Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 03:15, дипломная работа
Каждый работник предприятия – личность, к которому требуется индивидуальный подход для эффективного управления им. Знание и умение управлять личностью – самое главное требование к современным руководителям.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятиями, особенно сегодня, в условиях существенной конкуренции, чем и объясняется актуальность данной темы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Система управления персоналом организации_______________
1.1. Концепции и принципы управления персоналом__________________
1.2. Методы управления персоналом_______________________________
1.3. Личностные факторы в управлении персоналом__________________
1.4. Современные технологии кадровой оценки и отбора______________
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования__________
2.1. Цель и задачи исследования___________________________________
2.2. Методы исследования________________________________________
2.3. Организация исследования____________________________________
ГЛАВА 3. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом организации______
3.1. Совершенствование системы повышения квалификации персонала__
3.2. Совершенствование систем стимулирования и мотивации труда____
3.3. Экономическая эффективность от использования психотехнологии «Центр Оценки»________________________________________________
Заключение____________________________________________________
Список литературы______________________________________________
Приложение 1__________________________________________________
Приложение 2__________________________________________________
Административные методы
управления основываются на отношениях
единоначалия, дисциплины и ответственности,
осуществляются в форме организационного
и распорядительного
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включая: качественно-технические нормативы (технические усло-вия, стандарты); технологические (маршрутные и технологические карты); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупреди-тельного ремонта); трудовые (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации (К.А. Раицкий, 2003).
Организационно-методическое
инструктирование осуществляется в
форме различных инструкций и
указаний, действующих в организации.
В актах организационно-
Акты организационного
нормирования и организационно-
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации. Известно, что приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. В отличие от приказа распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему не только морального, но и материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда. В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливает роль экономических методов управления (И.Н. Иванов, 2004).
Косвенный, опосредованный характер воздействия имеют экономические и социально-психологические методы, поскольку нельзя рассчитывать на их автоматическое воздействие и трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.
Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников, на использовании экономических механизмов управления. В условиях рынка и работник, и работодатель заинтересован в том, чтобы вложить меньше, а получить больше. На практике это находит выражение в стремлении некоторых работников продать свои умения дороже их реальной стоимости и занять в компании те позиции, которые не соответствуют их профессиональной компетентности. Со своей стороны, работодатели также проявляют стремление заплатить работникам меньше, чем они стоят.
Чаще всего материальные стимулы являются определяющими в мотивации привлечения и удержание персонала. Тот работодатель, который предлагает наиболее высокую оплату труда работникам, независимо от степени квалификации, опыта и амбиций. Работодатель, предлагающий более низкую оплату труда, имеет проблемы с привлечением и удержанием высоких профессиональных и амбициозных работников (Л.В. Каширина, М.А. Сидорова, 2006).
В этой связи важным фактором мотивации на личностном уровне становится ситуация на рынке труда, поскольку наличие, подготовленность и доступность трудовых ресурсов в совокупности социально-экономическими условиями, определяющими их фактическую стоимость формируют ожидание работников и работодателей относительно приемлемо для обеих сторон баланса материальных интересов.
Помимо нахождения баланса материальных интересов работников и работодателя, системный подход к мотивации на личностном уровне включает:
– обеспечение результативности деятельности работников и развития его уверенности достижений положительного результатов;
– своевременную оценку руководства и адекватное вознаграждение успехов и не удач работников;
– соответствие вознаграждение за труд ожиданиям работникам (В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, 2004).
Как правило, в рамках деятельности личностный капитал работника используется частично. Далеко не все личностные качества и способности, знания и умения работника используется при выполнении должностных обязанностей. Мотивация работника снижается, если многие из его способностей и знаний не находят применения при выполнении заданий.
Экономические методы связываются с планированием трудовых ресурсов, что является относительно новым для большинства предприятий. До недавнего времени основное внимание уделялось планированию других экономических ресурсов.
Рабочая сила есть такой же ресурс, как и материальные, технические, финансовые ресурсы.
Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:
– если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);
– наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;
– работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;
– работник может бастовать;
– работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;
– работники могут переучиваться;
– работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.
Таким образом, управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:
– определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;
– анализ рынка труда и управление занятостью;
– отбор и адаптация персонала;
– планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста;
– обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы;
– организацию производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персона различных групп;
– управление производительностью труда;
– разработку систем мотивации эффективной деятельности;
– обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда;
– организацию изобретательской и рационализаторской деятельности;
– участие в проведении тарифных переговоров между работодателями и работниками;
– разработку и осуществление социальной политики предприятия;
– профилактику и ликвидацию конфликтов (И.Н. Герчикова, 2004).
Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами (рис.1).
Рис. 1. Схема взаимосвязи основных функций управления персоналом
Как видно из схемы, численность персонала, его квалификация, затраты на оплату труда определяются прежде всего проектом трудового процесса, который в свою очередь должен соответствовать технологии производства и требованиям общества к условиям труда. При заданной технологии необходимая предприятию численность персонала определяется программой выпуска продукции нормами затрат рабочего времени и установленной продолжительностью рабочего года:
(1)
где L – норма численности персонала данной группы (профессии, уровня квалификации);
Рk – плановый годовой объем продукции к-го вида;
Нk – норма затрат рабочего времени персонала данной группы на единицу продукции к-го вида;
F – годовой фонд
времени одного сотрудника
Численность персонала, установленная по формуле корректируется исходя из ситуации на рынке труда, т. е. в соответствии с соотношением спроса и предложения (по различным группам персонала).
Социально-психологические
методы управления основаны на использования
социального механизма
Социально-психологические
Важно принять стимулы, которые организуют одного или группу работников целиком включиться в работу, причем это происходит добровольно, для благо организации или для реализации имеющихся программ, для разных людей существуют разные стимулы (О.С. Виханский, А.И. Наумов, 2003).
Основные функции мотивации, как
стимулирующей социально-
– формирование у каждого сотрудника понимание сущности и значения эффективного труда в процессе профессиональной деятельности;
– обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
– формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации (Е.Е. Вершигора, 2005).
На групповом уровне осуществляется мотивация результативной и эффективной групповой работы. Мотивация групповой работы сводится к определению круга заданий, эффективное выполнение которых возможно групповым способом, и созданию оптимальных условий для группового взаимодействия. Ключевыми факторами эффективной групповой мотивации являются групповые характеристики, лидерство и стиль управления. Принципами групповой мотивации является продуманность, доверие и открытость (К.А. Раицкий, 2003).
На организационном уровне мотивация персонала осуществляется с помощью экономических и политических методов стимулирования, поддерживаемых всеми подсистемами управления. Методы психологического воздействия на две основные группы: психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека и социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности.
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом предприятия