Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – специфика управленческой деятельности и роли руководителя.
Целью исследования является рассмотрение вопросов специфики управленческой деятельности и роли руководителя.
Введение 3
1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Управление. Основные положения 5
Критерии эффективности руководителя 8
2. ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ. 17
2. 1. Социальный объект для управленческого воздействия 17
2.1. Описание управленческих ролей 21
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение
Иной подход предлагают Б. Шамир, Р. Хауз и М. Артур, которые в рамках интеракционной модели исходят из того, что руководство как управление влияет на "самоконцепцию" подчиненных19. Руководитель при этом выступает как ролевая модель, показывающая пример предвидения и постановки целей организации. Он должен уметь в ходе коммуникационного процесса аргументированно убеждать сотрудников в необходимости смены своих установок и ценностных представлений во благо общих целей; быть целостной натурой, без жажды власти и использования других в своих интересах; обладать мужеством и чувством справедливости, ставить общие интересы выше личных; быть уверенным в себе, иметь чувство собственного достоинства, а также предрасположенность к риску; демонстрировать высокую работоспособность, последовательность и упорство в достижении : поставленных целей: верить в способности своих подчиненных к саморазвитию
Следует, однако, заметить, что эти и многие другие подходы опираются на наивную интерпретацию феномена формирования харизмы руководителя, когда определенный образ начальника прямо-таки рефлекторно провозглашается харизматическим. Активная роль при этом отводится исключительно руководящей стороне, тогда как руководимые, подобно плоскому зеркалу, лишь отражают "реальную" картину.
В реальном течение времени формирование руководствующего начала гораздо сильнее зависит от среды, где руководит начальник и где он имеет шанс претворять свои роли как руководитель.
Как видим в управлении руководитель если же это настоящий руководитель должен проявлять четкий образ поведения – идеализируемый хотя бы частично своими сотрудниками и подчиненными – иначе нет нормального управления, власти и уважения.
Кроме того, в управлении руководитель не может надеяться на реализацию только одного своего качества – лучше всего это объяснил Г. Минцберг. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего звена, отмечает в своей книге “Природа управленческого труда”20: “Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации… Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты затрачивают порой месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест, согласно исследованиям которого мастера выполняют в среднем 583 различных операции по управлению в день, замечает:
“Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны работе многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».
В связи с этим, Минцберг заключает, что руководство в настоящем виде – есть выражение в трудовом поведении умения формировать и претворять разнообразные управленческие роли – модели решения проблемных ситуаций в коллективе и в рабочем процессе.
Роли руководителя.
Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является “набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности”. Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. “Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей”.
Руководитель же как ответственный человек, должен уметь принимать решения и контролировать их в самых разнообразных ситуациях – и играет он несколько ролей сразу в творческом поиске или по поставленным методикам – неважно – руководитель играет несколько ролей в зависимости от ситуации.
Теперь поговорим о количестве ролей для руководителя в организации.
Эффективность
руководства любой
4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.
Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей руководителя дают авторы специального учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы»23. Они так называют эти роли, одновременно раскрывая их содержание:
6)«снабженец» — обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7)«общественник» — участие в качестве ведущего на заседаниях совещаниях; работа с общественными организациями;
10)«дипломат» — налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Руководитель, какую бы роль он не выполнял в своем поведении и принципе принятия решения, показывает через специальный набор управленческих функций, которые он либо выполняет сам, либо делегирует либо просто игнорирует.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце, Е.П. Голландера, В.П. Пугачев в книге «Руководство персоналом организации»24 выделяет следующие функции руководителя:
Как
видно из приведенного перечня функций
руководителя, они значительно различаются
по своей сложности и объему деятельности,
а частично пересекаются. Некоторые авторы
объединяют названные и некоторые другие
функции в две основных
функции: 1) достижение
групповой цели; 2)
сплочение группы
и забота о ее сохранении.
ВЫВОДЫ по главе:
Любая деятельность человеческого коллектива где больше 3 человек подчинена 2 целям – выполнению какой-то общей задачи (деятельности в определенном направлении) и распределение социальных ролей внутри этого процесса исполнения. Руководитель также как и промежуточный управленец выполняет несколько ролей – исходя из них он формирует стиль решения и исполнения решений.
Управленческая роль всегда основана изначально на социальной роли. Социальная роль – это есть набор социально-поведенческих характеристик личности, которые необходимы для выполнения этой личностью социально значимой цели, внутри данного сообщества (группы, коллектив).
Управленческая роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности руководителя.
Руководитель проявляет свою специфическую роль в управленческом труде – процесс межличностной коммуникации в ходе которой решаются целевые задачи по изменению окружающей среды или внутреннего состояния объекта управления.
В
связи с огромным множеством социального
форм действия, социальной организации
и видов управленческого труда,
а также психологических
Конечный
итог принятия решения руководителем
в ходе реализации своей организационно-
По своему содержанию
Центральное место в этой системе занимает руководство, которое выполняет следующие основные функции:
• подбор кадров на различные участки управления.
Функции
руководства реализует
Руководство – это своего рода
процесс, который может
Руководство обусловлено пирамидальной структурой социального действия. Без структуры социального действия нет эффекта работы коллектива, нет успеха в достижении поставленных больших целей.
Руководитель реализует свою социальную роль в организации. А это рабочая группа. Ей, как и любой организации, присущи следующие черты: разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах или инструкциях; должностная иерархия, порядок подчиненности; лояльность каждого сотрудника по отношению к организации т.д.
Роль руководителя заключается и определяется в зависимости от: