Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучить природу коммуникационного процесса в организации, его элементы и виды.
В данном курсовом проекте поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с понятием коммуникации и его основными элементами;
2) рассмотреть виды коммуникации, существующие в организации;
3) определить возникающие в процессе обмена информацией коммуникативные барьеры;
4) дать общую характеристику ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
5) проанализировать систему коммуникаций ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
6) рассмотреть отечественный опыт по совершенствованию коммуникации в организациях.
7) разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникации;
Введение 3
1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации 6
1.1 Коммуникационный процесс и его основные этапы 6
1.2 Коммуникационные стили в управлении 11
1.3 Основные коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией 15
2. Анализ коммуникационных процессов на примере российских компаний 18
2.1 Проблемы совершенствования коммуникационной деятельности посреднических организаций 18
2.2 Анализ и совершенствование системы коммуникаций в организации ОАО «МГТС» 22
3. Способы совершенствования коммуникаций в организации 25
3.1 Коммуникации в России 25
3.2 Предложения по совершенствованию коммуникации в организации 28
Заключение 31
Ссылки на использованную литературу 33
Список используемой литературы 35
Приложение А. Методика исследования коммуникаций в организации 37
Первая Ассоциация специалистов в области PR (РСПР) была основана в 1991 г. профессионалами в области общения из России, некоторые с учеными степенями. Они поддерживали свободу слова, печати, предприятия, выборов и информированное общественное мнение. Таким образом, общественное мнение является все еще новым элементом в российском обществе (Кларки, 2000, Николаев и Горегин, 1995). В настоящее время эта ассоциация способствует установлению тесного и когнитивного взаимодействия с высшим образованием. Организация признает, что связь нужна, чтобы научить граждан быть важными и активными членами российского общества и чтобы выработать профессиональную этику и стандарты практики (Кларки, 2000, Николаев и Горегин, 1995). РСПР видит реальной задачей коммуникации - создать подлинный общественный диалог. В результате деятельности РСПР растущее число факультетов университетов предлагает курсы в области ПР.
Этот отрывок истории демонстрирует, что развитие дисциплины коммуникация с упором на общественный диалог может порождать развитие других аспектов этой дисциплины. Николаев и Горегин (1995) сообщают, что в 1993 г. россияне, работающие в ПиАр, ассоциировали ПиАР с рекламой, некоторые были не в состоянии разграничить эти понятия. Конечно, название профессиональной ассоциации Гильдия Российских Профессионалов в области коммуникации также призвано порождать ассоциации дисциплины коммуникация с ПиАр.
Давайте вспомним наш анализ перевода термина "communication", изложенный выше. В России сегодня коммуникация наиболее часто ассоциируется с коммуникацией посредством средств массовой информации и распространением информации.
Единственное,
известное исследование профессоров
высшего образования
Российским преподавателям также предложили определить важность типичного американского курса по коммуникации (Бииб, Харчева и Харчева, 1998). Пять курсов, получивших наивысшую оценку - Коммуникация в семье, Деловая и Профессиональная коммуникация, Организационная коммуникация, Межличностная коммуникация, Риторика и публичные выступления. Определяя компоненту навыков, российские профессора без исключения согласились, что знания, и навыки речевой коммуникации помогут российским выпускникам найти работу. Однако, когда преподавателей попросили проранжировать важность коммуникативных навыков по сравнению с другими факторами, навыки коммуникации были поставлены на 14 и 15 место в перечне факторов, влияющих на возможность получить работу и успешно выполнять служебные обязанности. Это мнение контрастирует с широко известными предпочтениями американских менеджеров, которые ставят коммуникативные навыки на первые три места в перечне обязательных требований к их новым сотрудникам. Мы должны учесть, что одной из причин того, что российские профессора так низко оценивают значимость этих навыков, является преобладание устных экзаменов на всех уровнях образовательных учреждений. В основном, российские профессора оценивают знания студентов на основе устных выступлений, а не письменных экзаменов.
Так как в компании ОАО « МГТС» выявились некоторые недостатки в процессе коммуникации, рассматривается ряд предложений:
Данной компании предлагается установление обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.
Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы. Соответствующая информация позволит оценить, в какой мере воплощается то, что намеревались сообщить.
Очень важным и необходимым является правильное понимание и передача информации со стороны руководителя. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое "слишком много" и "слишком мало" в информационных обменах.
Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. Например, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.д. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена.
Предлагается введение системы обратной связи и система сбора предложений в компании:
В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.
Опрос работников - еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы можно проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов.
Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.
Систему
сбора предложений можно
Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.
Современная информационная технология достаточно развита в компании ОАО «МГТС».
Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того в настоящее время огромную роль в распространении информации играет глобальная сеть Интернет.
В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией, друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.
В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же руководитель может нормально работать без поступления информации? Ведь руководитель каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы руководителя состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали.
В качестве рекомендаций еще могу предложить знаменитое высказывание Л. Якокка: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать». Также, на мой взгляд, в отечественных организациях следует развивать и усовершенствовать нисходящие формальные вертикальные коммуникации, повышать эффективность неформальных коммуникаций между руководителями и подчиненными.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия, в котором роль руководителя одна из важнейших. Прежде всего, руководитель должен быть отличным психологом, который может предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Психологический фактор - один из важнейших факторов успешных коммуникаций. Во-вторых, руководитель должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. Риторика общения в развитых компаниях стоит на одном из ведущих мест в развитии коммуникаций. От умения общаться с подчиненными зависит, прежде всего, будущее предприятия, а вместе с ним и будущее каждого отдельно взятого сотрудника. Руководитель должен уметь найти общий язык с замкнутыми и необщительными людьми, а также в нужный момент приостановить поток речи болтунов, чтобы дать высказаться другим сотрудникам.
Итак, можно сделать вывод, что без взаимной помощи и кооперации руководства и персонала невозможно наладить эффективное взаимодействие коммуникаций на предприятии.
Анализ литературы показал, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе.
И так, коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более субъектами. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю. К основным элементам процесса коммуникации относятся: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации. Одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.
Выявились необходимые аспекты работы этих коммуникаций в организации «МГТС». Понимание самого процесса коммуникации в будущем очень поможет в сферы менеджмента, налаживания связей и успешного бизнеса и развития своей фирмы или в работе. Так как выше было сказано, что успех в достижении организации или фирмы в любой сфере бизнеса во многом зависит от правильного понимания процессов коммуникаций и налаживания связей.
Процессы
коммуникации, в которых участвуют
работники аппарата управления, являются
жизненно важными связующими звеньями
между руководителем и
Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если будут небрежны и не будут думать о том, что делать, - смысл может быть утрачен. Поэтому для успешной работы любой организации необходимы эффективные коммуникации, которые состоят из качественной передачи информации, средств передачи и верного восприятия послания получателем.
Информация о работе Способы совершенствования коммуникаций в организации