Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 02:32, курсовая работа
Отсюда, цель работы – раскрыть личность менеджера и сущность ситуационных факторов эффективности управления.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
- дать характеристику менеджеру;
- раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
- рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Личность менеджера и ситуационные факторы управления
Менеджер и успешное управление………………………………………..4
Основные роли, выполняемые современными менеджерами, характер их труда……………………………………………………………………..6
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению………...9
Ситуационные теории и модели управления…………………………....11
Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства…………….18
Глава 2. Личность менеджера и факторы управления на примере турфирмы «Лита-Тур»
Характеристика деятельности туристической фирмы «Лита-Тур»…...21
Деятельность менеджера на примере турфирмы «Лита-Тур»…………24
Роль ситуационных факторов при рассмотрении группы менеджеров на туристической фирме «Лита-Тур»……………………………………....32
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач
3.1. Мероприятия по эффективному применению ситуационного подхода к управлению……………………………………………………………………....36
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий …..49
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………………
Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S».
Ключевыми составляющими являются следующие:
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона (Приложение №4)
Данная модель исходит
из того, что зависимость между
поведением (стилем) лидера и структурой
работы задания является более сложной,
чем это представлено в модели
«путь-цель». Модель констатирует, что
хотя интерес к отношениям со стороны
лидера более важен в случае, когда
последователи выполняют
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
• работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
• работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы. [3; стр.275]
Хотя ни одна из ситуационных
теорий не получила полного подтверждения
в исследованиях, убеждение, что
руководители должны выбирать стиль
руководства сообразно
Все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними (табл. 1). По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера – это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда – к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Йеттон рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Йеттона в большей степени пригодна для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.[6; стр.514]
Таблица 1
Сравнение моделей ситуационного лидерства
Переменные |
Модели ситуационного лидерства | |||
Фидлер |
Херсей и Бланшард |
Хауз и Митчелл |
Врума и Йеттона | |
Ситуационные факторы
|
- Отношения «лидер- - Структурированность работы - Властная позиция лидера в организации |
Степень зрелости последователей: - зрелость в работе - психологическая зрелость |
- Характеристики последователей - Организационные факторы |
- Качество решения - Обязательства последователей по решению - Время - Стоимость - Развитие |
Что лидер думает о последователях |
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких соотношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации |
Последователи могут находится на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля |
У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля |
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили |
- Лидер с высоким НПР (ориентирован на отношения) - Лидер с низким НПР (ориентирован на работу) |
- Указывающий стиль - Убеждающий стиль - Участвующий стиль - Делегирующий стиль |
- Директивный стиль - Поддерживающий стиль - Стиль, ориентированный на - Участвующий стиль |
- Автократический I - Автократический II - Консультационный I - Консультационный II - Групповой II |
Что делает эффективный лидер |
Стремиться строить работу или отношения, или и то, и другое, по свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении |
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля |
Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности |
Определяет критические |
Глава 2. Личность менеджера и факторы управления на примере турфирмы «Лита-Тур»
2.1. Характеристика
деятельности туристической
Предприятие, которое будет рассматриваться в данной работе и на основании деятельности, которой будут рассмотрены личность менеджера и факторы управления, является туристическая фирма «Лита-Тур». Данная фирма является одной из новых тур фирм города Нижний Новгород.
Туристическая фирма "Лита-Тур" была основана 22 февраля 2003 года. Фирма сотрудничает с ведущими российскими туристическими организациями в различных регионах России и ближнего зарубежья. В 2004 году фирма впервые выступила в качестве тур оператора в летней программе «В Испанию с нами». В 2005 году впервые были предложены собственные туристические программы по Московской области, затем была разработана программа путешествий по Сибири, получившие признание московских, иногородних и иностранных туристов - приключенческий автомобильный тур по северу Омской области "Таежное ралли" и сплав на байдарках под названием "Тайны таежной реки". В этом же году фирма награждена дипломом Международного выставочного центра «InterSib» за профессиональную работу. Огромную популярность завоевали круизы по реке Иртыш на крупнейшем омском теплоходе туристического класса "Римский-Корсаков". Помимо организации внутренних туров, "Лита-Тур" активно работает в сфере приема в России иностранных граждан, предоставляя полный комплекс туристических услуг. Фирма осуществляет обслуживание, как туристических групп, так и индивидуальных туристов, иностранных граждан, прибывающих как с деловыми, так и с частными целями.
На сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 21 человек. Налажены контакты со всеми ведущими гостиницами города, а также крупнейшими санаториями Нижегородской области. В офисе фирмы организована продажа авиабилетов во все направления на рейсы российских и иностранных авиакомпаний.
Политика работы фирмы направлена на качественное и достойное оказание туристических услуг.
Фирма расположена в г. Нижний Новгород на улице Народная, д. 13 с большой доступностью для населения.
Конечная цель любого предприятия - обеспечение наибольшей экономической эффективностью деятельность предприятия.
Главной задачей ООО «Лита-Тур» является удовлетворение потребностей населения в туристических услугах, обеспечение качественных и надежных услуг туристам. Компания должна строго соблюдать выполнение договорных обязательств по туристическому обслуживанию населения, реализовывать необходимые мероприятия, направленные на информирование населения. [lita@eurocom.od.ua]
В общем виде организационную структуру турфирмы «Лита-Тур» можно определить как линейную и представить в виде следующей схемы:
Рис. 2 Организационная структура турфирмы «Лита-Тур»
Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно, когда выполняемые работы очень однотипны, а люди - не дифференцируются. В среднего и большого размера организациях линейное деление на части дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях и т. п.).
Главным в организации работы турфирмы «Лита-Тур» является постоянное исследование внешней среды организации: оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии; определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов. Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к турфирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий).
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается турфирма «Лита-Тур», можно выделить в следующие области:
Это темпы инфляции, возможность экономического кризиса, международный платежный баланс, уровни занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для турфирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества, которые могут быть очень непредсказуемы, что делает этот фактор очень важным для любой компании.
Руководство турагентства «Лита-Тур», действующего на международном рынке, безусловно, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.[7; стр.340]
2.2. Деятельность менеджера на примере турфирмы «Лита-Тур»
Каждый менеджер знает, как много фактов влияет на эффективность управления. Чем сложнее организация и неспокойнее обстановка, тем больше таких факторов и тем сложнее их взаимодействие и взаимозависимость. Следовательно, тем более подвижным и комплексным становится управление. Поэтому напрашивается вопрос, не представляется ли движению за компетентность мир управления более стабильным и непредсказуемым, чем он есть на самом деле.
Это положение непосредственно вытекает из предыдущего. В условиях неопределенности и изменчивости всех организационных ситуаций стабильность и контроль устанавливаются и поддерживаются самим менеджером. Менеджер - творец и хранитель порядка. Менеджеры ведь еще и новаторы, и лидеры, и, в конечном счете, творцы беспорядка.
Вследствие некорректной
мотивации сотрудников, были введены
собственные или
Например:
«У каждого менеджера
должна постоянно расти запись клиентов».
Измерять эффективность работы фирмы
длиной очереди не совсем корректно.
Запись на месяц вперед отнюдь не гарантирует
100%-ю загрузку в течение всего
месяца. При большой записи вперед
фирма рискует потерять немало потенциальных
клиентов. Нередко большая очередь
свидетельствует о
В турфирме «Лита-Тур» очевидна проблема с персоналом: высокая текучесть кадров.
Приводится характеристика состава и структуры по показателям, приведенным в рис.3; первичная информация для анализа может быть собрана посредством ведения статистики предприятия, из личных дел работников.