Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучить природу коммуникационного процесса в организации, его элементы и виды.
В данном курсовом проекте поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с понятием коммуникации и его основными элементами;
2) рассмотреть виды коммуникации, существующие в организации;
3) определить возникающие в процессе обмена информацией коммуникативные барьеры;
4) дать общую характеристику ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
5) проанализировать систему коммуникаций ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
6) рассмотреть отечественный опыт по совершенствованию коммуникации в организациях.
7) разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникации;
Введение 3
1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации 6
1.1 Коммуникационный процесс и его основные этапы 6
1.2 Коммуникационные стили в управлении 11
1.3 Основные коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией 15
2. Анализ коммуникационных процессов на примере российских компаний 18
2.1 Проблемы совершенствования коммуникационной деятельности посреднических организаций 18
2.2 Анализ и совершенствование системы коммуникаций в организации ОАО «МГТС» 22
3. Способы совершенствования коммуникаций в организации 25
3.1 Коммуникации в России 25
3.2 Предложения по совершенствованию коммуникации в организации 28
Заключение 31
Ссылки на использованную литературу 33
Список используемой литературы 35
Приложение А. Методика исследования коммуникаций в организации 37
Учитывая большое количество оптовых покупателей, ООО «Авторай» предлагает заказчику более привлекательный уровень цен на транспортные расходы, используя сборные грузы и распределение затрат на транспорт между несколькими покупателями.
Реализация автомобилей УАЗ. Все продаваемые компанией автомобили УАЗ проходят предпродажную подготовку. Специалисты сервисной службы проводят все необходимые технические консультации по эксплуатации и ремонту автомобилей. По желанию заказчика возможна замена узлов и агрегатов, установление дополнительного оборудования и проведение некоторых видов тюнинговых работ.
«Авторай» неоднократно побеждал в конкурсных торгах, проводимых государственными структурами и российскими компаниями общенационального масштаба. Фирма сотрудничает в рамках тендерных поставок с различными силовыми структурами РФ, компаниями нефтегазового сектора и операторами из других сфер бизнеса.
Сейчас на ООО «Авторай» исследования и прогнозирования в области коммуникационной политики проводит в широком диапазоне. Рассматриваются и анализируются целевые аудитории. В них, как правило, входят государственные унитарные предприятия, у которых значительный парк автомобилей УАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, отечественной тракторной техники. Автомобили используются интенсивно, поэтому часто закупаются запасные части. Доля закупок, приходящихся на эти аудитории, составляет около 30%. Самая большая группа - это частные компании, на них приходится до 50% всех закупок. С данной категорией покупателей проводится особо тщательная работа. В практике ООО «Авторай» все чаше стал применяться метод персонального досье на фирмы, закупающие товар. Досье многогранно. Основным документом здесь является карта (паспорт) фирмы, в ней собирается базовая информация о партнере уже на первых этапах анализа (общая и производственная характеристика «фирмы; раздел о финансовом положении фирмы и т.д.»). В качестве производных карты фирмы на ООО «Авторай» практикуется составление портрета покупателя (к примеру: психографические типы: традиционалисты; обыватели и т.д.). В досье обязательно присутствует раздел «Анализ взаимоотношений с потребителем».
Все это крайне важно в плане краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов конъюнктуры рынков. Но, на наш взгляд, главным достоинством фирмы в области формирования «коммуникационной политики» является та, уже освоенная линейка методов прогнозирования, которая помогает осуществлять практические действия. Наиболее популярными в ней являются методы: экстраполяции, экспертных оценок, корреляционно-регрессионного анализа, балансовый метод.
Все указанные методы, что называется, «на слуху», и достаточно изучены. Тем не менее, как утверждают специалисты ООО «Авторай», максимальный эффект от операций прогнозирования достигается лишь при комплексном использовании упомянутых инструментов.
Что в первую очередь дают все виды прогнозов? Информацию. Информация, поступающая в ООО «Авторай» анализируется и систематизируется в виде базы данных, которая включает в себя программы и характеристику важных для фирмы показателей (особенно это актуально при территориальном прогнозировании), таких, например, параметров как:
- географические признаки: территория (тыс. км.); плотность населения на 1 кв. км.; количество районов, городов, поселков; население (тыс. чел.); доля в общем количестве жителей городского (сельского) населения; удаленность от филиалов ООО «Авторай» и СТО;
-
демографические признаки:
возрастная структура
- экономические признаки: ежемесячный среднедушевой денежный доход (в руб.); средняя зарплата 1 рабочего; покупательская способность среднедушевого дохода.
Указанная база данных содержит сведения более применимые к стохастическим рынкам, но не утрачивает своей актуальности и при работе с рынками историческими.
