Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью моей работы является изучить систему управления в сфере здравоохранения.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
выявить сущность понятий регионального управления и сферы здравоохранения.
узнать какие законодательные акты регулируют сферу здравоохранения.
изучить теоретические проблемы, касающиеся управления сферой здравоохранения.
проанализировать механизмы управления в сфере здравоохранения.
Введение
5
1 Теоретические основы исследования системы управления здравоохранением
7
1.1 Понятия системы здравоохранения
7
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая развитие системы
здравоохранения
10
2 Анализ управления здравоохранением в РМ
18
2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения
2.2 Анализ механизма управления сферой здравоохранения
18
22
2.3 Анализ и прогнозирование основных социальных показателей
в сфере здравоохранения Республики Мордовия
34
3 Совершенствование системы управления здравоохранением в РМ
41
Заключение
45
Список использованных источников
48
2 Анализ управления здравоохранением в РМ
2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения
Одним из показателей социально-экономического развития региона, политической стабильности и процветания является, конечно же, уровень здоровья населения, т.е. тот самый показатель, над повышением которого постоянно работает здравоохранение.
Система здравоохранения может быть результативной и эффективной только в том случае, если она учитывает потребности каждой из заинтересованных сторон и более того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности. В последние годы в области активно осуществляется модернизация здравоохранения - создание системы, когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированы на результат.
Основными направлениями развития отрасли в регионе стали:
введение одноканального финансирования медицинской помощи по страховому принципу;
разработка и внедрение внутриучрежденческих стандартов оказания медицинской помощи;
обеспечение свободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания;
переход на оплату амбулаторной медицинской помощи по законченному случаю лечения, когда цена услуги напрямую зависит от объемов и качества медицинской помощи;
определение пациента как главного элемента в системе оплаты медицинских услуг;
совершенствование механизма стимулирования эффективно работающих организаций здравоохранения;
приведение трудовых ресурсов отрасли в соответствие с объемом оказания медицинской помощи;
разработка и внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи.
Одноканальное финансирование из средств ОМС позволило реализовать основной принцип медицинского страхования: переход от содержания медицинских учреждений к оплате выполненных объемов медицинской помощи, обеспечило реализацию принципа свободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания.
В рамках реализации "одноканального" финансирования медицинской помощи по страховому принципу осуществлен переход на оплату медицинской помощи за законченный случай лечения, где оплата за услугу напрямую зависит от ее полноты и качества. При этом, в практику введен лист учета оказанных медицинских услуг по конечному результату, в котором пациент дает оценку удовлетворенности оказанными услугами, и с учетом которого проводится внутриведомственная экспертиза качества медицинской помощи.
В этот же период в регионе введена новая система оплаты труда в лечебных учреждениях. Система позволяет главным врачам самостоятельно, в рамках действующего законодательства, утверждать систему оплаты труда, фонд стимулирования, базовые ставки, формировать штатное расписание в зависимости от реальной нагрузки и потребности лечебного учреждения в оказании того или иного вида медицинской помощи.
Новая система оплаты труда ориентирована на оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи. Начиная с 2009 года, в регионе реализуются мероприятия по переоснащению и капитальному ремонту организаций первичного звена здравоохранения. На эти цели было выделено более 290 млн. рублей.
На капитальный ремонт поликлиник, районных больниц и фельдшерских пунктов за указанный период выделено 120 млн. рублей. Ежегодно за счет средств регионального бюджета обновляется на 10% автопарк службы скорой медицинской помощи. В течение 2007-2009 гг. автопарк был обновлен на сумму 16 млн. руб. (25 машин), автопарк службы скорой медицинской помощи республики на сумму 35 млн. руб. (60 машин, что обеспечивает 100 % потребности).
Проведенный в 2008 году анализ ресурсной базы, ее использования позволяет определить план перспективного развития сети, плановые мероприятия по переоснащению, капитальному ремонту объектов здравоохранения, исходя из типового ресурсного обеспечения по профилям и уровням организаций здравоохранения.
В рамках реализации национального проекта в целях развития первичного звена здравоохранения планируется обеспечение организаций здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, лабораторным и диагностическим оборудованием. Для оснащения первичного звена определены группы диагностического оборудования, включающие лабораторное, рентгенологическое, эндоскопическое оборудование, аппарат УЗИ и ЭКГ. Этот стандартный набор будет приобретен в каждую поликлинику, и, в первую очередь, будут оснащены крупные поликлиники.
