Автор: Динар Краснов, 05 Июня 2010 в 19:28, курсовая работа
В настоящее время руководителями организации неформальные группы часто воспринимаются как «враждебно настроенные». Подобное происходит вследствие того факта, что менеджеры игнорируют существование таких групп у себя на предприятии вплоть до кризисной ситуации. Ответной реакцией чаще всего становится противоборство под названием «кто в доме хозяин». Некоторые претензии сотрудников, организовавшихся в такие группы, на собственное мнение о происходящих в компании процессах подавляются сразу. Однако иногда противостояние длится достаточно долго, приводя компанию на грань пропасти.
Как этого не допустить?
Прежде всего, руководству необходимо знать о таких группах (их психологии, потребностях и коммуникациях) как можно больше. Это знание избавляет от нескольких крайне распространенных в управленческой среде стереотипов, которые и приводят, в конечном счете, к противостоянию менеджмента и персонала. Более того, специалисты в области управления сходятся в своих выводах к тому, что эти группы обладают огромным потенциалом и их эффективное использование является залогом успеха для организации.
Введение…………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Характеристика неформальных групп в организации ………..……5
Глава 2. Способы координации и регулирования деятельности
неформальных групп с точки зрения психологии…………………...………18
Глава3.Способы координации и регулирования деятельности внутриорганизационных групп с точки зрения PR-специалистов…………27
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы
Представитель такой группы — энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы и в ряде случаев работает бесплатно. Нет, расчет у него есть. Он работает и на свой авторитет, и на авторитет группы, надеясь, что рост группы будет сопровождаться и его служебным ростом. Естественно, руководитель, остановившийся в росте, будет в конфликте с таким сотрудником. Руководителю следует учесть, что представители карьеристской группы не очень сплочены друг с другом, по крайней мере, в учебных коллективах, ибо много времени проводят за занятиями в одиночку (а работа над собой требует уединения) и часто не могут противостоять хорошо организованным культурно-развлекательным и алкогольно-сексуальным группам. Но карьеристская группа очень быстро сплотится, если ее объединить общим творческим трудовым процессом. А это может сделать только руководитель-карьерист.
Карьеристы-подчиненные подразделяются на две группы; экспансионисты и интернисты3.
Экспансионисты (львы) инициативны, лезут к начальству со своими предложениями. Выступают на собраниях, критикуют начальство, да и равных по должности. Всегда очень исполнительны, но могут и привнести что-то новое и потом его отчаянно отстаивать. Хотя довольно часто они бывают правы па своей сути, но их предложения часто просто по тем или иным объективным причинам внедрить в жизнь именно сейчас просто невозможно. Им лучше все как следует растолковать. Окрика они не боятся и могут втянуть вас в совершенно ненужный конфликт и стать антилидером, более того, создать группу, которая будет выступать против вас. Им можно поручать мероприятия, связанные с вовлечением в них большого количества людей. Например, организовать какую-нибудь конференцию.
Интернисты (кролики). Эти сотрудники, наоборот, ведут себя тихо, незаметно, на собраниях не выступают. Но мыслят они хорошо. Нередко ведут дневник, куда все записывают. Особенности их поведения приводят к тому, что они начальству довольно часто неизвестны. Из-за их безответности их часто направляют на непрестижные работы, обходят в наградах, что, конечно, сковывает их инициативу еще больше. Их часто игнорируют, но они никогда не жалуются, не настаивают и не добиваются. При формировании временных коллективов они часто становятся основной рабочей лошадкой, которую кормят меньше всего. Если бы руководители знали таких людей и предлагали бы им тоже высказываться, тогда они раскрыли бы свои крылья и много могли бы сделать для процветания своей фирмы. Их еще можно назвать гадкими утятами.
В культурно-развлекательную группу входят люди, остановившиеся в своем профессиональном росте и имеющие основные интересы на стороне. Это или домашнее хозяйство, или коммерция, или еще что-либо другое. Они неплохие специалисты, набившие руку на рутинной работе. Свои обязанности они выполняют неплохо, но от и до. Аналоги таких групп есть в любых коллективах. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла. Самое главное, они не будут требовать повышений. Они даже будут отказываться от них. Они даже могут стать своеобразным эмоциональным ядром, который будет сплачивать группу. Но если они в другом месте являются членами карьеристской группы, то неизбежен их переход в эти группы и на постоянную работу.
