Способы координации и регулирования деятельности неформальных групп в рамках формальных организаций

Автор: Динар Краснов, 05 Июня 2010 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время руководителями организации неформальные группы часто воспринимаются как «враждебно настроенные». Подобное происходит вследствие того факта, что менеджеры игнорируют существование таких групп у себя на предприятии вплоть до кризисной ситуации. Ответной реакцией чаще всего становится противоборство под названием «кто в доме хозяин». Некоторые претензии сотрудников, организовавшихся в такие группы, на собственное мнение о происходящих в компании процессах подавляются сразу. Однако иногда противостояние длится достаточно долго, приводя компанию на грань пропасти.
Как этого не допустить?
Прежде всего, руководству необходимо знать о таких группах (их психологии, потребностях и коммуникациях) как можно больше. Это знание избавляет от нескольких крайне распространенных в управленческой среде стереотипов, которые и приводят, в конечном счете, к противостоянию менеджмента и персонала. Более того, специалисты в области управления сходятся в своих выводах к тому, что эти группы обладают огромным потенциалом и их эффективное использование является залогом успеха для организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Характеристика неформальных групп в организации ………..……5
Глава 2. Способы координации и регулирования деятельности
неформальных групп с точки зрения психологии…………………...………18
Глава3.Способы координации и регулирования деятельности внутриорганизационных групп с точки зрения PR-специалистов…………27
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

          Другая крайность — сделать вид, что неформальных групп не существует. Иногда стараются не замечать, чтобы не травмировать свою психику от мнения со стороны о царящих в компании нравах или ее положении на рынке. В данном случае сразу же приходит на ум аналогия со школьным учителем, который «в упор» старается не замечать того, как ведут себя ученики, когда он отвернется к доске или выйдет из класса. Не внимание к столь важной сфере корпоративных коммуникаций или попустительство неминуемо приведет к тому, что «неформалы» очень быстро сядут на голову.

             Следовательно, если руководитель, который ранее не придавал особого значения неформальным группам, и вдруг, проанализировав организационную культуру своей компании, обнаруживает, что за последнее время они стали играть в ней все большую роль, значит, базовые индивидуальные потребности персонала организации не удовлетворены в достаточной степени. Значит, менеджмент компании стал уделять меньше внимания человеческому фактору, и исповедуемые принципы и стиль руководства нуждаются в серьезном пересмотре.

 

Глава 2. Способы координации и регулирования деятельности

неформальных  групп с точки зрения психологии

             Под групповым процессом понимают формирование малых формальных групп и налаживание отношений между членами групп и группами. Процесс формирования групп виден невооруженным глазом. После вводного занятия идет перемещение студентов. На одном фланге размещается учебно-карьеристская группа, на другом — культурно-развлекательная, задние ряды занимает алкогольно-сексуальная.                                              

              На малых внутренних границах неспокойно, ибо интересы групп не совпадают. При проживании в общежитии алкогольно-сексуальной группе нужна полутемнота, учебно-карьеристской группе — яркий свет. Постепенно происходит переселение студентов по комнатам по групповой принадлежности. Конфликты, происходящие между группами, но не доходящие до руководства, т. е. не переходящие большую внутреннюю границу, называются интригами. Руководство о них узнает, если любит собирать сплетни. К сожалению, многие руководители имеют осведомителей, сведения которых оказывают решающее влияние на их мнение о том или ином человеке. Роль осведомителя шакала Табаки при тигре Шерхане берут на себя люди не очень умные, не сумевшие найти группу, где они были бы первыми. Субъективно они, может быть, и добросовестны, но объективно не способны к глубокой аналитической работе. Если руководитель полагается на информацию, он становится подставным лицом, через которого какой-либо временщик управляет коллективом. Опытный руководитель осведомителей не держит. Если таковые появляются, он их сразу сводит с теми, о ком дается негативная информация. При правильной организаторской работе интриги сходят на нет.

