Совершенствования развития инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- выявить особенности, а также современное состояние инновационного менеджмента в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать определения инновационного менеджмента и инновационного процесса;

- выявить основные цели, задачи и функции инновационного менеджмента;

- установить основные группы проблем освоения инновационного менеджмента, а также предложить пути их устранения;

- представить методику оценки эффективности инноваций.

Содержание

Введение 3

1 Теоретическое обоснование инновационного менеджмента 5

1.1 Сущность инновационного менеджмента и классификация

инноваций 5

1.2 Цели, задачи, функции инновационного менеджмента 10

1.3 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента 18

2 Описание ОАО «Родник» 22

2.1 Внутренняя среда предприятия 22

2.2 Анализ внешней среды предприятия 31

2.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 33

3 Основные мероприятия по развитию инновационного менеджмента ОАО «Родник» 35

3.1 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента в ОАО «Родник» 35

3.2 Методика оценки эффективности инноваций 37

3.3 Расчет эффективности инновационного проекта 39

Заключение 42

Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

инновац Менеджмент.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

     Хотя  в отдельных случаях экономисту просто необходимо использовать авторитарный стиль управления, например,  в  кризисных ситуациях (аварии, трудовые конфликты). Таким, образом, в деятельности экономист применяет разные стили руководства, т.к. в разных ситуациях он должен находить наиболее эффективные подходы для решения проблемы.

    2.2 Анализ внешней среды предприятия 

    В таблице 2 определена значимость каждой группы факторов внешней среды прямого  и косвенного воздействия для ОАО «Родник».

    Таблица 2

    Значимость  факторов внешней среды 

Группа  факторов внешней среды Значимость  факторов (α)
Потребители 4
Поставщики 2
Конкуренты 3
Профсоюзы 1
Законы  и государственные органы 2
Научно-технический  прогресс 5
Состояние экономики 4
Социокультурные факторы 3
Политические  факторы 2
Международное окружение 0
 

     Далее определяю силу воздействия каждого  фактора. Результаты оформлены в виде таблицы 3.

    Таблица 3

    Анализ  факторов внешней среды

Гр.факторов Значение αi Факторы

Ij

Оценка  фак-ов Сила  воздействия
-5 Pij +5 опасн. возмож
1 Потреби-тели 4 1.1 Уровень общ.  потребности

1.2 Доходы  различ соц. групп

1.3 Динами  спроса и предложения

1.4 Жиз.  цикл спроса  

 
сниз 

сниз 
 
 

сниз

 
+3 

+2 

+2 

+1

 
возр 

возр

баланс 

возр

   
+12 

+8 

+8 

+4

2 Поставщи-ки 2 2.1 Цена на  факторы пр-ва

2.2 Уровень  предложения на рынке рабоч. силы

 
возр 
 

сниз

 
-3 
 

+2

 
сниз 
 

возр

 
-6
 
 
 
 
+4
 
3 Конкуренты
 
3
 
3.1 Формы  рынка

3.2 Интенсивность  конкуренции 

3.3 Изменение  стратегий конкурентов

 
сниз 

сниз 
 

сниз

 
+3 

-4 
 

-2

 
возр 

возр 
 

возр

 
 
 
-12 
 

-6

 
+9
4 Профсоюзы 1 4.1 Активность  профсоюзов  
сниз
 
+1
 
возр
   
+1
5 Законы  и гос. органы 2 5.1 Разделение  полномочий

5.2 Способ действ. и организ. п/п

5.3 Правоотнош. к хоз-ой деятельнос.

 
сниз 

ухуд

 
+1 

-1 

+2

 
возр 

улуч

 
 
 
-2
 
+2 
 
 

+4

6 НТП 5 6.1 Возможность  нов. тех. разработ.

6.2 Уровень  технологий конкурентов

6.3 Темпы  обновления техн.

 
сниз 
 

возр 

сниз

 
+4 
 

-3 

+3

 
возр 
 

сниз 

возр

 
 
 
 
-15
 
+20 
 
 
 

+15

7 Состояние экономики 4 7.1 Темпы инфляции

7.2 Стабильность  курса рубля

7.3 Уровень  занятости населен.