Природа: человека такова, что стремится сделать самого себя и быть первым, хотя бы где-то. Где-то он обязательно захочет стать карьеристом. И если это ему не удается на производстве, то тогда он пытается реализовать себя в культурно-развлекательной группе. В таком случае рекомендуется создать на производстве различные кружки вязания или художественной самодеятельности, спортивные секции и пр. Часто человек выбирает профессию не в соответствии со своей природой, а по настоянию родителей или авторитетов. В культурно-развлекательной группе он может найти себя.
А если человек не сможет сделать карьеру и в культурно-развлекательной группе, то он начнет осуществлять ее в алкогольно-сексуальной.
Культурно-развлекательная группа достаточно велика среди учащихся. В ней можно выделить две группировки. Одна — студенты из обеспеченных семей. Основным мотивом для поступления в институт был не интерес к избранной специальности, а успехи в этой специальности у родителей. В мединститут поступают дети врачей, на юридический факультет университета — дети адвокатов, прокуроров, юрисконсультов, в институт народного хозяйства — дети экономистов. Вторая — студенты, которые имеют интересы и компании на стороне. В последние годы этот интерес сдвинут в сторону бизнеса. К учебе такие студенты прилагают минимум усилий, экзамены сдают лишь бы не провалиться. Беспокойства администрации вуза эти студенты не доставляют, но специалисты из них получаются неважные. Для членов второй группировки это не имеет никакого значения, ибо они по избранной специальности работать не будут, а если будут, то станут организаторами. Например, студент-психолог, окончив университет, возможно, создаст психологический центр, а студент-медик — больницу. Но судьба членов первой группировки бывает если не трагичной, то весьма драматичной. Эта группировка неустойчива. Некоторые ее участники, желая быстрого материального успеха и понимая, что специалисты и научные работники этого достичь не могут, пытаются примкнуть к студентам-бизнесменам. Но тут выявляется их слабая психологическая и личностная подготовка. Оказывается, бизнес требует смелости, изворотливости, быстроты в принятии решений и т. п., чего у них не выработалось за время жизни за спиной у родителей. Здесь они сразу начинают играть роль «шестерок», что их тоже не устраивает, ибо в семье они были кумирами. К моменту окончания института их психологическому состоянию не позавидуешь.
Антисоциальных групп в институтах обычно не бывает.
Культурно-развлекательная группа, если она окончательно справится с учебно-карьеристской, может стать алкогольно-сексуальной. В коллективе начнут регулярно отмечать праздники, дни рождения и пр. Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Это еще здоровые люди, но если в их образе жизни ничего не изменить, то они станут алкоголиками. Более того, иногда речь идет даже не столько об употреблении алкоголя, сколько о стиле.
Руководителю следует иметь в виду, что имеются следующие виды алкогольных групп4:
1. Алкогольные группы на основе формальных групп (бригада, участок, курс повышения квалификации и пр.). Иногда они могут сливаться со всей группой. Здесь можно наблюдать 4 варианта:
а) лидер группы не совпадает с формальным лидером, но имеет позитивные социальные установки (положительный лидер). Выпивка идет в нерабочее время. Если и наносится ущерб делу, то потом он компенсируется;
б) лидер группы не совпадает с руководителем, но имеет негативные социальные установки. Тогда группа противопоставляется руководству; а лидер становится антилидером.
2. Алкогольные группы на почве микросоциосреды по месту жительства. Она состоит из друзей и знакомых. В нее собираются люди, склонные к злоупотреблению алкоголем, в тех случаях, когда употребление алкоголя в их трудовых коллективах не поощряется. На работе они слывут трезвенниками, а компенсируют свою потребность выпить по месту жительства.
3. Семейная группа. Такая группа довольно быстро спивается.