В республике сформирована достаточная сеть медицинских организаций, и имеется необходимый кадровый потенциал для реализации национального проекта. Так, в проект включены 38 организаций здравоохранения, которые осуществляют первичную медико-санитарную помощь.
Обеспечение населения высокотехнологичной помощью будет осуществляться не только за счет увеличения количества квот на лечение в существующих федеральных специализированных центрах, но и за счет строительства новых центров в регионах.
В регионе в полном объеме выполняются государственные обязательства по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. Объемы финансирования лекарственного обеспечения на одного льготника возросли в 2009 году по отношению к 2010 году более чем в 2 раза.
В регионе своевременно проведены мероприятия, обеспечивающие стабильную систему дополнительного лекарственного обеспечения. В рамках реализации Федерального закона № 122 в области сформирована соответствующая региональная нормативная правовая база.
Сформированы региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и регистр региональных льготников.
В целях обеспечения доступности лекарственного обеспечения в сельской местности расширены права фельдшеров по выписке и отпуску лекарственных средств. Продолжается работа по внедрению автоматизированных технологий по оформлению рецептов, учета, назначения и отпуска лекарств.
Таким образом, приоритетными направлениями деятельности Правительства республики остается профилактика заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи, обеспечение эпидемиологического благополучия населения региона, развитие и укрепление первичного звена здравоохранения, переоснащение и улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения региона, сохранение положительной динамики снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями: ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, наркоманией и др. Создание экономически эффективно работающей отрасли, где оказываемые медицинские услуги доступны и качественны для пациентов.
2.2 Анализ механизма управления сферой здравоохранения
Полномочия Российской Федерации в области здравоохранения:
определяет и обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения;
осуществляет законодательное регулирование в сфере охраны здоровья населения;
определяет долю расходов на здравоохранение при формировании федерального бюджета Российской Федерации;
разрабатывает и обеспечивает выполнение программы государственных гарантий, федеральных целевых программ в области здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
образует федеральные внебюджетные фонды в сфере охраны здоровья населения;
обеспечивает государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории Российской Федерации, организует санитарную охрану территории Российской Федерации от завоза и распространения инфекционных болезней;
разрабатывает и утверждает федеральные стандарты, нормы и правила в области здравоохранения, осуществляет контроль за их соблюдением;
наделяет соответствующие федеральные органы исполнительной власти полномочиями по осуществлению конкретных видов деятельности в области здравоохранения, определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности в области здравоохранения;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
обеспечивает совершенствование и развитие системы медицинского страхования в Российской Федерации, утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования;
устанавливает порядок распределения лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых централизованно за счет средств бюджета;
осуществляет государственный контроль за производством и качеством лекарственных средств и медицинских изделий, а также в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ;
реализуют правомочия собственника в отношении объектов федеральной государственной собственности в области здравоохранения;
организует государственное статистическое наблюдение в области здравоохранения;
ежегодно подготавливает государственные доклады О состоянии здоровья населения Российской Федерации, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации ;
разрабатывает систему оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях, организует оказание медицинской помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий;
обеспечивает подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников;
заключает международные договора (соглашения) в области здравоохранения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения:
реализуют государственную политику в области здравоохранения;
обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения;
в пределах своих полномочий принимают законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области здравоохранения;
обеспечивают реализацию федеральных целевых программ в области здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
утверждают и реализуют региональные целевые программы в области здравоохранения, территориальные программы государственных гарантий, территориальные программы обязательного медицинского страхования;
обеспечивают финансирование здравоохранения, устанавливают нормативы финансирования здравоохранения, образуют бюджетные и внебюджетные фонды охраны здоровья населения на своей территории;
устанавливают для граждан льготы в области здравоохранения в дополнение к федеральным, льготы, а также виды и нормы доплат для медицинских и фармацевтических работников государственно-муниципального сектора;
обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения на территории субъектов Российской Федерации;
обеспечивают лицензирование отдельных видов деятельности в области здравоохранения на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании;
разрабатывают в пределах своей компетенции правила оказания медицинской помощи гражданам, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации, порядок деятельности организаций здравоохранения;
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения назначают на должность и освобождают от должности руководителей органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации;
определяют структуру органов исполнительной власти в области здравоохранением субъектов Российской Федерации, развивают сеть организаций здравоохранения;
обеспечивают контроль за деятельностью организаций здравоохранения и соблюдением стандартов качества медицинской помощи, за исключением организаций здравоохранения федерального подчинения;
координируют деятельность хозяйствующих субъектов, субъектов, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;
Информация о работе Совершенствование управления системой здравоохранения