Создание эффективной системы контроля в коммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании литературных источников и данных предприятии изучить систему контроля в коммерческих организациях и выработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучить понятие, сущность и место системы контроля в коммерческих организациях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 5
1.1 Понятие и сущность контроля как функции управления в деятельности коммерческой организации 5
1.2 Контроль исполнения принятых решений 10
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка системы принятия и контроля исполнения управленческих решений в ПРУП «МЗ СИиТО» 25
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРУП «МЗ СИИТО» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Под ответственностью в  смысле готовности отвечать за последствия  управленческих решений принято  понимать персональную ответственность за последствия действий и ошибки при разработке и принятии управленческих решений. С этим связано осуществление информационной работы вокруг разработки, принятия и реализации управленческого решения. Обязанность отвечать за успех и неуспех, как правило тесно связана с возможностью или правом и компетенцией на принятие и осуществление самостоятельных решений и действий.

Ответственность в организационно-функциональном смысле относится к организации  производства. Она находится в  связи с восприятием передаваемых знаний и опыта, а также использованием компетенции принятия решений. Последствия собственного или чужого исполнения должен принимать на свой счет носитель заданий. Отклонения от предписаний, как правило, устанавливается в рамках процесса контроля. В рамках анализа отклонений необходимо определять причины их возникновения. Если в возникновении отклонений виновны ответственные лица, а не более высокая инстанция или непредвиденные обстоятельства, то они должны принимать ответственность на себя, не перекладывая ее на конкретных исполнителей задания. Для носителя заданий последствия ответственности могут наступать в виде устранения недостатков, отставки, подачи заявления об увольнении или переводе на другую работу, возмещении ущерба и компенсации убытков по требованию третьего лица.

Ответственность необходимо также рассматривать и в положительном  смысле. Под этим понимается отнесение  на личный счет положительных результатов  управленческих решений и их реализации. В данном аспекте последствия ответственности проявляются в поощрениях, служебном продвижении, награждении премиями и т.п.

Виды ответственности[12, с.3].

В практике менеджмента  выделяют различные виды ответственности. Остановимся на рассмотрении наиболее часто встречающихся видах.

Собственная ответственность означает обязанность соответствующих должностных лиц отвечать за собственные управленческие решения и действия. Перекладывание ответственности на подчиненных в деловом мире относится к неэтичным действиям.

Чужая ответственность  характеризует обязанность отвечать за решения и действия подчиненных менеджеру лиц, которым его решением предоставлены полномочия принятия решений и реализации управленческих действий.

Ответственность перед  собой возникает, как правило, в  том случае, когда устанавливающий нормы и исполнитель являются одним лицом. На предприятиях с развитой корпоративной культурой и корпоративными ценностями ответственность перед собой может возникать у каждого сотрудника как осознание собственной вины перед корпорацией, коллективом за возникшие отклонения или неудачу в реализации порученных действий.

Внешняя ответственность  наступает по отношению к внешним  участкам предприятия или зависящим  от его деятельности контрагентам.

Внутренняя ответственность  возникает по отношению к внутренним участкам предприятия и его персоналу.

Ответственность перед  предприятием характеризует учет интересов  предприятия или его представителей.

Общественная ответственность  отражает учет интересов общественного  благополучия и правопорядка.

Социальная ответственность предполагает учет в деятельности руководителей предприятия, деятельности самого предприятия прежде всего социальных интересов сотрудников.

Экологическая ответственность  подразумевает учет влияния деятельности предприятия на окружающую среду и экосферу.

Глобальная ответственность  означает учет влияния деятельности предприятия на экономическое, социальное и политическое положение в мировом  сообществе. Данный вид ответственности  наиболее актуален для транснациональных  корпораций.

Как вывод мы должны отметить, что профессиональный менеджер находится в точке пересечения и конфликтов интересов различных заинтересованных сторон[13, с.14].

Естественно, что основными  задачами управленческой деятельности менеджеров является сохранение фондов предприятий и извлечение прибыли в интересах собственников. Осуществление этих деловых задач, при некоторых обстоятельствах, вступает в противоречие с другими интересами.

Основными сферами интересов, складывающихся вокруг предприятия  и оказывающих влияние на разработку и принятие управленческих решений менеджерами, являются[14, с.32]:

1. Интересы собственников  предприятия. Например, стремление  к сохранению, расширению и совершенствованию  основных средств, сохранению  и увеличению дивидендов, увеличению  суммы пая или доли в акционерном капитале, своевременному получению надежной информации о состоянии дел на предприятии и его перспектив.

2. Интересы наемных  работников и сотрудников. Например, стремление к увеличению доходов,  созданию состояния, обеспечению  старости, социальному обеспечению, сохранению рабочего места, достойным человека условиям труда и его оплаты.

3. Интересы потребителей. Стремление к получению качественных  товаров, выгодным ценам, надежности  изделий, гарантиям, техническому  обслуживанию сложных потребительских  товаров, достоверной информации  о потребляемой продукции и  т.п.

4. Интересы конкуренции. Они проявляются в стремлении государства и общества обеспечить соблюдение всеми экономическими агентами правил добросовестной конкуренции и профессиональной этики в ведении дел.

5. Интересы общественности. Они включают гарантии сохранения  рабочих мест, защиту окружающей среды от последствий деловой деятельности экономических агентов, содействие развитию культуры, спорта, здравоохранения и образования и т.п.

В своей деятельности менеджер всегда должен учитывать два  обстоятельства[15, с.45]:

во-первых, что он непосредственно ответственен только за интересы собственника или предприятия;

во-вторых, для долгосрочного  осуществления целей предприятия  оно часто нуждается в содействии носителей других интересов и, поэтому  не может долго пренебрегать их интересами.

Разработка и реализация управленческих решений с позиций максимально возможного согласования интересов всех заинтересованных сторон носит поистине творческий характер и является искусством.

Формы ответственности  в менеджменте.

При рассмотрении ответственности как обязанности отвечать за последствия принятых и реализованных управленческих решений принятие ответственности может выступать в следующих формах:

1.Определение отрицательных  результатов. Лица, как осуществляющие  контрольные мероприятия, так  и подвергаемые контролю, не должны бояться установления отрицательных отклонений по результатам контроля. Приукрашивание состояния дел приводит в конечном итоге к краху всего проекта или предприятия.

2.Определение персональной  обусловленности. Оно является  одним из результатов анализа причин возникновения отклонений в реализации управленческих решений.

3.Персональные меры  поощрения и взыскания. Они  подразделяются на:

a) поощрение – например, выплата премии, продвижение по  службе, укрепление авторитета, награждение  призами, почетными знаками и т.п.;

b) уменьшение содействия  – например, уменьшение вознаграждения, выплачиваемого в виде процента  от прибыли, изменение планов  продвижения по службе и т.п.;

c)санкция – например, сокращение денежного содержания, возмещение ущерба, потеря компетенции или перевод на работу с меньшими полномочиями, отставка, увольнение, уголовное преследование и т.п.

 

 

2 Анализ системы принятия и  контроля исполнения решений  на предприятии

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Производственное республиканское  унитарное предприятие «Минский завод специального инструмента  и технологической оснастки» (МЗ СИиТО)  входит в состав производственного  объединения «Минский тракторный завод» (ПО МТЗ).

МЗ СИиТО создан в 1967 году на базе инструментального  производства  МТЗ  на основании приказа Министра тракторного и сельхозмашиностроения СССР от 18.02.67 №38. Предметом  деятельности завода являются:

    1. производство и реализация средств технологического оснащения, товаров народного потребления, запасных частей, других видов машиностроительной продукции и оказание услуг по заказам потребителей;
    2. проведение технического перевооружения и реконструкции действующего производства;
    3. выполнение конструкторских и проектно-технологических работ для технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта;
    4. организация фирменной торговли, сервисного обслуживания реализованной потребителям продукции и товаров;
    5. осуществление внешнеэкономической деятельности;
    6. выполнение конструкторских и проектно-технологических работ по новой технике, всестороннее её испытание;
    7. организация маркетинговой деятельности и материально-технического снабжения;

МЗ СИиТО  занимает  площадь  в 39,1 тыс.кв.м.,  около 4 га.  Здание  завода  представляет  собой  единый  корпус,  общей площадью  35,2 тыс.кв.м.,  из  них производственная – 18,3 тыс.кв.м.,  вспомогательная – 8,9 тыс.кв.м.,  конторско-бытовая – 8,0тыс.кв.м..  Открытые  склады – 1,9тыс.кв.м.,  гаражное хозяйство – 0,77 тыс.кв.м..

В настоящее время производственное республиканское унитарное предприятие «Минский  завод специального инструмента и технологической оснастки» (ПРУП «МЗ СИиТО»)- это предприятие по производству инструмента и технологической оснастки для МТЗ, заводов-филиалов производственного объединения МТЗ, промышленных предприятий РБ и СНГ.

Завод принимает заказы на изготовление следующих видов   инструментов и оснастки:

  1. Металлорежущего (резцы, ножи к сборным фрезам, свёрла, центровки, зенкера, развёртки, фрезы всех видов, комбинированный инструмент, протяжки, долбяки, шевера, метчики).
  2. Вспомогательного (оправки, удлинители, планшайбы, втулки, державки, стойки, бор штанги,    резцедержатели, зубила).
  3. Приспособлений (мелких, крупных), агрегатных станков и узлов к ним.    
  4. Измерительного (контрольные оправки, эталонные шестерни, калибры, скобы, пробки, кольца, угломеры).
  5. Контрольных приспособлений (ключи динамометрические, головки винторезные, кулачки, центра, диски эталонные, оправки, скобы, линейки, нутромеры, призмы).
  6. Пресс-форм (для пластмассовых и резинотехнических изделий).
  7. Штампов (для холодной и горячей штамповки).
  8. Метизов и нормалей (болты, винты, гайки, шпильки, штифты, пробки, шпонки, головки сменные, запасные части к оборудованию лёгкой и пищевой промышленности).
  9. Садоводческий и строительный инструмент.
  10. Товаров народного потребления (наборы метчиков, вороток, рычаги клапана автомобиля ВАЗ, ножницы хозяйственные,  и т.д.).
  11. Изделия из пластмассы (скребки оконные и автомобильные, доска разделочная, стойка для компакт-дисков, крышка полиэтиленовая, стяжка, дюбеля, горшок для цветов, вешалки).

 

Основные достижения в деятельности предприятия

  1. Сохранение в рабочем состоянии производственных мощностей под выпуск 50 000 тракторов в год.
  2. Расширение гаммы выпускаемой продукции.
  3. Сохранение рынков сбыта.
  4. Увеличение экспортного потенциала по сравнению с предыдущими годами.
  5. Удержание завоёванных позиций среди предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации.

Основные неудачи в  деятельности предприятия.

  1. Планирование выпуска продукции не всегда согласуется  с возможностью продаж.
  2. Наличие товарообменных поставок комплектующих и материалов, что ведёт к удорожанию продукции.
  3. Главные цели и задачи перспективного стратегического развития.
  4. Главные  цели: организация производства и реализация выгодной для покупателя и производителя продукции, что позволит обеспечить устойчивую экономику предприятия, увеличить количество продаж на рынках сбыта и повысить конкурентоспособность изделий.

 

Главные задачи:

  1. Увеличение объёмов выпуска и продаж инструмента и технологической оснастки для более полного удовлетворения  потребности рынка.
  2. Обеспечение расширения гаммы выпускаемой продукции.
  3. Развитие мощностей, модернизация и разработка технологических процессов,  необходимых для выпуска конкурентоспособной продукции.
  4. Достижение  более высоких технико-экономических показателей.
  5. Восполнить   собственные оборотные средства и обеспечить эффективное управление текущими активами и текущими пассивами.
  6. Обеспечить деятельность предприятия денежными средствами в необходимых объёмах и в требуемые сроки.

Управление товарным ассортиментом происходит, в основном, путем появления новых или  усовершенствования уже существующих товаров в результате опроса потребителей и проведенных исследований в области техники и технологии.

Основными потребителями  продукции завода в Республике Беларусь и странах СНГ являются:

  1. РУП «Минский тракторный завод»
  2. Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов
  3. Сморгонский автоагрегатный завод
  4. Витебский завод тракторных запасных частей
  5. БелАЗ, г. Жодино
  6. Борисовский завод агрегатов
  7. ОАО «УралАТИ», г. Асбест
  8. ЗАО «Оренбургский радиатор», г. Оренбург
  9. Рославльский автоагрегатный завод «АМОЗиЛ», г. Рославль
  10. ЧП «Колос Агро», г. Ровно, Украина
  11. УП "Антонар", г. Минск
  12. СООО "Арвит-авто", г. Минск

Информация о работе Создание эффективной системы контроля в коммерческих организациях