Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 02:32, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, цель работы – раскрыть личность менеджера и сущность ситуационных факторов эффективности управления.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику менеджеру;
- раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
- рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Личность менеджера и ситуационные факторы управления
Менеджер и успешное управление………………………………………..4
Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда……………………………………………………………………..6
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению………...9
Ситуационные теории и модели управления…………………………....11
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства…………….18
Глава 2. Личность менеджера и факторы управления на примере турфирмы «Лита-Тур»
Характеристика деятельности туристической фирмы «Лита-Тур»…...21
Деятельность менеджера на примере турфирмы «Лита-Тур»…………24
Роль ситуационных факторов при рассмотрении группы менеджеров на туристической фирме «Лита-Тур»……………………………………....32
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Мероприятия по эффективному применению ситуационного подхода к управлению……………………………………………………………………....36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий …..49
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

полностью курсач.docx

— 292.16 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Личность менеджера  и ситуационные факторы управления

    1. Менеджер и успешное управление………………………………………..4
    2. Основные роли, выполняемые современными менеджерами,  характер их труда……………………………………………………………………..6
    3. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению………...9
    4. Ситуационные теории и модели управления…………………………....11
    5. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства…………….18

Глава 2.  Личность менеджера  и факторы управления на примере  турфирмы «Лита-Тур»

    1.      Характеристика деятельности туристической фирмы «Лита-Тур»…...21
    2.      Деятельность менеджера на примере турфирмы «Лита-Тур»…………24
    3.       Роль ситуационных факторов при рассмотрении группы менеджеров на туристической фирме «Лита-Тур»……………………………………....32

Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач

3.1. Мероприятия по эффективному  применению ситуационного подхода  к управлению……………………………………………………………………....36

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий …..49

Заключение……………………………………………………………………….59

Список использованной литературы…………………………………………...60

Приложения

Введение

 

Сегодня, очевидно, что для выживания  на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения  в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться  с консервативными взглядами  менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников –  задача, решение которой под силу не каждому руководителю.

Современный менеджер является стратегом, формирующим политику управления работниками в организации, планирующим  движение человеческих ресурсов, анализирующим  рынок, его тенденции развития и  актуальное состояние, а также операционным менеджером, организующим отбор и  найм персонала, обучение, ротацию, развитие карьеры людей, работающих в организации.

Роль менеджеров велика: они выполняют ответственные  функции по использованию дорогостоящих  и дефицитных кадровых ресурсов, от них в значительной степени зависит  успех фирмы в конкурентной борьбе на рынке, решение многих экономических  и социальных проблем.

Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом  изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого  в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а  также последующей ответственности.

Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими  авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о  возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым.

Актуальность данной темы заключается в том, что ситуационный подход получил наибольшее распространение  ввиду своей универсальности, а теория управления в современной России должна развиваться именно путем решения конкретных ситуаций (универсально-конкретных моделей), а не поиском общего выхода.

Отсюда, цель работы – раскрыть личность менеджера и сущность ситуационных факторов эффективности управления.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

- дать характеристику менеджеру;

- раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;

- рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Объект исследования –  ООО «Лита –Тур»

Предметом исследования выступают  методы повышения эффективности  поведения и взаимодействия субъектов  организации – менеджеров, организации  в целом друг с другом и с  внешней средой.

Теоретической и методологической базой исследования служат положения  и выводы, содержащиеся в работах  отечественных и зарубежных ученых, труды классиков ситуационной теории управления.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Личность менеджера и ситуационные факторы  управления

 

    1. Менеджер и успешное управление

 

В современном понимании  менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность  и наделенный полномочиями принимать  решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в  рыночных условиях.

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области  функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии  и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. [1; стр.220]

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами  являются люди, наделенные большим  объемом работы, с которым они  могут справиться.

Менеджер как субъект  управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют  от менеджеров самостоятельности и  ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений относительно нововведений.

Объект управления получает данные импульсы  (команды) и действует  в соответствии с ним.

К менеджеру предъявляются  высокие требования, в частности, следующие:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
  • владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру является умение управлять людьми. Сюда относятся:

  • знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
  • знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
  • устранение неспособных, с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые  относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим  образом использовать ресурсы и  обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

    1. Основные роли, выполняемые современными менеджерами,        характер их труда

 

Деятельность менеджера  направлена на то, чтобы работники  стали не просто группой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи.

Менеджер организации выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Основные роли, выполняемые  современными менеджерами, можно разделить  на несколько видов. Это:

― Роли, связанные с принятием решений.

― Информационные роли.

― Межличностные роли.

Рассмотрим эти роли более  подробно. [2; стр.28]

Роли, связанные  с принятием решений.

Выполняя функции, связанные  с принятием решений, менеджер:

  • Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами.
  • Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения.
  • Контролирует разработку определенных проектов.
  • Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями.
  • Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации.
  • Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Наиболее существенная задача менеджера при любых изменениях, происходящих на рынке – обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего прибыли. Для этого он должен быстро и уверенно реагировать на появление новых моментов внутри и вне компании, точно оценивать результат, который нужно достичь, планировать необходимые меры по практической реализации намеченного, оценивать полученные хозяйственные результаты. [2; стр.30]

Особое место в работе менеджера занимает планирование, поскольку  оно предопределяет получение оптимальных  коммерческих результатов, главным  из которых является высокая прибыль.

Задачи менеджера на каждом из этапов планирования связаны с  получением ответов на следующие вопросы: 

  1. Где мы находимся в настоящее время?  Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, человеческие ресурсы, маркетинг, производство, научные исследования и т.д. 
  2. Куда мы хотим двигаться? Формулировка целей с учетом возможностей и угроз. 
  3. Как мы собираемся сделать это? Разработка программы перехода от текущего состояния к планируемому.

Информационные  роли.

Выполняя информационные функции, менеджер:

  • Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела.
  • Выступает как «нервный центр» внутренней и внешней информации, поступающей в организацию.
  • Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации.
  • Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.
  • Действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Эффективная реализация информационных технологий обеспечивается лишь при условии четкого понимания их возможностей менеджерами, а также при активном участии последних в сборе, накоплении, регистрации, передаче, обработке, хранении, представлении информации и ее анализе при подготовке и принятии решений.

Межличностные роли.

Выполняя межличностные  функции, менеджер:

― Выполняет обычные обязанности правового или социального характера.

Информация о работе Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач