Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:30, курсовая работа
Процесс разработки стратегии не завершается каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций фирмы. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные возможности, как несовместимые со стратегией. Необходимость стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательную позицию
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия – это путь, следуя по которому, фирма может достигнуть своих целей.
Процесс разработки стратегии
не завершается каким-либо действием.
Он заканчивается установкой общего
направления, продвижение по которому
обеспечит рост и укрепление позиций
фирмы. Сформулированная стратегия
должна быть использована для разработки
стратегических проектов. При этом
роль стратегии состоит в том,
чтобы сосредоточить внимание на
определенных участках и возможностях
и отбросить все остальные
возможности, как несовместимые
со стратегией. Необходимость стратегии
отпадает, как только реальный ход
развития выведет организацию на
желательную позицию. В ходе формулирования
стратегии нельзя предвидеть все
возможности, поэтому приходится пользоваться
сильно обобщенной, неполной информацией
о разрабатываемых
Актуальность темы курсового проекта подчеркивается тем, что для предприятия разработка стратегии, процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности предприятия возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, а чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.
Эффективное использование
всех инструментов стратегического
планирования позволит российским предприятиям
правильно позиционировать себя
и свои товары на рынке, разработать
четкий план
действий на будущее, который позволит
им достичь конкурентных преимуществ,
а при необходимости провести грамотную
реорганизацию организационной и управленческой
структур с целью адаптации их к рыночным
условиям хозяйствования и создания предпосылок
для устойчивого развития в длительной
перспективе.
Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование, а в частности стратегические цели и задачи, являются важнейшей составной частью управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
При написании работы был использован широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, экономический анализ, планирование на предприятии.
Нормативной базой для написания курсового проекта послужили: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Информационной базой для курсового проекта выступила финансовая и статистическая отчетность ООО «Литмаш - НСРЗ» за период с 2008 по 2010 года.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВНИЯ
1.1 Сущность и
принципы стратегического
В период становления и
развития рыночных отношений в России
резко возросла роль хозяйствующих
субъектов в системе
Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности предприятий. Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в пятидесятых годах двадцатого века. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно давало возможность предприятию расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами [24, с.13].
В конце шестидесятых годов
на смену долгосрочному
В настоящее время стратегическое
планирование заняло свое место в
ряду функций менеджмента. Наряду с
формальными, количественными методами,
стратегическое планирование использует
творческий, интуитивный подход. Не
являясь универсальным способом
достижения успеха в бизнесе, оно
в то же время создает основу для
успешной деятельности предприятия. В
процессе развития стратегического
планирования создано большое число
методов и моделей
Важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.
Остановим свое внимание на
понятиях, которые стали основой
для формулировки «стратегическое
планирование». Для этого необходимо
будет рассмотреть такие
Приведем наиболее полное
определение понятия «
Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством предприятия, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает предприятию общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях.
Перейдем теперь к понятию «планирование». Под планированием понимается такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов [2, с.54].
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:
Принципы стратегического
планирования определяют характер и
содержание плановой деятельности в
экономической организации. Правильное
соблюдение принципов стратегического
планирования создает предпосылки
для эффективной работы предприятия
и уменьшает возможность
Еще французский предприниматель Анри Файоль (1841 - 1925 гг.) в своей работе «Общее и промышленное управление» определил четыре принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Гораздо позже известный учёный в области «системного подхода» Рассел Линкольн Акофф (12 февраля 1919 года) обосновал еще один ключевой принцип стратегического планирования - принцип участия.
Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Понятие «система» означает:
Принцип участия тесно
связан с принципом единства. Принцип
участия означает, что каждый член
экономической организации
Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:
Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы.
Планы должны быть конкретизированы
и детализированы в той степени,
в какой позволяют внешние
и внутренние условия деятельности
предприятия. Стратегическое, долгосрочное
планирование вынуждено ограничиваться
определением основных целей и самых
общих направлений
Информация о работе Совершенствование системы стратегических целей и задач