 
возр

нестабил 

сниз

 
-2 

-2 

+1

 
сниз

стабил 

возр

 
-8 

-8

 
 
 
 
 
+4
8 Соц-культурные факторы 3 8.1 Условия жизни соц. групп

8.2 Имидж  организации

8.3 Защита  прав потребителей

8.4 Социальная  напряженность в обществе

 
сниз 

сниз 

сниз 
 

возр

 
+2 

+2 

+3 
 

-3

 
возр 

возр 

возр 
 

сниз

 
 
 
 
 
 
 
 
-9
 
+6 

+6 

+9

9 Политические  факторы 2 9.1 Четкость  гос. регулирования эк.

9.2 Льготы  и своб. эк-ие зоны

9.3 Антимонопольная политика

9.4 Таможенная  политика

9.5 Инвестиционная политика

 
сниз 

сниз 

сниз 

сниз 

сниз

 
+2 

+2 

+1 

-2 

+3

 
возр 

возр 

возр 

возр 

возр

 
 
 
 
 
 
 
 
-4
 
+4 

+4 
 

+2 
 

+6

10 Международные события 0 10.1 Деятельность меж/народных организаций

10.2 Изменение  валютного курса

10.3 Зарубежная  стратегия защиты

         
 

     Итоговая  оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия  группы факторов (таблица 4).

    Таблица 4

    Внешние опасности и возможности

Факторы внешней среды Опасности Возможности
Потребители 0 +32
Поставщики -6 +4
Конкуренты -18 +9
Профсоюзы 0 +1
Законы  и государственные органы -2 +6
Научно-технический  прогресс -15 +35
Состояние экономики -16 +4
Социокультурные факторы -9 +21
Политические  факторы -4 +10
Международное окружение 0 0
 

     Из  проделанного анализа оценки силы воздействия  внешних факторов можно сделать  следующие выводы. Наибольшие возможности  для ОАО «Родник» открывает полноценное использование фактора НТП. Наибольшую опасность для организации представляет фактор конкуренты.

     

     2.3 Анализ сильных и слабых сторон  предприятия 

     В таблице 5 приведен анализ сильных и  слабых сторон предприятия- SWOT-анализ.  
 
 
 

Таблица 5

SWOT-анализ ОАО «Родник»

  Возможности:

1 Высокое качество продукции обеспечивает предпочтение покупателей и дает возможность заключения долгосрочных договоров

2 Возможность  расширения рынка

Угрозы:

1 Высокая  конкуренция

2 Недоступность  кредитов

Сильные стороны:

1 Высокое  кач-во

2 Достаточное  кол-во транспорта для доставки продукции на рынок

3 Наличие  устойчивых каналов сбыта продукции

Поле «СИВ»:

1 Поиск  новых рынков сбыта продукции

2 Поддержание  высокого качества сельскохозяйственной продукции

3 Расширение  своего товарного ассортимента

Поле «СИУ»:

1 Снижение  себестоимости продукции

2 Поиск  инвесторов

Слабые  стороны:

1 Отсутствие  анализа информации о потребителях

2 Отсутствие  собственных научных разработок

Поле «СЛВ»:

1 Осуществление  маркетинговых исследований

2 Создание  собственных научных разработок с учетом особенностей предприятия и производства в целом

Поле «СЛУ»:

1 Подготовка  и обучение квалифицированного персонала предприятия

2 Поиск  льгот и пути снижения налогов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ  ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОАО  «РОДНИК» 

    3.1 Пути решения проблем освоения  инновационного менеджмента в  ОАО «Родник» 

     В ходе анализа агропромышленного  предприятия ОАО «Родник» выявились особенности его организации. С учетом этих особенностей (специально для данного предприятия) можно выделить следующие основные пути решения проблем освоения инновационного менеджмента:

     - установление и постоянное совершенствование  организационно-экономических отношений  в процессе производства, способствующих  осуществлению не только простого, но и расширенного производства;

     - внедрение новых, более перспективных  форм организации производства  и управления, направленных на  максимально эффективное использование  всех элементов производства, рабочей силы, орудий и предметов труда;

     - переход к рыночным принципам  распределения продукции;

     - совершенствование мотивации труда  и материальное стимулирование  работников, дальнейшее развитие  хозрасчетных отношений внутри  предприятий;

     - внедрение прогрессивных форм  организации и оплаты труда  с усилением их стимулирующей  роли для повышения его производительности;

     - совершенствование системы реализации  продукции на основе маркетинга и организация внутрихозяйственной переработки продукции и фирменной торговли;

     - совершенствование кредитно-финансового  механизма АПК, налоговой системы и принципов ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;

     - внедрение в практику новых  организационных форм производства  с совершенствованием системы планирования, управления, учета и контроля производства на базе использования новых информационных технологий и ЭВМ на всех уровнях.