Вполне вероятно, что данные, отражающие относительную потребность в продукции ООО «Авторай» (в автомобилях и запасных частях) на исследуемых рынках, могут содержаться в базах данных ГИБДД соответствующего региона (в этом случае делается корректировка данных на понижающий или повышающий коэффициент) или в информационных массивах, которыми располагают организации, занимающиеся коммерческой деятельностью по изучению рынков сбыта по направлениям и оказанию информационных и других услуг (аутсорсинговые фирмы, специальные информационно-консалтинговые фирмы и т.д.). В этой связи, в число показателей, вводимых в базу данных ООО «Авторай» включается показатель «Относительная обеспеченность по базе данных ГИБДД».
В исследованиях были задействованы 5 регионов, с которыми ООО «Авторай» ведет работу по реализации продукции и запасных частей, скорректировав данные до необходимого уровня.
Ранжирование рынков удобно выполнять с помощью балльного метода. Для этого составляется матрица, где по строкам расположены данные о рынках, а по столбцам - весовые коэффициенты рынков. Сумма весовых коэффициентов покажет, какие рынки более благоприятны с точки зрения условий работы на них, а какие - менее, таким образом, мы получим прогнозную модель рынка.
Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном потоке и процессах принятия решений, не говоря уж об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации читаются связующим звеном в деятельности организации. Для определения коммуникации в данной организации рассматривается методика исследования ( Приложение А).
1) Структура исследования: ОАО "МГТС" имеет двухуровневую структуру управления. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров избирается Совет директоров и Ревизионная комиссия. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью. Руководство текущей деятельностью осуществляет Генеральный директор и Правление. Правление возглавляет Генеральный директор, который назначается общим собранием акционеров сроком на 5 лет [26, c. 238].
2) Рассматриваются следующие стороны коммуникации в данной организации:
Вертикальная коммуникация. Коммуникации проходят сверху вниз, т. е. аппарат управления издает поручения или иную форму сообщения и спускает её ниже на отделения. Сверху вниз от генерального директора до служащих более низкого звена.
Горизонтальная
коммуникация. Коммуникации в данном
случае происходят и в аппарате управления
и на уровнях находящихся ниже, под аппаратом
управления. Обычно межличностные отношения
на более низких уровнях проводятся в
независимости от генерального директора.
К примеру, можно взять Учебный центр,
где отношения происходят только между
сотрудниками.
Основные виды коммуникации. Если брать вертикальную форму коммуникаций, то это в первую очередь относится к нормативным документам, приказам, устной форме. Помимо этого информация от аппарата управления рассылается, как и в письменной форме, так и по электронной почте, на телефонные узлы. В письменной форме обычно рассылаются утверждающие формы, нормативы и документы. Причем для сбора информации снизу вверх, т. е. с телефонных узлов, и прочих отделений существует подразделение «УАСИТ», которое занимается сбором статистических данных в электронной форме, и уже готовые данные отсылаются в аппарат управления. В горизонтальной форме, все намного проще. Нет никаких преград и подразделений, собирающих информацию. Коммуникации здесь происходят по давно уже известным схемам, т. е. это телефон, по которому сотрудники могут общаться друг с другом, не отходя от своего рабочего места, причем если рассматривать аппарат управления, то здесь в каждом кабинете у каждого сотрудника есть свой телефон. Т. е. существует некая офисная АТС, с привязкой номера к каждому сотруднику. Далее идет электронная почта (e-mail), что уже в наше время не является нововведением, так как является тоже одним из самых удобных средств коммуникации. Причем электронной почтой пользуются, как и в аппарате управления, так и на телефонных узлах, общаясь между собой. Дальше идут личные встречи. Ведь иногда для передачи информации требуется личное присутствие человека, чтобы показать серьезность сообщения или какого-то указания. Еще одним средством передачи/получения информации является факс, по нему пересылаются документы, необходимые для ведения дел, баланса, учета и т. д. Еще одним видом коммуникации в «МГТС» является «Кольцевая Почта», т.е. существует канцелярский отдел, занимающийся своевременным обеспечением канцелярскими товарами (ручки, бумага, и т.д.) Так вот помимо своей главной обязанности, канцелярский отдел ведет «Кольцевую почту», т.е. на каждого сотрудника в организации есть свой почтовый ящик. По этим ящикам рассылают корреспонденцию, а также различные документы, приватную почту и т. д. Этот вид коммуникации можно отметить тем, что документы можно передавать и по внутренней почте сохраняя важность документа без затрачивания времени на поиски человека, которому этот документ предназначается. Этот вид можно отнести к плюсу, так как это очень удобный способ передачи информации, документов и т. д. Из неофициальных способов коммуникации стоит отнести локальную компьютерную сеть, в которой существует «чат». Сотрудники в свободное от работы время, да и во время работы общаются посредством чата. Это вид коммуникации тоже можно отнести к плюсу т. к. он исключает походы, например, к своему другу, который находится в другом крыле здания.