      Если атака направлена на руководство,  т. е. на большую внутреннюю  границу такой процесс называется  агитацией. Агитация — всегда против. А безграмотные организаторы даже ввели должность агитатора. Работа, проводимая в пользу руководства, называется пропагандой. Агитация всегда поднимает тревожность в группе, возникает угроза эффективности руководства. Опыт показывает, что если эта угроза будет слишком велика, группа сама попытается вытеснить агитатора. Руководитель должен только внимательно следить за этим процессом и по возможности усиливать его. Чего нельзя никогда делать — это самому бороться с агитатором.

             К сожалению, бытует понятие,  что руководитель должен быть волевым, жестким. Его должны бояться. Волевой руководитель — это глупый руководитель. Не может как следует организовать процесс управления, убедить подчиненных, что следует поступать именно так, как он говорит, и начинает прибегать к волевым методам управления. М.Е. Литвак разработал методы управления, при которых подчиненые считают, что они делают то, что они хотят, но это совпадает с невысказанными желаниями руководителя7.

          Так почему же нельзя бороться с агитатором? Дело в  том, что агитатор — подчиненный. Формально руководитель сильнее его и должен победить. Агитатору в психологическом плане бороться с руководителем выгодно, он добивается своего, он на коне, и если терпит поражение, то все равно получает психологическую выгоду, приобретает репутацию смелого человека.

           Руководитель, как в случае победы, так и при поражении проигрывает. Если он победил, в этом нет ничего удивительного. Ведь он сильнее! Но если потерпел поражение, авторитет его начинает приближаться к нулевой отметке. В коллективе начинается брожение. Бороться со всеми волевой руководитель все равно не может. Поэтому обычно выбирается «козел отпущения», к которому руководитель цепляется по делу и не по делу. Как при петушиных боях, есть сторонники и у начальника, и у агитатора. Таким образом, когда начальник борется с агитатором, группа разваливается.

       Первый прием работы с агитатором уступать агитатору. Это верно как в малых группах, так и в большой политике. Кто сделал Б. Ельцина? Конечно, М. Горбачев, преследования которого дали Ельцину больше, чем работа всех его пропагандистов.

         Второй прием работы с агитатором — исполнение всех его требований, если эти требования соответствуют букв закона.

          Третий прием работы с агитатором — дать ему повышение. На заседании общественной организации ее рядовой член выступил с резкой, местами обоснованной, критикой руководящих органов. Президент ассоциации тут же предложил ввести его в состав комитета.

          Четвертый прием работы с агитатором— уделить агитатору много внимания. Например, на лекции преподаватель разрешает перебивать и задавать вопросы. Агитатор входит в раж и начинает сыпать вопросами.    Обычно каждый следующий вопрос глупее предыдущего. Обычно после третьего на агитатора начинают шикать те, кого интересует тема.

            Пятый прием работы с агитатором — передача полномочий. Например, поручить прочитать лекцию надоедливому студенту.

            Эти приемы помогают также  укротить строптивого подчиненного.

              Агитация — это одна из форм антилидерства, наиболее грубая и разрушающая группу. Лучше принять меры раньше.

             Если у руководителя налажен контакт с лидером, неформальная группа помогает осуществлять процесс руководства и решать вопросы, которые стоят перед группой. Довольно часто руководители ведут процесс управления, не учитывая эти факторы, не признавая лидера, а иногда не зная его. И лидер превращается в антилидера. Основной признак антилидерства — попытка изменить цель группы. Довольно часто антилидер делает это неосознанно. На уровне сознания он ничего против руководителя не имеет и даже может быть другом руководителя.

            К сожалению, руководители не знают научного подхода и, стараясь нейтрализовать антилидера, нейтрализуют Цепную Собаку и успокаиваются, а через некоторое время возникает аналогичный случай.

             Кто такая Цепная Собака8? Это такой член анти-лидерской группировки, который первый лает на вновь прибывшего или даже на руководителя, иногда считая себя лидером группы.

           Итак, два признака Цепной Собаки. Первый — лает на  вновь прибывших в группу, второй — идет выполнять ту работу, которую в принципе нельзя выполнить успешно. Цепная Собака мечтает стать лидером. Поэтому она всегда пытается стать лидером во вновь создаваемых группах, но поскольку лидерство — состояние души, личностная компетентность, ей это не удается. И даже если она выиграет совершенно безнадежное дело, результатами победы воспользуется антилидер.

