Сравнительный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как изучение управленческих отношений в мультинациональной среде.

Содержание

Теоретические основы сравнительного менеджмента
Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
Дайте характеристику глобализации экономических процессов.

2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте
2.1 В чем состоит феномен культуры и субкультуры?
2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?
2.3 Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?
2.4 Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.
2.5 Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?
2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?
Формирование национальной культуры и стиля управления
Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
Какие этические критерии определяют стиль управления?
В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?
3.5 Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?
Корпоративная культура организации и деловая этика
4.1 Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?
4.2 Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.
4.3 Какие уровни выделяют в деловой этике?
4.4 Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?

5. Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.
5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.
5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?
5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.
5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?

6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.
6.1 Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.
6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.
6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?

7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.
7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?
7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.

8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента
8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.
8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?
8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в к

Работа содержит 1 файл

сравнительный менеджмент.docx

— 70.83 Кб (Скачать)

Содержание: 

  1. Теоретические основы сравнительного менеджмента
    1. Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?
    2. Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.
    3. Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.
    4. Дайте характеристику глобализации экономических процессов.
 

       2 . Кросс-культурный анализ в менеджменте

      2.1  В чем состоит феномен культуры и субкультуры?

     2.2 В чем особенность подхода М. Рокича к изучению феномена культуры?

    2.3  Какова типология внутреннего содержания личности в теории культуры?

     2.4  Назовите критерии классификации деловых культур Р. Льюиса.

      2.5  Каково значение исследований Г. Хофстеде для развития сравнительного менеджмента?

     2.6. В чем сходство и различие систем описания культуры Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса?  

  1. Формирование  национальной культуры и стиля управления
    1. Какие факторы определяют национальные различия в системе управления?
    2. Охарактеризуйте национальные модели управления Японии и США.
    3. Какие этические критерии определяют стиль управления?
    4. В чѐм заключается механизм воздействия системы ценностей на поведение менеджеров?

      3.5  Что необходимо для формирования российской национальной деловой культуры?  

  1. Корпоративная культура организации  и деловая этика

     4.1  Какие типы совместной деятельности выделяют в сравнительном менеджменте?

     4.2  Нужна ли деловая этика в бизнесе? Приведите аргументы.

    4.3   Какие уровни выделяют в деловой этике?

     4.4  Когда и где был разработан Всемирный этический кодекс?

    

    5.  Мотивация в контексте сравнительного менеджмента.

     5.1 Перечислите группы факторов мотивации в мультинациональных коллективах.

     5.2 Какое значение имеют достижения и половые роли в межнациональных коммуникациях?

     5.3 Назовите имиджевые регуляторы поведения организации.

     5.4 Какие культурные особенности способствуют эффективной деятельности организации в условиях риска?

    

    6. Коммуникации с точки зрения сравнительного менеджмента.

     6.1  Перечислите основные проблемы межкультурных коммуникаций.

     6.2 Охарактеризуйте синтоническую модель оптимизации коммуникаций.

     6.3 Какие коммуникативные стратегии выделяют в международном бизнесе, в каких условиях каждая из них применяется?

   

    7. Конвергенция и дивергенция в контексте сравнительного менеджмента.

     7.1 Чем отличаются понятия «конвергенция» и «дивергенция» в сравнительном менеджменте?

      7.2 Перечислите факторы конвергенции и дивергенции при взаимодействии человека и работы.

   

    8. Проблемы и перспективы развития сравнительного менеджмента

    8.1 Сформулируйте основные проблемы и направления развития сравнительного менеджмента.

    8.2 Какие критерии управляемости предприятием можно выделить?

    8.3 Что подразумевает управляемое развитие организации в контексте национально-регионального менеджмента?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы сравнительного менеджмента

   1.1  Какие проблемы изучает сравнительный менеджмент?

  Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются  представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера  и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными  коллективами. Поэтому предмет изучения дисциплины можно определить как  изучение управленческих отношений  в мультинациональной среде.

  Соответственно  успешность применения этого инструментария решающим образом зависит как  от желания менеджера изучать  национальную специфику и культуру, так и от его умения творчески  применить упомянутый «рекомендательный» инструментарий к ситуации и конкретным характеристикам коллектива, которым  он управляет. В качестве заключительного  замечания отметим, что сравнительный  менеджмент постоянно учитывает  все моменты, связанные с интерактивностью, т. е. взаимодействием национально-культурных особенностей с экономической, правовой, социальной и политической сферами  в странах, где приходится вести  деловые операции.

   

    1.2 Перечислите методы, выделяемые в сравнительном менеджменте.

  Методы  сравнительного менеджмента – это  совокупность действий и способов достижения цели, определенным образом упорядоченная  деятельность по эффективному управлению международным бизнесом и функционированию человеческого капитала в мультинациональной организации.

  В системе методов необходимо различать:

    а) методы науки сравнительного  менеджмента, под которыми следует  понимать совокупность целенаправленных  действий и способов получения  новых знаний об управленческих  отношениях и системе сравнительного  менеджмента; 

  б) методы непосредственного сравнительного менеджмента, т. е. совокупность способов и приемов целенаправленного  воздействия субъекта управления на социально-экономические отношения  в мультинациональной среде.

  Методы  науки объединяются в две группы. Первая группа включает общенаучные  методы познания, которые применяются  практически во всех теоретических  исследованиях. К ним относятся: метод диалектики, научная абстракция, логический и исторический методы отображения  действительности в мышлении, анализ и синтез, индукция и дедукция и  т. д.

