Совершенствование управления системой здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучить систему управления в сфере здравоохранения.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 выявить сущность понятий регионального управления и сферы здравоохранения.
 узнать какие законодательные акты регулируют сферу здравоохранения.
 изучить теоретические проблемы, касающиеся управления сферой здравоохранения.
 проанализировать механизмы управления в сфере здравоохранения.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы исследования системы управления здравоохранением
7
1.1 Понятия системы здравоохранения
7
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая развитие системы
здравоохранения
10
2 Анализ управления здравоохранением в РМ
18
2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения
2.2 Анализ механизма управления сферой здравоохранения
18
22
2.3 Анализ и прогнозирование основных социальных показателей
в сфере здравоохранения Республики Мордовия

34
3 Совершенствование системы управления здравоохранением в РМ
41
Заключение
45
Список использованных источников
48

Работа содержит 1 файл

Здравоохранение.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

 

Сделаем прогноз заболеваемости детей в возрасте 0 – 14 лет до 2014 года с помощью уравнения линии тренда.

Рисунок 2.5 – Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным

классам болезней – всего, тыс. человек

Таким образом, по рисунку 2.5 делаем вывод о том, что заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней имеет тенденцию к увеличению. За период с 2006 года по 2014 год их количество по плану увеличиться на 2,6 % .

 

Таблица 2.4 – Численность лиц, впервые признанных инвалидами [16, с. 278]

 

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

Всего:

 

 

 

 

 

Человек

9806

8008

5611

5008

5113

на 10 000 человек населения

140,7

115,1

80,8

72,5

74,0

В процентах от общей численности инвалидов:

 

 

 

 

 

инвалиды I группы

13,2

14,4

14,8

15,4

19,3

инвалиды II группы

47,3

44,8

40,5

38,9

32,7

инвалиды III группы

39,5

40,7

44,7

45,7

48,0

Из общей численности инвалидов – инвалиды в трудоспособном воз­расте:

 

 

 

 

 

всего, человек

3762

3286

2473

2401

2513

в % от общей численности инвалидов

38,4

41,0

44,1

47,9

49,1

 

Рисунок 2.6 – Численность лиц, впервые признанных инвалидами –

всего, человек

 

Сделаем прогноз численности лиц, впервые признанных инвалидами до 2016 года с помощью уравнения линии тренда.

Таким образом, по рисунку 2.6 делаем вывод о том, что численность лиц, впервые признанных инвалидами имеет тенденцию к сокращению. За период с 2006 года по 2013 год их количество по плану уменьшиться на 81 %.

Итак, нами проведен анализ основных социальных показателей в сфере здравоохранения РМ и по каждому показателю сделан прогноз до 2014 года.

 

 

3 Совершенствование системы управления в сфере здравоохранения

 

В действующем законодательстве, касающегося медицинской деятельности, имеют место не только существенные недостатки, но и пробелы. Так, Конституция РФ, обозначая системы здравоохранения, прямо не указывает на существование единой системы здравоохранения в РФ, составными частями которой должны являться государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Непризнание конституционности существования единой системы здравоохранения означает, что при отсутствии соответствующего правового регулирования, у федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления отсутствует прямая конституционная обязанность сохранять и развивать на своих территориях соответствующую систему здравоохранения как единое целое.

В то же время, несмотря на отсутствие прямых указаний на это в Конституции РФ, анализ соответствующих статей дает косвенные основания для того, чтобы считать систему здравоохранения в РФ конституционным институтом, поскольку социальный характер государства отнесен Конституцией к основам конституционного строя. Из содержания конституционных норм устанавливается необходимость существования единой системы здравоохранения, объединяющей на конкретной территории различные формы государственной, муниципальной и частной подсистем здравоохранения. На необходимость существования единой системы здравоохранения в РФ указывает также Концепция развития здравоохранения и медицинской науки РФ.

Обязанность государства в обеспечении социального равенства в реализации права на охрану здоровья для всех граждан РФ предполагает наличие организационного единства и системности в осуществлении профилактики заболеваний и их лечения. Данная цель может быть эффективна лишь при создании законодательной базы, направленной на формирование системы здравоохранения в РФ, обладающей единством и состоящей из трех упорядоченных уровней (подсистем):

1.      подсистемы федерального уровня;

2.      подсистемы уровня субъекта РФ;

3.      подсистемы уровня муниципального образования

При этом на каждом уровне должна быть законодательно закреплена и осуществляться координация соответствующих компонентов систем здравоохранения - государственной, муниципальной и частной. Для эффективного решения подобной задачи необходимо в НПА конкретизировать способы достижения указанных в Конституции целей, установив в частности: а) организационную структуру и компетенцию управляющего компонента для системы здравоохранения каждого уровня, не исключая возможности участия представителей государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; б) обязательное принятие нормативно-правовых и индивидуальных актов управляющей подсистемы более высокого уровня для своего уровня и подсистем более низкого уровня должно обеспечиваться наличием конкретных мер ответственности за неисполнение данных актов.

В первую очередь это должно относится к федеральному законодательству, которое должно найти отражение и конкретизацию в законодательстве субъектов РФ и правовых актах органов местного самоуправления.

Основной проблемой в настоящее время является то, что законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы. В результате, проводимые реформы, затрагивая развитие отдельных направлений, не обеспечивают системности, динамичности и целостности процесса реформирования.