              Кстати, Цепная Собака не всегда лает, иногда она ластится. Когда вы вступаете в сложившуюся группу, первой к вам подходит Цепная Собака и вводит вас «в курс дела, кто есть кто». Основная цель — вовлечь в свою группировку. Если в коллективе несколько антилидерских групп, вас будут ласкать несколько Цепных Собак. Они же потом вас будут первыми кусать.                                                   

              Если агитация проходит успешно, антилидер может  занять место руководителя. Но следует помнить, что это будет антилидер из учебно-карьериетской группы! Антилидер алкогольно-сексуальной не претендуйет на место. Теперь понятно, что, если начнется процесс агитации, алкогольно-сексуальная и учебно-карьеристская группы могут объединиться. Нейтральной будет культурно-развлекательная.

           В критических ситуациях может сформироваться толпа. Толпа — это временная совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идет брожение, и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтанно.  Состояние человека находящегося в массе, всегда сравнивали с сумеречным состоянием. Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбегается. В толпе человек поступает не в соответствии со своим опытом, а в соответствии с мнением большинства или вождя. Ее черты: равнодушие и альтруизм. Толпы больше способны на жертвы и альтруистические действия, чем отдельно взятый человек. Такие скачки коллективного настроения происходят резче, чем более критической становится ситуация.

             Толпа не отличает сна от реальности, утопии от науки. Она не признает препятствий, которые преграждают дорогу ее желаниям! Тем более она не понимает слов, предназначенных для того, чтобы ее разбудить, заставить ее отказаться от того, что она требует. Погруженную в гипнотический сон, ее можно не только заставить все принять, но необходимо ей также и все пообещать, поскольку именно это тот единственный язык, который  на нее действует и ей подходит! Рецепт ясен: «Если толпа просит луну, надо пообещать ей луну».

            Следует помнить, что вождь толпы это всегда узурпатор, признанный ею. Поэтому первая жертва, которую следует добиться от толпы, — это отказ от контроля над властью и того удовлетворения, которое дает свобода. Это приводит к тому, что соратники начинают лучше управлять, а управленческие шаги становятся сокращенными и ускоренными. Вначале в качестве исключения, потом это станет правило. Так Ельцин вначале просил доверия на короткий срок. Так форсируется захват власти.

           Ассоциация — это такой уровень развития группы, при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится достаточно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, назначается руководство, и группа становится кооперацией. Кооперация — это такой уровень развития группы, когда группа уже приступила к выполнению своих целей, и произошло распределение ролей.

              Итак, любая вновь создаваемая группа является ассоциацией. Это первый класс средней школы, первый курс студенческой группы, туристическая группа на отдыхе. В ассоциации на начальных этапах у всех практически равные возможности. После структурирования в классах и группах выбирается актив, да и в очередях, если они существуют долго, появляются руководители. Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и начала выполнять свои задачи. Учебная группа стала проводить занятия, туристическая выступила в поход, производственная стала выпускать товары. И тут выясняется, что руководители не могут выполнять своих функций. Между группами начинаются недоразумения. Идет групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинается агитация и пропаганда, происходят революции и дворцовые перевороты. Между группами происходит борьба за место под солнцем.

              Крайне важно знать, на каком уровне развития находится группа, членом которой ты состоишь, которой руководишь или в которую собираешься вступить, ибо между кооперацией и коллективом имеются существенные различия. Кооперация в трудные времена распадается, а коллектив сплачивается. В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи.

             Если руководимая группа коллективом не является, нужно ждать неприятностей, когда настанут трудные времена. Превращать группу в коллектив должен руководитель, ибо именно он — главный психолог коллектива. Может быть, это и есть основная задача: руководителя, потому что, кроме него, ее никто не сможет выполнить. Активность — это все виды деятельности, которые ведут к достижению основной цели группы. И поэтому групповой процесс прекращается, когда люди выполняют основную задачу. Если группа выполняет основную задачу: в школе учат, в больнице лечат, на заводе производят продукцию, причем все время появляются новые формы работы, и сотрудник может удовлетворить свой потребности на работе, — рано или поздно такая группа превратится в коллектив.

Информация о работе Способы координации и регулирования деятельности неформальных групп в рамках формальных организаций