Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – специфика управленческой деятельности и роли руководителя.
Целью исследования является рассмотрение вопросов специфики управленческой деятельности и роли руководителя.
Введение 3
1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Управление. Основные положения 5
Критерии эффективности руководителя 8
2. ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ. 17
2. 1. Социальный объект для управленческого воздействия 17
2.1. Описание управленческих ролей 21
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение
В г. Санкт-Петербурге в ПО "Светлана" людей в бригадах стараются ставить на совместные операции с учетом их психологической совместимости. В результате этого темпы роста производительности труда там были в 1,5 раза выше, чем в среднем по Выборгскому району, где находится "Светлана", а текучесть кадров в 2,5 раза ниже, чем в среднем по городу15.
Разумеется, разобраться в отношениях людей непросто. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, — углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей. К ним можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и т.д. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.
Но именно здесь и проявляется главное качество руководителя – он должен выйти за рамки одной социальной роли предположим «организатора» и стать на некоторое время «отцом» чтобы понять колебания членов своей социальной группы, мотивы их поступков и действий.
Вот
тут и проявляется различие между
социальной ролью и роль управленческой,
о чем будет сказано в
Больше всего набор социальных ролей проявляется при формировании коллектива.
В своем развитии коллектив проходит несколько этапов. Первая стадия - начальная, когда коллектив только начинает формироваться. На этом этапе люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Связи между ними еще слабы и неустойчивы, товарищеские контакты часто меняются. Нередко возникают конфликты вследствие недопонимания. Необходимо подчеркнуть, что если на этом этапе руководитель не проявит разумную твердость в организации коллектива, то эта стадия может затянуться. Направляющей силой, стержнем развития должна быть цель. Она мобилизует коллектив. И каждый его член должен четко осознать значимость своей работы. Чем престижнее задача, тем легче объединить людей для ее решения. Причем значение цели должно быть понятно не только логически, но и "пропущено сквозь сердце". В этом случае ее достижение станет кровным делом каждого члена коллектива.
Одно из условий успешного продвижения к намеченной цели – дисциплина. Вот почему на первой стадии становления коллектива руководитель может пользоваться директивным – стилем управления. Этот стиль характеризуется тем, что сам руководитель предъявляет требования к подчиненным и неукоснительно следит за выполнением отданных распоряжений. Поощряя и наказывая подчиненных, он может не советоваться ни с кем, принимая всю ответственность за принятые решения на себя.
Вторая стадия характеризуется тем, что в коллективе почти завершается изучение друг друга и определяются личные позиции каждого члена. На основании взаимных психологических притяжений (симпатий), общих интересов происходит образование микрогрупп. Может образоваться группа с исполнительской психологией. Входящие в нее осознают необходимость дисциплины и порядка и добросовестно выполняют поручения, но инициативы не проявляют и стремятся работать не перегружая себя. При пассивности руководителя может сформироваться группа, в которую войдут недисциплинированные люди с чрезмерными амбицией и тщеславием. Влияние такой группы снизит продуктивность коллективной деятельности и отрицательно скажется на морально-психологическом климате всего коллектива.
В задачу руководителя на этой стадии входит создание ядра единомышленников (но ни в коем случае не по принципу верноподданичества!). Психологи давно установили, что если требования исходят от руководителя, то они воспринимаются подчиненными как внешние. Если же их выдвигают и поддерживают свои же товарищи, то коллектив такие требования рассматривает как собственные и они значительно сильнее влияют на личность
После создания ядра единомышленников руководитель начинает переходить от директивного стиля управления к коллегиальному (демократическому), который отмечается стремлением как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива.
Третья стадия развития коллектива характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Интеллектуальное единство определяется осведомленностью всех членов о возможностях коллектива, взаимопониманием (психологической совместимостью) в процессе деятельности, стремлением находить общий язык, единством мнений.
Эмоциональное единство отличает атмосфера сопереживаний всеми работниками событий, происходящих в коллективе и вне его, забота о судьбе товарищей, проявление чуткости по отношению к ним. Ни один человек в таком коллективе не чувствует себя обособленным и беззащитным, каждый уверен, что он не останется в беде один.
Единство воли проявляется в способности коллектива преодолевать возникающие трудности, препятствия и доводить дело до конца, а также в способности каждого подчинять личные интересы общественным.
Таким образом, на этой стадии в коллективе окончательно утверждаются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Этому особенно способствует общение людей вне производственной сферы, например совместное проведение досуга.
Теперь
рассмотрим управленческие роли руководителя,
когда роли социальные выполнены
и необходимо заниматься работой,
а не коллективом.
2.2.
Описание управленческих
ролей
Как
правило, любой человек в своей
жизни занимается реализацией себя
– реализацией своей жизненной
позиции. Человек реализует себя
в виде осознанных последовательных
событий – в форме
Деятельность — понятие более широкое, чем труд. Трудом можно назвать только ту деятельность, которая носит целесообразный характер. Бесцельная, бессмысленная деятельность не является трудом.
