Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:51, курсовая работа
Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию системы мотиваций персонала на примере магазина «Золотое Яблоко»
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты мотивации труда персонала
2. Проанализировать деятельность магазина «Золотое Яблоко» и ее кадровый состав
3.Исследовать существующие на предприятии проблемы по совершенствованию системы мотиваций
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотиваций персонала
5. Оценить эффективность системы мотивации персонала в магазине «Золотое Яблоко».
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты совершенствования систем мотиваций…………6
1.1.Сущность мотивации и мотивационного процесса……………………………6
1.2.Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала…......12
1.3. Эффективность системы мотивации труда персонала……………………...17
2.Анализ системы мотиваций в магазине «Золотое Яблоко»……………….22
2.1.Характеристика деятельности магазина «Золотое Яблоко»………………...22
2.2. Анализ кадрового потенциала магазина……………………………………..24
2.3 Анализ экономического состояния магазина «Золотое Яблоко…………….28
3 Мероприятие по совершенствованию системы мотиваций персонала «Золотое Яблоко»………………………………………………………………….39
3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотиваций персонала золотое яблоко………………………………………………………….39
3.2.Оценка эффективности системы мотивации труда в магазине «Золотое Яблоко»……………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы…………………………
2. Потребности в безопасности. Сюда можно отнести такие потребности, как потребность в том, чтобы быть защищенным от физической или психологической опасности, иметь надежное место работы, гарантированную занятость, уверенность в завтрашнем дне и т. п. Удовлетворению потребностей
9
в безопасности способствует планомерная работа по повышению безопасности на опасных производствах. Также эта группа потребностей в полной мере
учитывается теми компаниями, которые даже в условиях кризиса проводят политику сохранения рабочих мест.
3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека. Социальные контакты, которые работники устанавливают с товарищами по работе в процессе профессионального труда, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на их трудовую мотивацию.
Любые коллективные
мероприятия, в том числе и
спортивные, обеспечивают прекрасную
возможность для установления и
поддержания дружеских
4. Потребность в оценке и уважении. Люди стремятся занять определенное место в обществе или в организации и подчеркнуть это положение определенными символами статуса (отдельный кабинет, машина, квартира в определенном районе, манера одеваться и т. д.).
В Таблице 1
рассматриваются возможные
Возможные реакции работника на несоблюдение принципа справедливости
Реакция работника | ||
На уровне реальной действительности |
На уровне оценки ситуации (психологический уровень) | |
Недоплата |
Снижение уровня самоотдачи (например, работать менее напряженно, работать меньше, приходить попозже или уходить с работы раньше, устраивать себе дополнительные перерывы во время работы и т. п.)
Понижение качества работы Требования более высокой |
а) Работник рассматривает обмены, которые совершаются между ним и организацией как несправедливые, и считает, что получает меньше того, что заслуживает.
б) Работник пытается убедить себя,
что вклад других работников на самом
деле является большим, то есть объяснить
себе, что другие люди, с которыми
он сравнивает себя, обладают, например,
более высокой квалификацией
или работают лучше и поэтому
заслуживают более высокой |
Переплата |
Повышение самоотдачи (более напряженная работа, увеличение продолжительности рабочего дня, сверхурочная работа, работа в неоплаченное время)
Повышение качества работы Меньше требовать от организации за свой труд, (например, отказаться от каких-то льгот) |
а) Работник испытывает определенное чувство вины, связанное с тем, что он получает от организации больше, чем заслуживает
б) Работник старается убедить себя в том, что оплата соответствует трудовому вкладу (например работник может доказать себе, что его работа является более напряженной или ответственной, чем у других, и поэтому заслуживает большей оплаты) |
Движимый стремлением к установлению справедливых отношений с организацией, работник может производить сравнения разного типа:
- сравнение себя с другими работниками внутри организации,
- сравнение себя с другими работниками вне организации,
- системно-структурное сравнение.
Это сравнение обещанной или установленной структуры оплаты с реальной. Например, если организация заявляет, что она придерживается системы надбавок к зарплате в соответствии с выслугой лет, но при этом структура надбавок не отражает роста прожиточного уровня или инфляции, то
11
расхождение между ожидаемой и существующей структурой оплаты вызовет у работника ощущение несправедливости.
- с имеющейся практикой в области оплаты.
Принцип подкрепления. Поведение или действия человека, вызванные определенной ситуацией или событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для него позитивными, то в похожих ситуациях человек будет стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в будущем постарается изменить свое поведение, чтобы избежать таких последействий. Например, работники стремятся в точности исполнять требования своего непосредственного руководителя, потому что нарушение этих требований в прошлом каралось наказанием (выговором, лишением премии, исключением из состава резерва или переносом отпуска на неудобное время).