Успех реформ в здравоохранении определяется единой научно-обоснованной стратегией, содержащей пути выхода из кризиса всей социальной сферы. Очевидно, что современная социальная политика в здравоохранении, построенная на объективном знании факторов формирования здорового населения и состояния экономики страны, требует подробного исследования правового регулирования в отрасли.

Для этого, прежде всего, необходимо совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в здравоохранении и обеспечивающего организационное единство системы в целом, а также устанавливающего ответственность субъектов РФ на всех уровнях за состояние здоровья населения. Для функционирования единой системы здравоохранения РФ необходимо разработать ФЗ «О координации вопросов здравоохранения с установлением конкретных мер по его исполнению, включая административно-и уголовно-правовые санкции». Нормы данного закона должна найти конкретизацию в законах субъектов Федерации кроме того, как в федеральном законе, так и в нормативных актах субъектов РФ, должна быть установлена граница осуществления муниципальными образованиями своих полномочий.

Еще одной важной мерой, обеспечивающей организационное единство здравоохранения, согласно п. "р" ст. 71 Конституции, должно стать установление федеральными органами минимально достаточных социальных стандартов медицинской помощи, обеспеченных надлежащим объемом финансирования. Необходимость установления минимальных социальных стандартов предусмотрена также нормой п. 6 ст. 4 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.8.1995 г. №154-ФЗ. В свою очередь, подсистемы здравоохранения субъектов РФ должны осуществлять нормативно-правовое воздействие на муниципальные системы здравоохранения. Реальным способом установления единства государственной системы здравоохранения должна быть такая координация действий, которая основана на организующем влиянии федеральной системы на территориальные и муниципальные системы.

Наличие законодательного оформления вертикали системы управления здравоохранением, а также содержательных взаимосвязей органов управления здравоохранением субъектов РФ, является важнейшим принципом управления здравоохранением и придает государственной системе здравоохранения законченный пирамидальный вид с развитым нижним уровнем. Для государственной системы здравоохранения, по-нашему мнению, при любой экономической ситуации, должны быть присущи административные методы управления, поскольку эти методы вполне соответствуют задачам, которые призваны решать органы управления здравоохранением: обеспечивать проведение единой политики в области здравоохранения, координировать работу различных служб, контролировать качество оказания медицинской помощи, внедрять вопросы стандартизации в медицинской деятельности и т.д. В настоящее время целесообразно снижение самостоятельности медицинских организаций в экономической сфере, поскольку они обладают свободой, неадекватной их экономической ответственности.

Заключение

 

Надо принять как данность тот факт, что в переходный период без жесткой регулирующей функции государства и права в построении новой системы здравоохранения не обойтись. Броситься в рынок (создавать многоукладность) без правовой базы - значит, воспроизводить условия периода первоначального накопления капитала со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями, который наша страна прошла в 1992-1995 г.г. Право не только отражает существующий общественный строй, но и выступает регулятором общественных отношений, приводя поведение людей и организаций в соответствие с интересами общества. Праву принадлежит ведущая роль в определении принципов деятельности организаций и деятельности государственных органов здравоохранения, их компетенции, формы и порядок решения ими новых задач.

Проанализировав ситуацию в здравоохранении, предлагаем следующий комплекс мер по повышению доступности и качества медицинской помощи.

1) Имея решение о поддержке первичного медицинского звена на федеральном уровне, регионы должны гораздо активнее поддержать первичное звено. Понимание и стремление к этому в регионах есть. Но нужен такой механизм, который позволит направлять средства региональных бюджетов непосредственно в муниципальные медучреждения, минуя муниципалитеты, – например, через региональные органы управления здравоохранения. В противном случае у муниципалитета будет соблазн тратить деньги на другие, не менее важные и неотложные нужды.

2) Для повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи целесообразно объединить центры высоких медицинских технологий в единые общероссийские специализированные медицинские службы с филиалами в регионах. Это позволит обеспечить выработку единых стандартов диагностики, лечения, медицинской реабилитации, единой методики подготовки высококвалифицированных медицинских кадров.

3) Особое место должна занять профилактика. На всех уровнях должны быть уже в текущем году разработаны целевые программы предотвращения заболеваний, включая программы всеобщей диспансеризации, вакцинации населения, особенно, конечно, детей.

Наряду с этим крайне необходимо повсеместное учреждение здорового образа жизни, формирование своего рода культа здоровья, развития физической культуры и спорта.

4) Что касается материально-технической базы, то самое неотложное, а именно оснащение первичного звена уже предусмотрено. Но очевиден упадок отечественного производства медицинской техники, современного сложного медицинского оборудования, лекарственных средств.

Поэтому необходимо разработать и реализовать федеральные целевые программы развития медицинской и фармацевтической промышленности России.

5) Ключевым звеном в системе мер по повышению доступности и качества медицинской помощи должно стать укрепление кадрового потенциала здравоохранения и кардинальное улучшение социального самочувствия медицинских работников. Сделать размер оплаты труда в здравоохранении, зависящим от качества медицинских услуг, ввести и ряд организационных мер по повышению ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг.

Кроме того, наряду с поддержкой медперсонала первичного звена мы обязаны предусмотреть меры по сохранению специалистов высшей категории.

6) Никакие системные преобразования здравоохранения не пойдут без совершенствования его законодательной базы. До сих пор не принят и базовый, системообразующий закон о здравоохранении в РФ.

Информация о работе Совершенствование управления системой здравоохранения