Все, что нас окружает, так или иначе связано с деятельностью человека и является следствием его компетентности, предприимчивости и других качеств. Вопрос о структуре и значимости этих качеств весьма актуален и до конца не исследован.
Понятия "труд" и "деятельность" следует разграничивать, прежде всего, на уровне конкретного человека. Последнее шире, так как включает не только труд, сферу материального производства, но и взаимоотношения с другими людьми, включая управленческие отношения и повышение квалификации. В экономической, управленческой и социологической литературе понятие "труд" анализируется через его многообразные функции в организации или обществе и выступает условием роста экономической и политической свободы общества и человека в этом обществе. Экономическая свобода означает рынок, политическая — демократию.
С помощью коммуникаций человек "оттачивает" свое мастерство, развивается сам и способствует организации окружающей среды. В то же время у него есть определенные потребности, ожидания, проблемы, которые он старается решить в организации. Каждый человек стремится получить определенную профессию и работать в конкретной сфере, стать квалифицированным специалистом, обеспечить свою семью, построить дом и т.д. Он спрашивает себя, могут ли быть достигнуты эти цели на этом рабочем месте. Положительный ответ стимулирует его работу, отрицательный — снижает ее эффективность. Человеку необходимы профессиональный рост, безопасность, признание и коммуникации. Он соизмеряет возможности предприятия и свои потребности.
Вклад человека в результат работы организации зависит от свободы, которую ему предоставляют. Зависимость между свободой и производительностью труда можно проследить как синусоиду.
При минимуме свободы сотрудники действуют по жестким предписаниям, выполняют указания руководителя. Собственные идеи не высказывают. Такая работа не приносит удовлетворения, а ее результат относительно низок.
Если сотрудник получает относительную свободу, то он выполняет свою работу с большей энергией, внедряет новые идеи, прилагает максимум усилий для решения проблем. Абсолютная свобода в деятельности отдельных людей организации невозможна.
Одновременно
следует принимать во внимание планы
организации, ее поставщиков, интересы
клиентов. Связь между свободой сотрудника
и его успехами в организации имеет большое
значение для развития этой организации.
При командной экономике человек в организации
был несвободен, он подчинялся установленному
сверху плану и его потенциал не мог быть
реализован в полной мере.
Рис. 1. Факторы, определяющие результативность труда руководителя
На результативность труда влияют многие факторы (рис. 1).
Результативность
по трудовому соглашению (договорная)
— это результативность, которую
сотрудник обязуется показать и
которая оговаривается в
Потенциал добровольной результативности, или полезности, которую сотрудник может принести своей организации, очень велик. Он может быть даже больше предусмотренного в трудовом контракте. Поэтому руководитель предприятия должен понимать, что достичь вершины успеха можно, только задействовав потенциал добровольной активности.
Область потенциала по трудовому соглашению и область добровольной результативности — еще не весь потенциал сотрудников, который со временем может увеличиваться, особенно если сотрудник лично заинтересован в результатах своего труда, а предприятие поддерживает эту заинтересованность.
Результативность сотрудников обеспечивается их мотивацией. Мотивация — ключевая задача принятия и реализации решения (это гарантия выполнимости решений в случаях их субъективной зависимости), для успешного решения которой сотрудник должен отождествлять себя с результатами своей работы. Не менее важную роль играет и мастерство самих сотрудников, овладение ими техникой работы менеджера.
Техника работы руководителя, - в более широком понимании, «менеджера» – заключается в построении определенной четкой модели поведения, направленной на реализацию. Она выражается в четкой последовательности принятого решения, в исполнении задуманного решения. Если поведение рабочего или служащего заключается в определенной схеме рабочего поведения, в которой почти нельзя четко определить настроение и трудовое поведение выполняющего работу работника, то в руководстве людьми или процессами техника выполнения четко окрашена социальной позицией выполняющего управленческую работу – то есть в роли руководителя.
Итак, роль руководителя и её оформление. Данную управленческую форму трудно самостоятельно сформировать – для этого нужны твердые природные и личностные задатки человека. Этот процесс активно изучала практическая психология.
Прежде всего, для выполнения в своем социуме (коллективе) руководителем какой-либо роли, ему необходимо соответствовать самой позиции руководителя. А для этого, по мнению ряда специалистов и в том числе социопсихолога Й. Штайре необходимо иметь четкую установку на руководство людьми17:
Человек (руководитель) должен обладать незаурядными качествами личности, благодаря которому она воспринимается как исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивав .я как образец для подражания и признается достойной роли "вождя". Содержательным элементом понятия такого человека в организации является нечто исключительное, образцовое в образе руководителя.
Дж. Конджер и Р. Канунго исходят из следующего образа поведения руководителя: