Совершенствования развития инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- выявить особенности, а также современное состояние инновационного менеджмента в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать определения инновационного менеджмента и инновационного процесса;

- выявить основные цели, задачи и функции инновационного менеджмента;

- установить основные группы проблем освоения инновационного менеджмента, а также предложить пути их устранения;

- представить методику оценки эффективности инноваций.

Содержание

Введение 3

1 Теоретическое обоснование инновационного менеджмента 5

1.1 Сущность инновационного менеджмента и классификация

инноваций 5

1.2 Цели, задачи, функции инновационного менеджмента 10

1.3 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента 18

2 Описание ОАО «Родник» 22

2.1 Внутренняя среда предприятия 22

2.2 Анализ внешней среды предприятия 31

2.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 33

3 Основные мероприятия по развитию инновационного менеджмента ОАО «Родник» 35

3.1 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента в ОАО «Родник» 35

3.2 Методика оценки эффективности инноваций 37

3.3 Расчет эффективности инновационного проекта 39

Заключение 42

Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

инновац Менеджмент.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ

     Введение           3

     1 Теоретическое обоснование инновационного  менеджмента  5

     1.1 Сущность инновационного менеджмента и классификация

     инноваций           5

     1.2 Цели, задачи, функции инновационного  менеджмента  10

     1.3 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента 18

     2 Описание ОАО «Родник»        22

     2.1 Внутренняя среда предприятия      22

     2.2 Анализ внешней среды предприятия     31

     2.3 Анализ сильных и слабых сторон  предприятия    33

     3 Основные мероприятия по развитию  инновационного менеджмента ОАО «Родник»           35

     3.1 Пути решения проблем освоения  инновационного менеджмента в  ОАО «Родник»           35

    3.2 Методика оценки эффективности  инноваций    37

    3.3 Расчет эффективности инновационного  проекта    39

    Заключение          42

    Список  литературы         44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

     Применение  устаревших технологий и энергоемкой  техники, несовершенных методов хозяйствования усугубляют деградацию аграрного сектора экономики. Высокая себестоимость и низкая конкурентоспособность продукции не могут обеспечить рентабельность производства и получение достаточной прибыли. В ситуации, сложившийся нынче в отрасли, перспективным направлением развития сельскохозяйственного производства следует считать активизацию инновационной деятельности.

     По  мере углубления рыночных процессов важность проблем распространения научно-технических разработок в сельском хозяйстве все более возрастает. К сожалению, эти проблемы оказались за пределами государственного регулирования. Инновационные структуры, созданные в период планового хозяйствования, не вписываются в развивающуюся рыночную экономику, управление инновационным процессов обезличено.

     Необходимость изучения теоретических основ современного инновационного процесса, разработки методологических положений и практических рекомендаций, создания механизма научного обеспечения, распространения передового опыта в сельскохозяйственном производстве очевидна. Отдельные теоретические и практические аспекты проблемы информационно-консультационного обеспечения АПК, внедрения научно-технических достижений освещались в научных публикациях. Однако возможности взаимодействия и интеграции научных, образовательных, внедренческих формирований и производства, пути и методы создания единого механизма повышения инновационной активности не изучены в полной мере. Это же относится и к элементам инфраструктуры, функциям службы консультирования в инновационной деятельности.  

     Цель  работы- выявить особенности, а также  современное состояние инновационного менеджмента в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - дать определения инновационного  менеджмента и инновационного  процесса;

     - выявить основные цели, задачи  и функции инновационного менеджмента;

     - установить основные группы проблем  освоения инновационного менеджмента, а также предложить пути их устранения;

     - представить методику оценки  эффективности инноваций. 

     В качестве примера в данной работе были приведены характеристики агропромышленного предприятия г. Челябинска- ОАО «Родник» (объект исследования). Предметом исследования выступает сам инновационный процесс (менеджмент). Были приведены пути реализации инноваций на этом предприятии. Также показан расчет эффективности внедрения инноваций в данном предприятие.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

    1.1 Сущность инновационного менеджмента и классификация инноваций 

     Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального  менеджмента, непосредственным объектом которого является разработка и внедрение инноваций во всех сферах общественной жизни.

     Инновационный процесс- это сложная и специфическая  область деятельности и поэтому требует использования особых форм и методов управления [1].

     Содержание  понятия инновационный менеджмент можно рассматривать в 3 аспектах:

     1. это вид деятельности и процесс  принятия решений;

     2. это наука и искусство управления  инновациями;

     3. это аппарат управления инновациями. 

     Как вид деятельности и процесс принятия решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых состоит из ряда этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав этих функций и задач управления зависят от уровня инновационной системы (экономика в целом, отрасль, предприятие, отдельный проект) и условий ее функционирования. Выполнение любой задачи или осуществление отдельной функции инновационного менеджмента связано с принятием соответствующих управленческих решений. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает также распределение задач и определение последовательности их выполнения, а также закрепление за ними конкретных исполнителей.

     Как наука и искусство управления инновационный менеджмент представляет совокупность, как теоретических положений общего менеджмента, так и чисто специфических закономерностей, присущих данной сфере деятельности.

     И как аппарат управления инновационным  процессом инновационный менеджмент предполагает создание соответствующей организации для координации деятельности групп людей для достижения определенных целей. Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов [3].

     Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

     Инновационный менеджмент- это самостоятельная  область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Инновационный менеджмент- это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства [6].

     Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразие теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институциональное значение, предполагающее включение в его понятие и структурного оформления инновационной сферы, и системы управления инновациями, состоящей из специализированных органов управления, и наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.

     Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности.

     Инновационный менеджмент- это социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества.

     Инновационный менеджмент- это социальная группа менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности.

     Инновационный менеджмент- научная дисциплина, изучающую  технико-организационные и социально-экономические  аспекты управления производством.

     В инновационном менеджменте следует  выделять два уровня [4].

     Первый  представлен теориями социального  управления инновационными системами  и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организованных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

     Второй  уровень инновационного менеджмента  являет собой прикладные теории организации  и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применение новейших приемов и методов воздействия на персонал, технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.  

     Понятие инновационного менеджмента как аппарата управления инновациями включает в себя:

     - систему управления инновациями,  обладающую определенной иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;

     - группу менеджеров-руководителей различных уровней, наделенных определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих ответственность за результаты функционирования организации.

     Совокупность  этих аспектов представляет собой целостную  систему понятия инновационного менеджмента [1].

     Для упорядочения сущности инновации как  продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов.

     Так, нововведения делятся на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые  и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).

     Рассмотрим  особенности различных видов  инноваций.

     По  инновационному потенциалу инновации  делятся на:

     - базовые инновации- это принципиально  новые решения, формирующие новую  отрасль. Как правило, они создаются  на основе нового научного  открытия;

     - модифицирующие инновации- решения,  представляющие собой существенные изменения базисных нововведений. Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания;

     - псевдоинновации- решения, представляющие  собой незначительные изменения базовых нововведений.

     Источник  инновационных идей может быть различным. Возникновение инновации стимулируют  либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. Причем, в зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше.

     Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар) либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

     Масштаб применения инновации характеризует  ее значимость. Чем шире область  диффузии (внедрения), тем выше эффективность  нововведения (подразделение, предприятие, отрасль, экономика страны).

     Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкретные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

     Реактивная  инновация- инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

     Стратегическая  инновация- инновация, при внедрении  которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма- инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Информация о работе Совершенствования развития инновационного менеджмента