  Вторую  группу методов науки сравнительного менеджмента образуют специальные (специфические) методы познания –  особенные и единичные.

  Специальные методы сравнительного менеджмента  объединяют:

  1) методы сбора первичной информации (наблюдение, изучение мнений, анализ  документов, интервьюирование, анкетирование,  эксперимент, сбор статистических  данных, оценка конкурентоспособности  рабочей силы и др.) и методы  первичной обработки конкретных  данных об управлении 

  (относительных  и средних величин, кластерных  группировок, индексов, цепных подстановок;  балансовый метод);

  2) методы изучения, оценки и обобщения  полученной информации с целью  выработки и принятия управленческого  решения (системный анализ, линейное  программирование, экономико-статистические  методы, экономико-математическое моделирование,  экспертиза, вероятностные и др.);

  3) методы стратегического анализа  и прогноза. В нынешних российских  условиях применимы такие методы (с учетом адаптации их к  международному рынку труда): матричное  моделирование (матрица Бостонской  консультационной группы – БКГ,  многофакторная портфолиоматрица  «Дженерал Электрик», экспортно-ориентированный  стратегический маркетинговый анализ  – ЭСМА), мозговая атака, синектический  метод, методы коллективного блокнота, контрольных вопросов, морфологический  анализ, метод «Делфи» и др.

  Методы  непосредственно сравнительного менеджмента  опираются на знание законов общественного  развития, сравнительный анализ, трансакционный анализ, кластерный анализ, таксонометрический анализ, метод «кейсов», институциональный  анализ и кросс-культурные исследования (измерения). 

  1.3 Охарактеризуйте основные этапы развития международного бизнеса.

  На  Западе, особенно в США, кросс-культурные исследования являются традиционно  приоритетным направлением. Около 1 500 центров во всем мире проводят семинары, тренинги, межкультурные исследования. Поэтому для иностранных компаний кросс-культурные тренинги представляются привычными и даже необходимыми. Кросс-культурные особенности американцев, англичан, немцев, французов, японцев и арабов хорошо изучены. Однако этого нельзя сказать о народах, населяющих постсоветское  пространство. Длительное время в  СССР постулировалось существование  единой наднациональной общности –  «советского народа». На кросс-культурные исследования было наложено идеологическое табу. Поэтому кросс-культурный менеджмент в России и странах ближнего зарубежья  является совершенно новым и перспективным  направлением. Отсчет истории развития сравнительного менеджмента как  науки принято начинать с послевоенного  периода. М.З. Эпштейн приводит классификацию 1964 г. Американский исследователь Робинсон предлагает четырехчленную структуру  развития международного бизнеса, которая, в свою очередь, дает рациональные основания  для анализа и развития международного и сравнительного менеджмента. Рассмотрим подробнее указанную структуру, дополнив ее результатами более поздних исследований М.З. Эпштейна.

  Робинсон  делит все развитие международного бизнеса на четыре основные эры, полагая, что каждая из них обладала своими особенностями мотивации и структурой взаимоотношений политики и бизнеса.

  Эра коммерции (1500–1850 гг.). Эта эпоха великих географических открытий впервые в истории развития цивилизации наладила обмен товарами действительно во всемирном масштабе, в то время как в прежние времена такого рода обмен носил сугубо региональный характер (например, Средиземноморье и торговля между странами, развивавшимися вокруг него). Главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствовавший ему личный и коммерческий риск. Поскольку в эти годы появляются первые международные торговые компании, возникают и первые проблемы их эффективного функционирования, которые, однако, решаются на уровне интуиции отдельных руководителей в этих компаниях. Самостоятельность компаний проявлялась в политических и военных целях, нежели в целях чисто экономической экспансии. Международная торговля и вывоз драгоценных металлов из заморских стран играли все более значительную роль в экономическом развитии более передовых европейских стран, однако эту роль в ту эпоху никак нельзя назвать решающей. Таким образом, именно в коммерческую эпоху впервые ставится проблема взаимодействия политики и экономики (правда, для решения достаточно локальных задач) в условиях международного бизнеса.

  Эра экспансии (1850–1914 гг.). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, главным образом Англии, становится массовое использование сырья, вывозимого из колониальных территорий. В колониях начинает развиваться современная промышленность и отчасти более рациональное сельское хозяйство (снабжение метрополий и вообще развитых государств продуктами колониального сельского хозяйства играет все более важную роль). В колониях появляются массы местных наемных рабочих, встают проблемы, связанные с управлением (используются, конечно, наиболее жесткие методы, в достаточной мере схожие с управлением рабским трудом). Отдельные работы и технологические операции на колониальных предприятиях требовали соответствующих технологий и профессионального уровня работников, и эта проблема, как правило, решалась привлечением на колониальные предприятия квалифицированного персонала из метрополий и других европейских стран. В отношении политического развития колониальных территорий эра коммерции характеризуется попыткой колониальных властей в значительной мере сохранить и использовать в своих интересах политическую структуру, которая сложилась из местных лидеров туземной аристократии и т. д. Именно искусство управления через местные политические структуры дало возможность управлять большой территорией, используя минимальное количество военнослужащих и колониальную администрацию.

Информация о работе Сравнительный менеджмент