Способы совершенствования коммуникаций в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – изучить природу коммуникационного процесса в организации, его элементы и виды.
В данном курсовом проекте поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с понятием коммуникации и его основными элементами;
2) рассмотреть виды коммуникации, существующие в организации;
3) определить возникающие в процессе обмена информацией коммуникативные барьеры;
4) дать общую характеристику ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
5) проанализировать систему коммуникаций ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
6) рассмотреть отечественный опыт по совершенствованию коммуникации в организациях.
7) разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации 6
1.1 Коммуникационный процесс и его основные этапы 6
1.2 Коммуникационные стили в управлении 11
1.3 Основные коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией 15
2. Анализ коммуникационных процессов на примере российских компаний 18
2.1 Проблемы совершенствования коммуникационной деятельности посреднических организаций 18
2.2 Анализ и совершенствование системы коммуникаций в организации ОАО «МГТС» 22
3. Способы совершенствования коммуникаций в организации 25
3.1 Коммуникации в России 25
3.2 Предложения по совершенствованию коммуникации в организации 28
Заключение 31
Ссылки на использованную литературу 33
Список используемой литературы 35
Приложение А. Методика исследования коммуникаций в организации 37

Работа содержит 1 файл

кур коммуникационный прпоцесс.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

       Первая  Ассоциация специалистов в области PR (РСПР) была основана в 1991 г. профессионалами  в области общения из России, некоторые  с учеными степенями. Они поддерживали свободу слова, печати, предприятия, выборов и информированное общественное мнение. Таким образом, общественное мнение является все еще новым элементом в российском обществе (Кларки, 2000, Николаев и Горегин, 1995). В настоящее время эта ассоциация способствует установлению тесного и когнитивного взаимодействия с высшим образованием. Организация признает, что связь нужна, чтобы научить граждан быть важными и активными членами российского общества и чтобы выработать профессиональную этику и стандарты практики (Кларки, 2000, Николаев и Горегин, 1995). РСПР видит реальной задачей коммуникации - создать подлинный общественный диалог. В результате деятельности РСПР растущее число факультетов университетов предлагает курсы в области ПР.

       Этот  отрывок истории демонстрирует, что развитие дисциплины коммуникация с упором на общественный диалог может порождать развитие других аспектов этой дисциплины. Николаев и Горегин (1995) сообщают, что в 1993 г. россияне, работающие в ПиАр, ассоциировали ПиАР с рекламой, некоторые были не в состоянии разграничить эти понятия. Конечно, название профессиональной ассоциации Гильдия Российских Профессионалов в области коммуникации также призвано порождать ассоциации дисциплины коммуникация с ПиАр.

       Давайте вспомним наш анализ перевода термина "communication", изложенный выше. В России сегодня коммуникация наиболее часто ассоциируется с коммуникацией посредством средств массовой информации и распространением информации.

       Единственное, известное исследование профессоров  высшего образования показывает, что, конечно, журнализм чаще ассоциируется с коммуникацией, чем другие аспекты этой дисциплины (Бииб, Харчева и Харчева, 1998). Это исследование также показывает, что профессора не совсем уверены в том, что коммуникация является разделом науки, которая описывалась в исследовании так, как это принято в США. Чуть больше трети респондентов активно поддержали идею включения такого раздела в учебный план вузов, тогда как 40 % возражало против такого включения. Участники исследования также выразили мнение, что лучший способ ввести такой курс в учебную программу в российских учебных заведениях - путем адаптации к методикам преподавания, принятым в России, нежели путем простого импортирования западных учебных программ. Только 13% сообщили, что занятия должны по форме быть аналогичны урокам в США. Отвечая на вопрос, кто должен быть преподавателем на таких курсах, 41% респондентов ответили, что это должны быть американские преподаватели, тогда как 30% считает, что это должны быть российские преподаватели смежных дисциплин. Другие 29% отметили, что российские преподаватели должны пройти подготовку в США и затем вернуться в Россию для преподавания.

       Российским  преподавателям также предложили определить важность типичного американского  курса по коммуникации (Бииб, Харчева  и Харчева, 1998). Пять курсов, получивших наивысшую оценку - Коммуникация в семье, Деловая и Профессиональная коммуникация, Организационная коммуникация, Межличностная коммуникация, Риторика и публичные выступления. Определяя компоненту навыков, российские профессора без исключения согласились, что знания, и навыки речевой коммуникации помогут российским выпускникам найти работу. Однако, когда преподавателей попросили проранжировать важность коммуникативных навыков по сравнению с другими факторами, навыки коммуникации были поставлены на 14 и 15 место в перечне факторов, влияющих на возможность получить работу и успешно выполнять служебные обязанности. Это мнение контрастирует с широко известными предпочтениями американских менеджеров, которые ставят коммуникативные навыки на первые три места в перечне обязательных требований к их новым сотрудникам. Мы должны учесть, что одной из причин того, что российские профессора так низко оценивают значимость этих навыков, является преобладание устных экзаменов на всех уровнях образовательных учреждений. В основном, российские профессора оценивают знания студентов на основе устных выступлений, а не письменных экзаменов.