4. Преалкогольные группы. Вначале могут собраться, чтобы поиграть домино и выпить, потом, чтобы только выпить. Но исход всех этих групп, если их не остановить, — это группы, полностью состоящие из алкоголиков. Алкогольные группы обычно малочисленны — 3—5 человек. В большой группе деятельность ее затруднена.
В зависимости от состава выделяют однородные и разнородные группы. В разнородных группах один общий мотив — употребление алкоголя. Поэтому эти группы спиваются быстрее. В других для реализации потребности в алкоголе нужен «Кворум». Если кворума нет, предпринимается розыск остальных. Сформировавшаяся группа имеет сложную структуру. В ней можно выделить инициатора-лидера, сублидеров,
всегда готовых поддержать лидера и периферию группы. Периферия не полностью подчинена лидеру, не всегда участвует в выпивках, не поддерживает уровень употребления, принятый в группе. Человек из периферии может пропускать тосты и пить меньше других. Формирование группы осуществляет лидер. Первая выпивка является ключевой. Она определяет правильность выбора. Важно, чтобы среди членов группы была одинаковая потребность в алкоголе. На первых порах роль лидера незаметна, а сама группа аморфна. Однако по мере повторения выпивок происходит структурирование группы и дифференцировка ролей. Постепенно роль лидера становится более заметной. Он начинает решать кадровые вопросы, и включение новых членов группы предполагает безусловное подчинение лидеру группы и групповым нормам. Довольно часто бывший новичок, стараясь обогнать старожилов, быстро спивается. Тогда его из группы изгоняют.
Сформировавшаяся алкогольная группа — это довольно устойчивое образование. Негативное отношение товарищей по работе, конфликты в семье малоэффективны и не меняют алкогольных норм. Распад группы может произойти вследствие ухода лидера, изменения его установок и при дискредитации лидера.
Алкогольные группы — особые группы. Деятельность в них стихийна, самосознание низкое. Групповая потребность, определяемая по действию и результату, высока и определяет сплоченность группы. Сплоченность тем больше, чем выше потребность группы в алкоголизации.
В основе отношений в группе лежат всепрощенчество/ снисходительность, приятельство, но это не распространяется на групповые нормы. Алкогольная группа функционирует в обществе и по мере ее деградации на нее начинают воздействовать и семья и все общество. Алкоголику удается довольно долго находить себе защитников среди тех, кому он приносит неприятности. Нельзя надеяться, что все обойдется. Выходом может стать жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употребление спиртных напитков.
Бывает так, что лидер алкогольной группы и руководитель — одно и то же лицо. Тогда нередко формальная группа полностью или частично совпадает с алкогольной. Уклонение от выпивки тогда становится невозможным и рассматривается как оппозиция или вызов группе. Такие группы быстро спиваются.
Однако любые неформальные группы обладают рядом преимуществ5:
• повышение эффективности деятельности системы в целом;
• облегчение нагрузки на менеджмент;
• обеспечение безопасного выхода эмоций работников;
• улучшение коммуникаций;
•позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Поскольку существование неформальных групп в организации неизбежно, а влияние их велико, менеджменту не стоит бороться с ними, а лучше использовать их преимущества для достижения целей организации.
Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена следующими факторами:
Характеризуя роль неформальной организации внепроизводственной сферы, отмечают её роль в поддержании социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Очевидно, неформальная организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой формальной организацией.
Проблемы во взаимодействии формальной и неформальной организации появляются вследствие ряда причин, в том числе наличия стереотипов у менеджеров6.
Первым стереотипом, безусловно, следует назвать чрезмерные претензии на собственную исключительность. «Раз я добился столь широкого круга формальных властных полномочий — значит, я недюжинная личность, следовательно, что позволено Юпитеру, не позволено…» и т. д. — примерно такой образ мысли завладевает умами топ-менеджеров.
Из него само собой следует, что, например, если «топам» позволено обсуждать и решать многие проблемы в неформальной обстановке, игнорируя установленные процедуры и правила (не говоря уже о мнении нижестоящих специалистов), то аналогичные действия в исполнении подчиненных — страшное преступление против Компании и Руководства. Это кризис корпоративной культуры, который неминуемо ведет к кризису компании в целом.