Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа
Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.
Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.
2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?
5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?
6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?
7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.
8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к
Содержание
понятия «деловая этика» сводится к
определенной форме поведения, основой
которой является уважение интересов
как своей фирмы, так и ее партнеров,
клиентов и общества в целом, непричинение
им вреда. Подобное правило распространяется
и на конкурентов. Так, например, в
кодексе предпринимателя во многих
странах прямо запрещено
Деловая
этика, или этика бизнеса, сравнительно
недавно получила место в системе
российского бизнес-
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
Этика бизнеса действует на четырех соподчиненных иерархических уровнях.
1.
Мировой уровень (гипернормы). Это
нормы высшего уровня, основанные
на общечеловеческих ценностях
и зафиксированные в «
-социальная
ответственность бизнеса (
-модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
-повышение
доверия к бизнесу (при
-уважение
правовых норм и обеспечение
равных возможностей в
-признание
главенства этических норм (некоторые
сделки, разрешенные законом, могут
быть неприемлемы с точки
-содействие
свободе многосторонней
-уважительное отношение к окружающей среде;
-отказ
от противозаконных действий (взяточничество,
отмывание денег, продажа
Также особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению:
-к
покупателям – высокое
-к
работникам – достойная оплата
и условия труда, охрана
-к
владельцам и инвесторам –
отношения доверия,
-к
поставщикам – справедливые и
честные отношения с ними, включая
ценообразование,
к конкурентам – взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности;
-к
местному населению –
Таким
образом, гипернормы являются главенствующими
по отношению к национальным, отраслевым
и корпоративным этическим
2.
Национальные нормы (
3.
Корпоративный уровень (
4.
Деловая этика как вид
Общей основой профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии. Ценности – это представления о должном, «концепция желаемого» (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Человек вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.
Индивидуальная
мораль в профессиональной сфере
предполагает также осознание
профессионального
долга.
4.4. Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?
Всемирный
этический кодекс, принят в 1994 г.
в Швейцарии представителями ведущих
компаний и консультантов бизнеса из США,
Западной Европы и Японии.
5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1. Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
Принято выделять четыре основных вида мотивации, которые соответствуют той или иной группе стран либо культур:
-достижение цели, где деньги играют большую роль (стать лидером на рынке, первым выйти с какой-то новинкой и т. д.);
-защитная мотивация, стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела (желание создать свой мир, стабильность);
-социальная мотивация, где действует уравнительный подход (в странах третьего мира);
-социальная
мотивация в странах, согласных идти на
риск, чтобы повысить качество жизни.
5.2. Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
Роль и значение достижений. Европейскую и американскую управленческие культуры трудно представить без такого мощнейшего рычага мотивации, как «достижения». Ведь, по существу, эти управленческие культуры постоянно ориентируют работников и менеджеров на определенные трудовые достижения, а с другой стороны, постоянно совершенствуют систему поощрений этих достижений как в моральном, так и в материальном планах. Выше, при обсуждении феномена конформизма, уже обращалось внимание на то, что индивидуализм сам по себе очень жестко воспитывает своего рода «спортивный подход» к жизни вообще и к работе в частности, рассматривая свою деятельность как своеобразную арену соревнования, на которой решающее значение имеют спортивные достижения, вне зависимости от того, выражаются ли они в росте оборота, захвате новых рынков, выпуске новой продукции и т. д. Личное либо коллективное достижение становится и главной целью, и основным объектом мотивации. Ни в коем случае не ставя под сомнение этот фундаментальный принцип, на котором, в конце концов, созданы все наиболее значительные экономические достижения западного мира, обратим лишь внимание на то, что в рамках такой значительной мировой культуры, как индуизм, все это будет выглядеть существенно иным образом, ведь для людей этой культуры так называемые внешние достижения, в том числе и достижения в работе, играют существенно меньшую роль, чем то, что можно назвать внутренними достижениями, т. е. моменты самосовершенствования, внутренней гармонии личности и т. д. Если менеджер не учитывает это важнейшее обстоятельство применительно к представителям разных национальных культур, то он, скорее всего, может впасть в серьезное затруднение и соответственно получить эффекты антистимулирования.
Особое
место среди констант мотивации
занимают половые
роли. Здесь уместно отметить, что сама
идея несколько различного подхода к стимулированию
мужчин и женщин в рамках трудового коллектива
никогда не вызывала сомнений у специалистов
и исследователей. Эта точка зрения вполне
согласуется и с различиями в тех ценностях,
которые в известной мере присущи представителям
разных полов. Если говорить вне контекста
той или иной культуры, то роль женщины
как жены, матери, хранительницы семейного
очага и т. д. сама по себе ориентирует
на достаточно особенную мотивацию. Однако
в современных условиях и в рамках особых
культур эта проблема выглядит существенно
сложнее.
5.3. Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
Для того чтобы хорошо срабатывали имиджевые регуляторы поведения, руководству важно знать, какие факторы способствуют формированию и укреплению имиджа организации и в какой мере на них следует обратить внимание и почему. Имидж организации – очень эфемерное понятие, а поэтому требуется «максимальная адресность» в «точках приложения усилий» ее руководства.
Факторы по трем основным воздействиям:
1) рост объема продаж;
2) максимальный объем продаж;
3) спад объема продаж.
Это
и есть основные стадии, по которым
можно судить о положении дел
в мультинациональной организации.
6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1. Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
Многие исследователи межличностного общения в разных культурах считают, что черты личности влияют на восприятие в процессе общения и на разнообразие моделей поведения людей в процессе общения.
Восприятие в процессе общения обусловлено действием имплицитных (внутренне присущих личности) представлений или теорий (в широком смысле – мировоззрения). Данные, теории или представления, внутренне присущие личности, влияют:
1) на отбор информации о других личностях;
2) на создание этой информации;
3) на организацию информации;