого проекта создавали  нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся  правилам и технологиям. В этих коллективах  создается особый тип деятельности – сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют  учета каждого, даже самого «сумасшедшего» видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип  характеризуется особой активностью  каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане  повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в  коллективной деятельности. С одной  стороны, особенности совместно-творческого  типа деятельности дают возможность  каждому участнику пробовать  разные способы деятельности, обогащаться  способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с  другой стороны – синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей  деятельность. Причем особенность этого  типа деятельности в том, что «следы»  индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы. 
 

    4.2  Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.

  Под этикой понимаются самые глубинные  нормы поведения и понятия  о добре и зле, о том нравственном законе, познание которого и есть в  определенном смысле основная задача человечества и каждого человека. При этом учитывается известная  всеобщность и единство этого  закона, в отличие от многообразия этик, если в это понятие вкладывать более узкий смысл, например, просто правил поведения, которыми руководствуется  тот или иной индивид в тех  или иных условиях. Согласно этому  последнему пониманию, существуют отдельные  этики, в частности, этика ученого, этика предпринимателя и даже этика убийцы. Нас же интересует именно то общее, что объединяет людей, что делает людей людьми в бизнесе.

  Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которые лежат в основе деятельности организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения.    

Информация о работе Сравнительный менеджмент