Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 02:32, курсовая работа
Отсюда, цель работы – раскрыть личность менеджера и сущность ситуационных факторов эффективности управления.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику менеджеру;
- раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
- рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Личность менеджера и ситуационные факторы управления
Менеджер и успешное управление………………………………………..4
Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда……………………………………………………………………..6
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению………...9
Ситуационные теории и модели управления…………………………....11
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства…………….18
Глава 2. Личность менеджера и факторы управления на примере турфирмы «Лита-Тур»
Характеристика деятельности туристической фирмы «Лита-Тур»…...21
Деятельность менеджера на примере турфирмы «Лита-Тур»…………24
Роль ситуационных факторов при рассмотрении группы менеджеров на туристической фирме «Лита-Тур»……………………………………....32
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Мероприятия по эффективному применению ситуационного подхода к управлению……………………………………………………………………....36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий …..49
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………………
Рис.3 Структура персонала по образованию
Из рисунка 3 видно, что наибольшую долю в структуре персонала 44% занимают работники, имеющие среднее специальное образование. Следующая категория персонала составляет 22% работники, получившие неполное высшее образование. Наименьший удельный вес в структуре занимают работники с высшим и общим средним образованием, они составляют равные доли 17% каждая категория.
Рассмотрим варианты
соотношения трудового
Наилучшее соотношение:
П = Ф = Т
Имеющийся трудовой потенциал, т. е. все возможности работников как носителей рабочей силы, используется полностью, и это соответствует потребностям производства. Предприятию "Лита-Тур" соответствует это соотношение, так как наибольшую долю персонала составляют работники, отвечающие требованиям к занимаемым должностям.
Широко распространен следующий вариант:
П > Ф = Т
Подобное соотношение
свидетельствует о том, что
имеющийся трудовой потенциал
используется не полностью, но
уровень фактического его
Результатом
Ситуация, когда недоиспользование
имеющегося трудового
П > Ф < Т,
свидетельствует о
том, что фактический уровень
использования имеющегося
Возможен следующий вариант:
П = Ф < Т.
Он свидетельствует
о том, что, несмотря на
Существует еще одна проблема: слабая регламентация работы персонала, отсюда – незнание некоторыми сотрудниками своих должностных инструкций, дублирование функций различными, различная загрузка персонала.
В настоящий момент регламентных
документов, регулирующих работу персонала
фирмы, является типовой трудовой договор,
в котором описываются
Должностные инструкции являются
основным документом, регламентирующим
назначение и место работника
в системе управления, его функциональные
обязанности, права, ответственность
и формы поощрения. Должностные
инструкции должны разрабатываться
по каждой должности в соответствии
со штатным расписанием. Должностные
инструкции позволяют распределить
должностные обязанности между
работниками, четко определить функциональные
связи работника и его
Должностные обязанности менеджера по работе с клиентами отдела туризма турфирмы "Лита-Тур" заключаются в следующем:
- подчиняться непосредственно
начальнику отдела и
- работает с клиентами,
разъясняет условия
- заключает с клиентом
договор - заявку, по которому
подыскивает и предлагает
- рассчитывает стоимость тура для клиента и выдает счета на предоплату.
Кроме должностных обязанностей
были разработаны и правила
1. обслуживание клиента в "Лита-Тур" осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом "О защите прав потребителей", Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Основанием для оказания
услуг клиенту является
3. К договору на туристское
обслуживание прилагаются
4. До подписания договора
на туристское обслуживание
5. Бронирование тура фирмой
производится только после
6. Внесение денег в
кассу фирмы оформляется
7. В случае отказа от
поездки, ему возвращается
8. Клиент вправе обратиться
в фирму с претензией
Наименование подразделений и должностей |
Количество штатных единиц |
Тарифная ставка (оклад), руб. |
Итого зарплата, руб. |
| |||
Директор |
1 |
10000 |
10000 |
Заместитель директора |
2 |
7000 |
14000 |
Главный бухгалтер |
1 |
9000 |
9000 |
Итого |
4 |
26000 |
33000 |
| |||
Начальник отдела |
1 |
7000 |
7000 |
Менеджер |
4 |
5000 |
20000 |
Старший менеджер |
2 |
6000 |
12000 |
Офис-секретарь |
1 |
5000 |
5000 |
Итого |
8 |
23000 |
44000 |
Всего по предприятию |
12 |
77000 |
Таблица 2
Методика анализа
Рис. 4 Уровни системы управления персоналом
Основные критерии оценки эффективности работы службы управления персоналом делятся на две группы
Рис. 5 Критерии оценки эффективности работы службы управления персоналом
Все показатели работы кадровых служб могут быть сгруппированы следующим образом:
2.3. Роль ситуационных факторов при рассмотрении группы менеджеров на туристической фирме «Лита–Тур».
Ситуационные характеристики группы менеджеров мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.
В маленьких по размеру
группах возникает больше
Отмечено также, что в группах с четным числом членов хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее, меньше несогласия и антагонизма между членами группы.
Размер группы также
оказывает влияние на
Отдельные исследования
показывают, что люди более удовлетворены,
если они работают в группе
среднего размера (5—6 человек)
Пространственное
Выделяются три важные
характеристики
Человек знает: это мой стол, это мой станок, это мое рабочее место.
Отсутствие ясности
в данном вопросе порождает
множество проблем и
Пространственная близость
в размещении людей может
Влияние задач, решаемых группой, на функционирование группы и на поведение и взаимодействие членов группы очевидно. Однако очень сложно установить зависимость между типами задач и их влиянием на жизнь группы.
Можно указать на
несколько характеристик
Системы вознаграждения,
рассматриваемые в отрыве от
характера взаимоотношений в
группе, не могут сами по себе
дать ответа на вопрос о
том, в какой мере та или
иная система влияет на