Специфика управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – специфика управленческой деятельности и роли руководителя.
Целью исследования является рассмотрение вопросов специфики управленческой деятельности и роли руководителя.

Содержание

Введение 3
1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Управление. Основные положения 5
Критерии эффективности руководителя 8
2. ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ
ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ. 17
2. 1. Социальный объект для управленческого воздействия 17
2.1. Описание управленческих ролей 21
Заключение 30
Библиографический список 33
Приложение

Работа содержит 1 файл

специфика управл деятельности и роли руководителя - курс.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение           3

     1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    5

     1.1. Управление. Основные положения       5

    1. Критерии эффективности руководителя      8

     2. ОПИСАНИЕ РОЛЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ 

     ВНУТРИ  ОРГАНИЗАЦИИ.         17

     2. 1. Социальный объект для управленческого воздействия    17

     2.1. Описание управленческих ролей       21

     Заключение           30

     Библиографический список        33

     Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Когда мы говорим о специфике какой-либо деятельности или явления, мы, прежде всего, стараемся обозначить их своеобразие, то есть указать принципиальные отличия этих деятельностей и явлений от других, подобных.

     По  своему содержанию управленческая деятельность — это деятельность, связанная  с организацией, координацией и контролем деятельности других людей. Но управленец организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных не ради собственного удовольствия или спортивного интереса, а ради того, чтобы помочь подчиненным скорейшим образом достичь целей совместной деятельности. Таким образом, управленческая деятельность подчинена целям общего дела. В этом смысле она есть деятельность целенаправленная.

     Целенаправленность  управления, то есть его подчинение целям общего дела является основополагающим признаком управленческой деятельности и, можно сказать, успеха управленца. Подчиненные судят о своем руководителе, прежде всего, по его преданности интересам общего дела. Управленец, который постоянно, что называется, «сбивается с пути», то есть отклоняется от целей организации, как правило, в сторону собственных интересов, обречен на одиночество и нелюбовь.

     На  протяжении всей жизни человеческого  общества были те, кто руководит  и те, кем руководят. Но люди до начала XX века мало придавали значение самому понятию «управление». Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию и не задумываясь над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

     Любой руководитель или специалист высокого уровня в организации занимаются управленческой работой. Для определенной оптимизации своей деятельности, закрепления результатов в форме  шаблонов и штампов эти люди для  себя определяют форму деятельного поведения – управленческую роль. Каждая управленческая роль определяет свой стиль принятия решений и стиль реализации этого выбранного решения. И в большинстве случаев оказывается, что управленческая роль (заранее выбранная и сформированная человеком позиция деятельности) психологически оказывается значительнее для руководителя, сильнее влияет на все его решения, уровень их реализации, чем логически оправданное действие по наименьшему сопротивлению или другая иная тактика, более подходящая при принятии управленческого решения.

     Объект  исследования – управленческая деятельность.

     Предмет исследования – специфика управленческой деятельности и роли руководителя.

     Целью исследования является рассмотрение вопросов специфики управленческой деятельности и роли руководителя.

     Данная  работа будет раскрыта с помощью  решения последовательных задач, исходя из которых и строится структура данной работы:

     - дать основные положения по  управлению;

             - определить критерии эффективности  руководителя;

  • охарактеризовать социальную и управленческую роли в коллективах людей.

     Данная  тема в настоящее время в теории и науке управленческого решения  мало проработана. Данная тема описана  в трудах американских исследователей по общему и стратегическому менеджменту, таких как Г. Минцберг, А. Мескон  и П. Друккер. Эти исследователи дали описание управленческих ролей, их классификацию определили средства изучения ролей руководителей в организации. Данные исследователи опираются на основы бихевиористской школы практической психологии, и поэтому в отношении принятия решений они опираются только на чисто описательные и интуитивные технологии. Тема особенностей управленческих ролей руководителей в современных организациях в настоящее время прорабатывается российскими исследователями и практиками как И. Грошев, В. Лебедев и др…Но данные исследования находятся только в начале своего пути.

     Методы  исследования – системный анализ, анализ научной литературы, типологический анализ ролей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     1.1. Управление. Основные положения 

     По  своему содержанию управленческая деятельность — это деятельность, связанная  с организацией, координацией и контролем  деятельности других людей.1 Управление представляет собой чрезвычайно сложную систему, состоящую из органов разного уровня, работников разных категорий, из различных подразделений и служб. Центральное место в этой системе занимает руководство, которое выполняет следующие основные функции:

  • выработка   общего   плана   действий   всей   организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т.д.);
  • координация всех подразделений управления. Это исключительно важная составляющая функции руководства. Руководитель координирует работу подчиненных ему служб (плановых, финансовых, бухгалтерских, технических и т.п.);
  • воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей. Так, директор руководит цехами, начальник цеха — участками и т. д.;

     • подбор кадров на различные участки управления.