3) Коммуникационные стили. То, как ты выглядишь, общаешься, ведешь себя на работе, от этого зависит твоя успеваемость и понимание со стороны сотрудников и начальства и дальнейшее продвижение по службе. Рассматриваются виды организационных обязанностей для каждого сотрудника:
1. Официальный. Сюда входит обязательное ношение строгой одежды, правильное поведение и общение.
2. Деловой. Во многом похож на официальный, но более раскрепощенный в поведении, манере общения. Не имеется ввиду мат, оскорбление, громкая речь и. т. д.
3. Свободный. Больше подходит для свободной удобной одежды. Не имеется ввиду грязная рваная одежда, джинсы, или то в чем вы привыкли ходить дома. Помимо этих стилей в компании сложились некие традиции общения. Ведь компании уже больше 100 лет. Существует некая культура поведения, традиции, праздники, семинары и т. д. На которых сотрудники собираются и в неформальной форме за чашечкой кофе обсуждают несущие проблемы.
4) Трудности в развитии коммуникационных отношений. Как и в любой другой компании в «МГТС» тоже существуют различные препятствия и возникают различные затруднения. К этим затруднениям можно отнести, например, несвоевременное донесение информации к сотрудникам и аппарату управления, что может повлечь за собой материальные убытки или какие-то несогласованности. Еще одним из недостатков присущий всем другим крупным компаниям является психологический настрой. Это может быть следствием, например, плохого настроения или отношения с сотрудниками по отдельности, или боязни общаться с директорами и начальниками. Всеми этими недостатками занимается отдел «по работе с резервами». Но этот уже тема другого предмета как андрагогика [29].
Вывод:
выявились необходимые аспекты работы
этих коммуникации в организации «МГТС».
Понимание самого процесса коммуникации
в будущем очень поможет в сферы менеджмента,
налаживания связей и успешного бизнеса
и развития своей фирмы или в работе. Так
как выше было сказано, что успех в достижении
организации или фирмы в любой сфере бизнеса
во многом зависит от правильного
понимания процессов коммуникаций и налаживания
связей.
Несмотря на то, что научно-практические исследования в области коммуникации проводятся по большей части американскими учеными, коммуникация как наука распространяется по всему миру. После распада Советского Союза в 1991г. американские ученые начали знакомить российских ученых с дисциплиной "коммуникация". В работе содержится перечень современных исследований в области межкультурной коммуникации и сообщается о том, что известно о практике коммуникации в России из исследований ученых в областях смежных с коммуникацией.
Считая свою роль схожей с ролью социологов в других частях мира, исследователи в США делают большой акцент на научную работу и пишут большое количество книг и статей. В результате, американские социологи оказывают влияние на ученых в других частях мира своими методиками, теоретическими разработками, интенсивностью научных дебатов [22, c. 143]. Благодаря социологическим исследованиям коммуникации, американцы считаются экспертами в этой области, судя по числу студентов иностранцев на программах после высшего образования по коммуникации.
Несмотря на лидирующую роль американских исследователей в этой области, дисциплина коммуникация распространяется по всему миру.
Интересно, насколько успешен перевод самого американского термина на другие языки. Уверенность в необходимости сотрудничества американских и российских ученых подкреплена знаниями первого автора статьи, которая, будучи русской, по национальности студенткой аспирантуры американского вуза, имеет полное понимание того, как много теряют россияне от отсутствия коммуникации как дисциплины в учебных программах вузов [16, c. 110]. Во-вторых, интерес к сотрудничеству обусловлен тем, как американские ученые понимают и (иногда) (неверно) трактуют коммуникацию в России. Уделяется наибольшее внимание тем научным статьям, которые основаны на эмпирических исследованиях, считая, что некоторые уроки того, как помочь российским ученым развить дисциплину коммуникация, содержатся в их же разработках.
Ученые, занимающиеся вопросами коммуникации не единственные, кто заинтересован в развитии Российско-Американской коммуникации. В действительности, многие рассматривают данный контекст межкультурной коммуникации как очень перспективный и благоприятный, т.к. выход американского бизнеса на новые не использованные ранее рынки сулит большие прибыли. В дополнение к экономическим трансформациям, произошедшим за последнее время, новое общество, появившееся в России, благоприятствует развитию культурных и образовательных обменов.
В результате такой предыстории коммуникация в России часто рассматривается как общественные отношения, журнализм, или исследования общественного мнения. Еще в 1994г. общественные отношения (PR) не считались профессией. С этого времени начали появляться профессиональные организации (Гильдия профессионалов в области коммуникации, Россия и Санкт-Петербургская Ассоциация Специалистов в области PR), они начали развиваться, с целью получить признание специальности, выработать программу профессионального обучения и создания профессиональных стандартов того, что значит "быть специалистом в области общественных взаимодействий".
Информация о работе Способы совершенствования коммуникаций в организации