Специфика управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – специфика управленческой деятельности и роли руководителя.
Целью исследования является рассмотрение вопросов специфики управленческой деятельности и роли руководителя.

Содержание

Введение 3
1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Управление. Основные положения 5
Критерии эффективности руководителя 8
2. ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ. 17
2. 1. Социальный объект для управленческого воздействия 17
2.1. Описание управленческих ролей 21
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение

Работа содержит 1 файл

специфика управл деятельности и роли руководителя - курс.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     Иной  подход предлагают Б. Шамир, Р. Хауз и  М. Артур, которые в рамках интеракционной модели исходят из того, что руководство  как управление влияет на "самоконцепцию" подчиненных19. Руководитель при этом выступает как ролевая модель, показывающая пример предвидения и постановки целей организации. Он должен уметь в ходе коммуникационного процесса аргументированно убеждать сотрудников в необходимости смены своих установок и ценностных представлений во благо общих целей; быть целостной натурой, без жажды власти и использования других в своих интересах; обладать мужеством и чувством справедливости, ставить общие интересы выше личных; быть уверенным в себе, иметь чувство собственного достоинства, а также предрасположенность к риску; демонстрировать высокую работоспособность, последовательность и упорство в достижении : поставленных целей: верить в способности своих подчиненных к саморазвитию

     Следует, однако, заметить, что эти и многие другие подходы опираются на наивную интерпретацию феномена формирования харизмы руководителя, когда определенный образ начальника прямо-таки рефлекторно провозглашается харизматическим. Активная роль при этом отводится исключительно руководящей стороне, тогда как руководимые, подобно плоскому зеркалу, лишь отражают "реальную" картину.

     В реальном течение времени формирование руководствующего начала гораздо сильнее  зависит от среды, где руководит  начальник и где он имеет шанс претворять свои роли как руководитель.

     Как видим в управлении руководитель если же это настоящий руководитель должен проявлять четкий образ поведения – идеализируемый хотя бы частично своими сотрудниками и подчиненными – иначе нет нормального управления, власти и уважения.

     Кроме того, в управлении руководитель не может надеяться на реализацию только одного своего качества – лучше всего это объяснил Г. Минцберг. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего звена, отмечает в своей книге “Природа управленческого труда”20: “Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации… Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты затрачивают порой месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает:

     “Интересно  отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».

     В связи с этим, Минцберг заключает, что руководство в настоящем виде – есть выражение в трудовом поведении умения формировать и претворять разнообразные управленческие роли – модели решения проблемных ситуаций в коллективе и в рабочем процессе.

     Роли  руководителя.

     Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту  управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является “набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности”. Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. “Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей”.

     Руководитель  же как ответственный человек, должен уметь принимать решения и  контролировать их в самых разнообразных  ситуациях – и играет он несколько  ролей сразу в творческом поиске или по поставленным методикам – неважно – руководитель играет несколько ролей в зависимости от ситуации.

     Теперь  поговорим о количестве ролей  для руководителя в организации.

     Эффективность руководства любой организацией, удачное принятие решения во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя21:

  1. роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство»22. От лидерства на 30—35% зависит отдача персонала;
  2. роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
  3. роль планировщика. Главные задачи этой роли — оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;

     4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

     Более детальную и, вероятно, более близкую  к российским условиям классификацию  ролей руководителя дают авторы специального учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы»23. Они так называют эти роли, одновременно раскрывая их содержание:

  1. «мыслитель» — общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  2. «штабной работник» — обработка управленческой информации и составление документации;
  3. «организатор» — координация работы сотрудников;
  4. «кадровик» — отбор, расстановка, оценка персонала;
  5. «воспитатель» — обучение и мотивация персонала;

     6)«снабженец» — обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

     7)«общественник» — участие в качестве ведущего на заседаниях совещаниях; работа с общественными организациями;

  1. «инноватор» — внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  2. «контролер» — контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

     10)«дипломат» — налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

     Руководитель, какую бы роль он не выполнял в своем  поведении и принципе принятия решения, показывает через специальный набор  управленческих функций, которые он либо выполняет сам, либо делегирует либо просто игнорирует.

     Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце, Е.П. Голландера, В.П. Пугачев в книге «Руководство персоналом организации»24 выделяет следующие функции руководителя:

  • оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
  • определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
  • координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
  • контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
  • организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
  • информирование сотрудников;
  • интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
  • формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
  • делегирование задач, компетенций и ответственности;
  • предотвращение и разрешение конфликтов;
  • распространение специфических для организации ценностей и норм;
  • забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
  • формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
  • ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

     Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении.  

     ВЫВОДЫ  по главе:

     Любая деятельность человеческого коллектива где больше 3 человек подчинена 2 целям – выполнению какой-то общей  задачи (деятельности в определенном направлении) и распределение социальных ролей внутри этого процесса исполнения. Руководитель также как и промежуточный управленец выполняет несколько ролей – исходя из них он формирует стиль решения и исполнения решений.

     Управленческая  роль всегда основана изначально на социальной роли. Социальная роль – это есть набор социально-поведенческих характеристик личности, которые необходимы для выполнения этой личностью социально значимой цели, внутри данного сообщества (группы, коллектив).

     Управленческая  роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности руководителя.

     Руководитель  проявляет свою специфическую роль в управленческом труде – процесс  межличностной коммуникации в ходе которой решаются целевые задачи по изменению окружающей среды или внутреннего состояния объекта управления.

     В связи с огромным множеством социального  форм действия, социальной организации  и видов управленческого труда, а также психологических особенностей проявляющихся в принятии решений  у руководителя и управленца, роли серьезно подразделяются на:

  • межличностные роли руководителя (организатор или главный руководитель, общественник, воспитатель);
  • информационные роли руководителя (дипломат, снабженец, , кадровик);
  • роли способствующие принятию решений (мыслитель, штабной работник,  инноватор).

     Конечный  итог принятия решения руководителем  в ходе реализации своей организационно-социальной роли  – решение групповой  цели, забота о целостности группы и её интересах.

     Заключение

 

            По своему содержанию управленческая деятельность — это деятельность, связанная с организацией, координацией и контролем деятельности других людей.

     Центральное место в этой системе занимает руководство, которое выполняет следующие основные функции:

  • выработка   общего   плана   действий   всей   организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т.д.);
  • координация всех подразделений управления. Это исключительно важная составляющая функции руководства. Руководитель координирует работу подчиненных ему служб (плановых, финансовых, бухгалтерских, технических и т.п.);
  • воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей. Так, директор руководит цехами, начальник цеха — участками и т. д.;

     • подбор кадров на различные участки управления.

     Функции руководства реализует руководитель Стиль руководства, лидерства отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и личность. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации, которая включает содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчиненных. Уровень, до которого избранный руководителем стиль руководства является эффективным, в значительной степени определяет, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, создать коллектив для работы и управлять стрессовыми ситуациями.

       Руководство – это своего рода  процесс, который может состоять  из 3 элементов:

  • Отдельные действия и шаги, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей.
  • Непосредственное влияние на подчиненных.
  • обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия.

          Руководство обусловлено пирамидальной структурой социального действия. Без структуры социального действия нет эффекта работы  коллектива, нет успеха в достижении поставленных больших целей.

          Руководитель реализует свою социальную роль в организации. А это рабочая группа. Ей, как и любой организации, присущи следующие черты: разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях; должностная иерархия, порядок подчиненности; лояльность каждого сотрудника по отношению к организации т.д.

          Роль руководителя заключается и определяется в зависимости от:

Информация о работе Специфика управленческой деятельности