Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 10:58, курсовая работа
Цель работы- выявить особенности, а также современное состояние инновационного менеджмента в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать определения инновационного менеджмента и инновационного процесса;
- выявить основные цели, задачи и функции инновационного менеджмента;
- установить основные группы проблем освоения инновационного менеджмента, а также предложить пути их устранения;
- представить методику оценки эффективности инноваций.
Введение 3
1 Теоретическое обоснование инновационного менеджмента 5
1.1 Сущность инновационного менеджмента и классификация
инноваций 5
1.2 Цели, задачи, функции инновационного менеджмента 10
1.3 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента 18
2 Описание ОАО «Родник» 22
2.1 Внутренняя среда предприятия 22
2.2 Анализ внешней среды предприятия 31
2.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 33
3 Основные мероприятия по развитию инновационного менеджмента ОАО «Родник» 35
3.1 Пути решения проблем освоения инновационного менеджмента в ОАО «Родник» 35
3.2 Методика оценки эффективности инноваций 37
3.3 Расчет эффективности инновационного проекта 39
Заключение 42
Список литературы 44
По способу разработки инновации делятся на:
-
с привлечением внешних
-
разработанные на данном
1.2
Цели, задачи, функции инновационного
менеджмента
Любая деятельность всегда начинается с определения целевых ориентиров.
Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.
Субъект хозяйственной деятельности современной экономики- это предприятие, компания, фирма, корпорация, т.е. юридическое лицо, свободно выбирающее различные виды деятельности, партнеров, имущество и несущее определенные обязательства перед государством.
Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства, ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке.
Она имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы.
Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности. Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.
Цели
фирмы в области
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.
Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов Разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.
Структурные
цели организации связаны с
Цель в инновационном менеджменте- это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры развития на заданные периоды времени. Цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а, с другой стороны, выступает ограничителем для планируемых инновационных мероприятий.
Формирование целей составляет одну из важнейших процедур инновационного менеджмента и является исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.
Общая
классификация целей
- уровню (стратегические и тактические);
- видам среды (внешние и внутренние);
- содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);
- приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
- периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
- функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);
- стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).
В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.
Внутрифирменное управление инновациями решает следующие задачи:
-
выработка стратегической
-
определение тематических
-
построение организационной
-
планирование производственных
процессов и реализации
- подбор и расстановка кадров;
-
календарное распределение
-
создание творческой атмосферы
и высокой мотивации
-
организация и проведение
-
оценка и использование
Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций. Выделяют следующие функции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль [10].
Планирование
инноваций как функция
В ходе планирования инноваций решаются следующие проблемы:
-
осуществляется детализация
- формируется перечень реализуемых проектов;
- определяется состав и источники необходимых ресурсов;
- согласовываются очередность и сроки реализации отдельных работ и проектов.
Планирование-
это специальная функция
Процесс планирования состоит из:
- анализа факторов внешней и внутренней среды;
- производственных возможностей и состояния производственного аппарата;
- НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции;
- финансового состояния и финансовых возможностей и прочие.
Следующим этапом является составление планов мероприятий по таким направлениям, как:
-
проведение научно-
- усиление роли планирования в инновационном менеджменте в современных условиях связано с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов, развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере, расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организации за результаты инновационной деятельности.
Сущность
функции организации
- обеспечить предприятие необходимыми ресурсами и персоналом;
- скоординировать работу всех исполнителей во времени и пространстве;
- своевременное внесение необходимых изменений в проекты и программы с последующим ресурсным подкреплением.
Для реализации этой функции необходимо создание гибкой и динамичной системы управления инновациями.
Процесс организации должен обеспечить рациональное сочетание параметров и факторов производства для достижения высоких показателей организационного уровня производства. Стратегия развития инновационного предприятия должна опираться на четкое взаимодействие всех элементов социотехнических систем. Это означает, что повышение уровня НИОКР, наукоемкости производства только тогда обеспечит высокие конкурентные преимущества фирме и экономическую эффективность принимаемых решений, когда это будет увязано с повышением гибкости, адаптивности, приоритетности, ритмичности производства. Высокие затраты на разработку и внедрение новшеств не снизят фондоотдачу и рентабельность производства даже на начальном этапе обновления, если управленческие решения будут направлены на одновременное обновление организационных структур, повышение технологической интенсивности и увеличение производительности труда.
С этой точки зрения процесс организации рассматривается как процесс отлаживания взаимодействий, углубление специализации и усиления тенденций к кооперированию в производстве. Фактически в инновационных системах менеджер занимается организационным проектированием производственных структур, оптимальной взаимосвязью научных, производственных и маркетинговых подразделений, моделированием целевой специализации. Выбор конкретной формы специализации (предметной, подетальной или технологической) не может быть налажен без четкого взаимодействия подразделений и служб инновационного предприятия.
Организационное проектирование сводится в первую очередь к созданию и реорганизации организационных структур предприятия с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности.
Еще одним важнейшим аспектом процесса организации является использование и передача властных полномочий. Руководство подразделением любого уровня иерархии невозможно без наличия властных полномочий, так как именно они дают возможность выполнять функции руководства и контроля. Властные полномочия немыслимы баз организационной и институциональной основы. Если на уровне простого рационального действия это означает способность субъекта действовать в соответствии со своими интересами и целями, то на институциональном уровне это означает способность предоставлять тем или иным лицам или организациям полномочия принимать решения и осуществлять их на практике.
Наличие полномочий дает возможность руководить научной и производственной деятельностью. Эффективную и результативную научно-техническую деятельность невозможно осуществить без тесной взаимосвязей фундаментальных исследований и производства.
В
жестко централизованной производственной
системе с высокой
Инновации многогранные, разнородные и трудоемкие по своей сути. Они требуют перераспределения полномочий между высшими и низшими ступенями иерархии, меняя соотношение централизации и децентрализации управления.
Информация о работе Совершенствования развития инновационного менеджмента