     Основными направлениями реализации инновационной  политики в растениеводстве должны быть увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды; экологизация производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов.

     Также не маловажную роль в инновационной деятельности предприятия играют инвесторы и поэтому необходимо осуществить ряд мероприятий по их привлечению. Для привлечения инвесторов необходимым требованием является улучшение инвестиционного климата:

     - распространение сведений о конкурентных преимуществах предприятия, инвестиционных проектов в глобальной сети Internet;

     - взаимодействие с федеральными  министерствами с целью включения  проектов предприятия в кредитные  линии зарубежных стран, реализация  межправительственных и межгосударственных экономических соглашений;

     - развитие и поддержание отношений  с посольствами и торговыми  представительствами иностранных государств, международными организациями, СМИ;

     - участие в инвестиционных семинарах,  подключение к электронным базам данных, содержащих сведения о потенциальных зарубежных инвесторах;

     - проведение ежегодных ярмарок  инвестиций с привлечением широкого  круга российских и зарубежных  предпринимателей, финансовых и  банковских структур и многое другое.

     Ниже  представлены конкретные мероприятия по освоению инноваций и научно-технического прогресса в ОАО «Родник»:

     - технологическое переоснащение  предприятия высокоэффективным  технологическим оборудованием (построение новых теплиц с автоматизированными системами полива и терморегуляции; приобретение современной техники для посева, ухода, уборки и транспортировки урожая; построение складов хранения продукции и т.д.);

     - совершенствование технологий производства  пищевых продуктов, повышение их качества и максимальное удовлетворение потребности населения в высокоценных продуктах питания (применение в производстве новых сортов сельскохозяйственных культур; экономически обоснованное расширение ассортимента продукции; рациональное использование необходимых удобрений и т.д.);

     - формирование механизмов рационального использования сырья.  

     3.2 Методика оценки эффективности  инноваций 

     В основе оценки эффективности проекта  лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих  денежных поступлений [7]. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнения доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

     Методы  оценки эффективности инноваций подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Так, методами оценки эффективности, основанными на учетных оценках (бес дисконтирования), являются период окупаемости, коэффициент эффективности инвестиций и коэффициент покрытия долга. Методы оценки эффективности инноваций, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности и т.д. К этим показателям относят метод индекса рентабельности, чистую стоимость, иначе называемую «чистый дисконтированный доход», и внутреннюю норму доходности.

     Метод индекса доходности (PI) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных эффектов к величине приведенных капитальных вложений:

    

    

 
 
 

     где PI- индекс доходности;

     Kn- капитальные вложения в n-м году, руб.;

     Rn- результаты (доход) в n-м году, руб.;

     Sn- затраты, осуществляемые в n-м году, руб.

     Если  индекс доходности больше единицы, то проект рентабелен, а если он меньше единицы, то проект неэффективен.

     Метод чистой текущей стоимости (NPV). Величина NPV является чистым дисконтированным доходом и определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период. При этом величина дисконта может быть постоянной или переменной. NPV вычисляется по формуле:

    

        

     где  NPV- чистая текущая стоимость проекта;

     Rn- результаты на n-м шаге, руб.;

     Sn- затраты на n-м шаге, руб.;

     n- горизонт расчета, годы;

     r- коэффициент, или норма, дисконта.

     Эффективность проекта рассматривается при  данной норме дисконта r на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект. При NPV меньше единицы проект неэффективен.

     Метод внутренней нормы доходности (IRR) выявляет ту норму дисконта r, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капитальных вложений. Проект эффективен, если IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал.

Информация о работе Совершенствования развития инновационного менеджмента