3.2 Предложения по совершенствованию коммуникации в организации

       Так как в компании ОАО « МГТС»  выявились некоторые недостатки в процессе коммуникации, рассматривается ряд предложений:

       Данной  компании предлагается установление обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них - задавать вопросы. Еще один способ установления обратной связи заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые как будто указывают на замешательство или непонимание.

       Обратную  связь можно установить также  путем контроля первых результатов  работы. Соответствующая информация позволит оценить, в какой мере воплощается то, что намеревались сообщить.

       Очень важным и необходимым является правильное понимание и передача информации со стороны руководителя. Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое "слишком много" и "слишком мало" в информационных обменах.

       Регулирование информационного потока - лишь один пример из числа действий руководителя по совершенствованию обмена информацией. Есть и другие. Например, руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.д. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Планирование, организация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена.

       Предлагается  введение системы обратной связи и система сбора предложений в компании:

       В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию  межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи - перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов.

       Опрос работников - еще один вариант системы  обратной связи. Такие опросы можно  проводить с целью получения  информации от руководителей и рабочих  буквально по сотням вопросов.

       Системы сбора предложений разработаны  с целью облегчения поступления  информации наверх. Все работники  получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования  любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения.

       Систему сбора предложений можно организовать по-другому. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности.

       Другой  вариант системы обратной связи  предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес.

       Современная информационная технология достаточно развита в компании ОАО «МГТС».

       Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того в настоящее время огромную роль в распространении информации играет глобальная сеть Интернет.

       В наше бурное время информационной революции  актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь  информацией, друг с другом. И чем  эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.

       В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же руководитель может нормально работать без поступления информации? Ведь руководитель каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы руководителя состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали.

       В  качестве  рекомендаций    еще могу   предложить   знаменитое  высказывание Л. Якокка: «Все хозяйственные операции  можно,  в  конечном  счете,  свести  к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль.  На  первом  месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов  мало  что удастся сделать».  Также,  на  мой взгляд,  в отечественных организациях следует   развивать   и   усовершенствовать      нисходящие       формальные вертикальные коммуникации, повышать эффективность неформальных  коммуникаций между руководителями и подчиненными.

             Подводя  итоги  можно   с   уверенностью   сказать, что   осуществление коммуникаций  -  это  связующий  процесс,  необходимый  для  любого  важного управленческого действия,  в  котором  роль  руководителя  одна  из важнейших. Прежде  всего,  руководитель  должен  быть  отличным  психологом,  который  может предугадать малейшие изменения настроения коллектива. Психологический  фактор - один из важнейших  факторов  успешных  коммуникаций.  Во-вторых, руководитель должен обладать ораторским мастерством и умением убеждать. Риторика  общения в развитых  компаниях стоит на  одном из   ведущих   мест   в   развитии коммуникаций.  От  умения  общаться  с подчиненными  зависит,  прежде всего, будущее предприятия, а вместе с  ним  и  будущее  каждого  отдельно  взятого сотрудника.  Руководитель  должен  уметь  найти  общий  язык  с   замкнутыми   и необщительными людьми, а также в  нужный  момент  приостановить  поток  речи болтунов, чтобы дать высказаться другим сотрудникам.

       Итак,  можно  сделать  вывод,  что  без  взаимной  помощи  и   кооперации руководства  и  персонала  невозможно  наладить  эффективное  взаимодействие коммуникаций на предприятии.

Заключение

 

       Анализ  литературы показал, что понятия  «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). За общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе.

       И так, коммуникационный процесс -  это обмен информацией между двумя или более субъектами. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю. К основным элементам процесса коммуникации относятся: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации. Одной из главных целей управления в организации является создание системы коммуникации, ее запуск и контроль за нормальным функционированием.

       Выявились необходимые аспекты работы этих коммуникаций в организации «МГТС». Понимание самого процесса коммуникации в будущем очень поможет  в сферы менеджмента, налаживания связей и успешного бизнеса и развития своей фирмы или в работе. Так как выше было сказано, что успех в достижении организации или фирмы в любой сфере бизнеса во многом  зависит от правильного  понимания процессов коммуникаций и налаживания связей. 

       Процессы  коммуникации, в которых участвуют  работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и организацией, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков, средств массовой информации и т.д.

       Если  люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать  их. Однако коммуникации - это сложный  процесс, состоящий из взаимозависимых  шагов. Каждый из этих шагов очень  нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если будут небрежны и не будут думать о том, что делать, - смысл может быть утрачен. Поэтому для успешной работы любой организации необходимы эффективные коммуникации, которые состоят из качественной передачи информации, средств передачи и верного восприятия послания получателем.

Информация о работе Способы совершенствования коммуникаций в организации