Способы совершенствования коммуникаций в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – изучить природу коммуникационного процесса в организации, его элементы и виды.
В данном курсовом проекте поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с понятием коммуникации и его основными элементами;
2) рассмотреть виды коммуникации, существующие в организации;
3) определить возникающие в процессе обмена информацией коммуникативные барьеры;
4) дать общую характеристику ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
5) проанализировать систему коммуникаций ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
6) рассмотреть отечественный опыт по совершенствованию коммуникации в организациях.
7) разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации 6
1.1 Коммуникационный процесс и его основные этапы 6
1.2 Коммуникационные стили в управлении 11
1.3 Основные коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией 15
2. Анализ коммуникационных процессов на примере российских компаний 18
2.1 Проблемы совершенствования коммуникационной деятельности посреднических организаций 18
2.2 Анализ и совершенствование системы коммуникаций в организации ОАО «МГТС» 22
3. Способы совершенствования коммуникаций в организации 25
3.1 Коммуникации в России 25
3.2 Предложения по совершенствованию коммуникации в организации 28
Заключение 31
Ссылки на использованную литературу 33
Список используемой литературы 35
Приложение А. Методика исследования коммуникаций в организации 37

Работа содержит 1 файл

кур коммуникационный прпоцесс.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

       Актуальность темы заключается в том, что сегодня почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном потоке и процессах принятия решений, не говоря уж об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации читаются связующим звеном в деятельности организации.

       Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

       Согласно  вышеизложенному обоснуем цель работы и комплекс задач, подлежащий решению.

       Цель данного курсового проекта – изучить природу коммуникационного процесса в организации, его элементы и виды.

       В данном курсовом проекте поставлены следующие задачи:

       1) ознакомиться с понятием коммуникации и его основными элементами;

       2) рассмотреть виды коммуникации, существующие в организации;

       3) определить возникающие в процессе обмена информацией коммуникативные барьеры;

       4) дать общую характеристику ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».

       5) проанализировать систему коммуникаций ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».

       6) рассмотреть отечественный опыт по совершенствованию коммуникации в организациях.

            7) разработать рекомендации по повышению эффективности коммуникации;

    Объектом  курсового проекта является коммуникационный процесс.

    Предметом является планирование коммуникационного  процесса.

       Степень разработанности темы: вопросы, связанные с понятием представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых: Б.Г.Ананьева, Т.Г.Грушевицкой, В.Зигерт, В.Б.Кашина, И.С.Кона, А.А.Леонтьева, Т. Питерса, Р.Уотермена и других. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А.Стернина. Системное понимание сущности общения, его многофункциональной природы можно обнаружить и в трудах Б.Ф.Ломова, А.А.Брудного, Л.А.Карпенко, выделяющих набор основных функций общения.

       Методологической  базой данной работы стали работы отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой теме. В процессе работы была использована литература как зарубежных, так и отечественных  авторов, таких, как: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Прокушев Е.Ф., Виханский О.С., Вершигора Е.Е. и другие. Особое внимание было уделено их теориям и практическим примерам, которые помогли обосновать актуальность темы и определить основную цель и задачи дипломной работы.

       Новизна работы и ее практическая значимость: Почепцов Г.Г. в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».  А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)». Вот что пишет об различиях информации и коммуникации теоретик Паблик Люсьен Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью» («feed back», как говорят англичане).

       Данная  работа может найти практическое применение в высших учебных заведениях при изучении коммуникаций по курсу  менеджмента, управлению персоналом и организационному поведению, а также может быть использована в качестве руководства для организации эффективного коммуникативного процесса в любой организации.

       Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка сносок, списка использованной литературы.

       Краткое обоснование структуры:

    1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации. Здесь раскрывается понятие коммуникационного процесса, основные элементы, виды и стили управления. А также выявляются основные коммуникативные барьеры в процессе обмена информацией.
    2. Программа конкретного социологического исследования организации. Во втором излагается анализ и интерпретация полученных результатов на примерах ульяновской компании «Авторай» и ОАО «МГТС».
    3. Способы совершенствования коммуникаций в организации. Здесь рассматриваются отечественные и зарубежные опыты по совершенствованию коммуникационных процессов, и выводиться предложения.

1. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации

1.1 Коммуникационный процесс и его основные этапы

 

       Прежде  всего, определим понятие коммуникации. Задача эта сложная, поскольку, как  отмечает В.Б. Кашкин, определений у  коммуникации приблизительно столько  же, сколько и авторов работ  о ней. Собственно термин «коммуникация» (от лат. - communicatio - делать общим, сообщать, беседовать, связывать) появился в научной литературе в начале XX в. (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена еще Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория) [1, с. 34].

       В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но несинонимические понятия. Если термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы, то общение рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [2, c. 23]. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт.

       Существует  точка зрения, что базовой категорией является все-таки коммуникация, которая  протекает между людьми в форме  общения как обмен знаковыми  образованиями (сообщениями) [3, c.113]. Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Таким образом, в обоих случаях, несмотря на внешние различия, основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

       Анализ  различных подходов к этому вопросу  показывает, что понятия «общение»  и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки [4, c. 211]. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение - информационный обмен в обществе. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Можно присоединиться к мнению А.А. Леонтьева, который определяет общение «как систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык» Системное понимание сущности общения, его многофункциональной природы можно обнаружить и в трудах Б.Ф.Ломова, А.А.Брудного, Л.А.Карпенко, выделяющих набор основных функций общения [8, c 21].

       Коммуникационный  процесс -  это обмен информацией  между двумя или более субъектами. Субъектами могут выступать отдельные  личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю [9, c 264].

       Коммуникация  предъявляет требования к каждому  из участников взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

       В процессе коммуникации выделяются следующие  элементы:

       - отправитель - субъект, имеющий  своей целью передать некоторую  идею другому субъекту;

       - обращение - набор символов, знаков, звуков, запахов и т.д., т.е. некоторая форма, в которой закодирована идея;

       - получатель - субъект, которому адресовано  обращение;

       - коммуникационный канал - методы  и средства распространения информации, с помощью которых сообщение  передается от отправителя к  получателю;

       - ответная реакция - набор откликов получателя, возникших после расшифровки обращения и отсылаемая назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания передаваемой идеи;

       - обратная связь - часть ответной  реакции, которая доходит до  отправителя;

       - помехи - различные факторы, которые влияют на процесс коммуникации, искажая передаваемую идею [10, c. 154].

       При обмене информацией отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким  образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

       1. Выбор обращения. Отправитель  - тот, кто передает информацию, уясняет смысл того, что он хочет передать другому участнику коммуникационного процесса.

       2. Кодирование. Процесс трансформирования  идеи в обращение, которое может  быть передано. Кодирование в  коммуникационном процессе начинается  с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:

Информация о работе Способы совершенствования коммуникаций в организации