Позитивное подкрепление - это стимулы, которые повышают вероятность желательного поведения. В условиях трудовых отношений значимое для работника позитивное подкрепление может быть использовано для закрепления эффективных рабочих действий и улучшения работы. При этом следует иметь в виду, что подкрепление, представляющее ценность для одного работника, может не представлять никакого интереса для другого. К примеру, для одних работников большое значение имеют соображения престижа и значимости работы, тогда как других интересует только уровень оплаты («Какая разница, чем заниматься, лишь бы платили хорошо»).Негативное подкрепление может не только тормозить нежелательные действия или поведение работника, но и стимулировать деятельность, ведущую к успеху.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала
Реорганизация работы, направленная на повышение уровня трудовой мотивации персонала, предполагает максимально полный учет всех влияний на
мотивационную
сферу работника и на его отношение
к работе. Здесь можно выделить
пять групп факторов:
1) индивидуальные особенности работников,
2) социальные характеристики рабочей ситуации,
3) условия работы,
4) управленческая практика,
5) политика в отношении персонала.
Более подробно рассмотрим эти факторы в Таблице 2.
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на трудовую мотивацию персонала
Индивидуальные характеристики |
Характеристики выполняемой работы |
Характеристики рабочей ситуаци |
1 |
2 |
3 |
• Возраст • Образование • Квалификация • Стаж работы в организации • Трудовые ценности • Установки • Ведущие потребности |
• Сложность и ответствен- ность выполняемой работы • Степень самостоятельно- сти, которую имеет исполнитель • Степень ответственности за конечные результаты • Наличие обратной связи относительно рабочих результатов • Степень разнообразия выполняемых заданий |
1. Организационный контекст: • система стимулирования • система информирования • оргкультура • сложившаяся практикика управления • обучение и развитие персонала • условия труда 2. Непосредственное рабочее окружение • коллеги • подчиненные • руководство |
Индивидуальные факторы:
Возраст. Более
молодые работники с большей
готовностью принимают
13
сильнее они
связаны как с реальными
подразделения
и всей организации, определяемыми
на основании трех критериев: производительность
труда, эффективность затрат и оценка
руководителя.
Оценка разных форм материального стимулирования
Критерии эффективности |
Связь оплаты с результатами работы | |
Зарплата | ||
Для отдельного работника |
Производительность Эффективнос Оценка руководителя |
Высокая Средняя Средняя |
Для подразделения |
Производительность Эффективнос Оценка руководителей |
Средняя Средняя Средняя |
Для всей организации |
Производительность Эффективнос |
Средняя Средняя Низкая |
Премии/бонусы | ||
Для отдельного работника |
Производительность Эффективнос Оценка руководителя |
Очень высокая Высокая Высокая |
Для подразделения |
Производительность Эффективнос Оценка руководителей |
Высокая Высокая Высокая |
Для всей организации |
Производительность Эффективнос |
Высокая Высокая Средняя |
Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые
14
другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже. Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие в прибылях, оплату обучения (работника или
его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников, оплату отдыха работника и т.п.
Сейчас многие
организации почувствовали
стимулирования должна быть спроектирована
так, чтобы инициировать, вызывать желательные
виды поведения. Например, выплаты или
льготы за выслугу лет будут поощрять
длительную работу в организации, а некачественную
работу, поэтому если организация настроена
резко поднять качество продукции, следует
разрабатывать такие программы, которые
будут стимулировать именно высокое качество,
и те виды рабочего поведения, которые
помогают достижению этого результата.
А не пытаться обойтись уже действующими
в организации схемами материального
и морального поощрения работников. Средства
же морального стимулирования обходятся
организациям в небольшие суммы. В Таблице
4 представлены основные виды стимулирования
труда работников.
Основные виды стимулирования труда
работников
Материаль-ные |
Дополнитель-ные льготы |
Символы статуса |
Социальные Межличностные поощрения |
Поощрения, исходящие от самой работы |
Личностные стимулы |
Оплата |
Медицинская страховка |
Отдельный кабинет |
Неформальное признание |
Чувство компетентнос-ти |
Повышение самоуважения |
Надбавки |
Страхование жизни |
Престижная должность |
Похвала |
Ощущение подконтроль-ности ситуации |
Возможнос-ти для самореализа- ции |
Рост заработко |
Пенсионные выплаты |
Право подписи документов |
Обратная связь, оценивающая достижения, признание достижений |
Достижение результата Хорошее рабочее окружение |
продвижение по службе, возможности обучения, повышения |
Участие в доходах или прибылях |
Оплата питания |
Престижная стажировка, командировка |
Одобрение со стороны значимого окружения |
Интересные перспектив-ные задания |
Личностной рост |
Премии Скидки на товары и услуги компании |
Отпуска (большой отпуск или дополнительные отпуска) |
Персональ-ный автомобиль с шофером |
Обращение за советом или консультаций |
Работа с большей ответствен-ностью |
Квалификации приобретения дополнительных навыков |
Оплата отдыха, предоставление путевок |
Статья в газете |
Возможность профессио-нального роста |
|||
Оплата больничных |
Благодарность от руководства |
Участие в постановке задач |
|||
Оплачиваемые отгулы |
Почетная грамота |
Самокон-троль при выполнении работы |
|||
Возможность покупать одежду за счет компании |
Возмож-ность работать в удобном темпе |
||||
Детские сады Оплата проезда |
Возмож-ность выбора заданий, Гибкий рабочий гр-к |
Информация о работе Совершенствования системы мотиваций персонала «Золотое Яблоко»