                  Функции руководства реализует руководитель.2

     Проблема руководства для любой нации определяется человеческой природой, общественным устройством, состоянием государственности и организованностью. В четвертом веке до новой эры Аристотель в своем классическом труде «Политика» назвал человека политическим животным. Можно также назвать его животным общественным, заботящимся о представителях собственного вида. Формы человеческих объединений разнообразны: это и дружба, и производственные нужды, и фирмы, клубы, церкви, секты, братства; объединяются иногда люди и в преступных, и в военных целях. Многие из этих добровольных объединений вызваны проявлениями лучших сторон человеческой натуры. Цели, идеалы, стремления, социальные интересы и связь с обществом образуют тот клей, который удерживает людей вместе.3

     Сегодня едва ли существует еще хоть одно понятие, которое бы так по-разному истолковывалось, о котором были бы такие различные представления и предрассудки, как понятия «руководит», «руководство». Разумеется, можно прийти к относительно простому определению, которое звучит следующим образом: «Руководить — значит оказывать влияние на одного человека или многих людей таким образом, чтобы они изменяли свое местоположение, свою точку зрения, направление своих мыслей и действий». В таком широком понимании все мы в той или иной мере руководим в нашей повседневной жизни, когда пытаемся оказывать влияние на других, будь то в воспитании детей или политике, в предпринимательстве или армии, в торговле, рекламе, публицистике, церковных общинах, объединениях или инициативных группах.4

     Властью называют чью-то способность влиять на кого-то в целях изменения его поведения. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что, во-первых, власть - это потенциал, т. е. она существует не только тогда, когда применяется; во-вторых, между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; в-третьих, тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий. Власть может происходить из должности или   из личности.5

     Власть  должности происходит не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Организационная основа власти включает: принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связей.

     Личная  власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Таким образом, личная власть происходит со стороны подчиненных, снизу. Источниками личной власти могут быть: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

     Под экспертной властью понимается способность  руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специальных знаний.

     Власть  примера позволяет руководителю оказывать на подчиненных влияние, являющееся результатом его личной привлекательности для них, следствием его харизмы.

     Харизма - это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя.

     Право на власть является личностным источником власти в меру способности и возможности руководителя влиять на подчиненных с позиции занимаемой им должности. Каждый из руководителей использует данные ему права в меру своих способностей.

     Влиять на вышестоящее руководство можно только с использованием личной власти, но не должностной.

     Власть  охватывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Важным механизмом реализации власти в группе является лидерство.

     Лидерство - способность выдвинуть мотивирующую цель для группы и(или) организации и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения будущего в реальность. Поэтому для лидерства необходимо соответствие между целями лидера и тех, кто за ним следует.

     Важен стиль лидера - то, каким образом он достигает этого в конкретной ситуации. Лидер добивается подчинения, действуя правильно.

     В отличие от лидерства, власть концентрируется  на том, как добиться подчинения, вне зависимости от степени соответствия целей субъекта и объекта власти и правильности действий власти.

     Известный исследователь Дж.П.Кенджеми говорит  о существовании двух видов власти: а) получаемой в связи с занимаемым постом, власти-полномочии, и б) возникающей из личных возможностей, власти-авторитета. Оба понятия власть-полномочия и власть-авторитет широко используются в литературе в различных значениях (Batten, 1989; Cohen & Bradfoni, 1990; Conger & Kanungo, 1988; Kouzes & Posner, 1989; McClelland & Bumham, 1983; Mintzberg, 1983; Schein, 1980; Steers, 1981; Kanter. 1983; Kotter, 1983).6

     В соответствии с прямьми наблюдениями, власть-полномочия предполагает законное право руководителя побуждать, даже принуждать других делать то, что считается важным. Власть-полномочия дает лидеру право принуждать, наказывать или поощрять индивидов, пытаясь достичь поставленных целей. Ключевое понятие здесь — «законное право», оно официально дается руководителю организацией или группой, позволяя ему вести себя так, чтобы достигать цели организации. Власть-авторитет — это способность индивида побуждать, увлекать других, убеждать и ободрять их на достижение особых целей или на особую деятельность; это способность влиять на других и мотивировать их. В то время как власть-полномочия или берется, или присваивается организацией (группой), власть-авторитет не берется. Она не может быть взята. Она присваивается индивиду группой, которая затем позволяет индивиду вести ее к достижению цели  и  успеху. 

     Проблема  руководства с  помощью власти-полномочии

     Руководитель  может действовать с помощью  силы своих полномочий, но этот вид власти обычно приносит в организацию проблемы. Одна из них — текучесть кадров. Можно выделить два вида текучести кадров — физическую и умственную. Физическая текучесть охватывает тех служащих, которые покидают организацию и уходят. Умственная текучесть кадров возникает у тех служащих, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее. Этот вид текучести кадров не отражается в документации, но может нанести значительный вред производительности труда. Служащие демонстрируют пассивное сопротивление; они присутствуют физически, но умственно отсутствуют. Они редко основательно работают в течение дня, делая лишь самое необходимое, или, хуже того, работая недостаточно качественно.

Информация о работе Специфика управленческой деятельности