Совершенствование системы стратегических целей и задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Процесс разработки стратегии не завершается каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций фирмы. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные возможности, как несовместимые со стратегией. Необходимость стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательную позицию

Работа содержит 1 файл

курсовой проект.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегия – это путь, следуя по которому, фирма может  достигнуть своих целей.

Процесс разработки стратегии  не завершается каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций  фирмы. Сформулированная стратегия  должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные  возможности, как несовместимые  со стратегией. Необходимость стратегии  отпадает, как только реальный ход  развития выведет организацию на желательную позицию. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все  возможности, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной информацией  о разрабатываемых альтернативах. Как только открываются конкретные альтернативы, появляется более точная информация, которая служит для корректировки  поведения фирмы.

 

Актуальность темы курсового проекта подчеркивается тем, что для предприятия разработка стратегии, процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности предприятия возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, а чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении.

Эффективное использование  всех инструментов стратегического  планирования позволит российским предприятиям правильно позиционировать себя и свои товары на рынке, разработать  четкий план  
действий на будущее, который позволит им достичь конкурентных преимуществ, а при необходимости провести грамотную реорганизацию организационной и управленческой структур с целью адаптации их к рыночным условиям хозяйствования и создания предпосылок для устойчивого развития в длительной перспективе.

Главная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование, а в частности стратегические цели и задачи,  являются важнейшей составной частью управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

При написании работы был использован  широкий круг учебной литературы по таким дисциплинам, как финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, экономический анализ, планирование на предприятии.

Нормативной базой для  написания курсового проекта послужили: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Информационной базой  для курсового проекта выступила финансовая и статистическая отчетность ООО «Литмаш - НСРЗ» за период с 2008 по 2010 года.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВНИЯ

1.1 Сущность и  принципы стратегического планирования  на предприятии.

В период становления и  развития рыночных отношений в России резко возросла роль хозяйствующих  субъектов в системе экономических  взаимоотношений. Однако свобода действий в современных условиях налагает на хозяйствующий субъект жесткие  требования, и, прежде всего в области  управления своей деятельностью, что  в конечном итоге и предопределяет успех или неуспех в его  работе. Становление и развитие рыночных отношений в России поставили  на повестку дня проблемы использования  таких важных инструментов цивилизованного  рыночного хозяйства, как маркетинг, менеджмент, логистика и другие. В настоящее время перед любым  руководителем предприятия остро  встают проблемы эффективного и грамотного управления. Как правильно разработать  и реализовать общую стратегию  развития предприятия? Как лучше  организовать текущее и стратегическое планирование? Как повысить эффективность  деятельности персонала и оценить  ее результаты? С этими и многими  другими вопросами приходится сталкиваться любому руководителю, и во многом от его опыта, знаний и желания осваивать  новые методы управления всецело  зависит успешное решение поставленных перед предприятием задач.

Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности предприятий. Его предтечей стало  долгосрочное планирование, которое  бизнес стал применять в пятидесятых  годах двадцатого века. Уже долгосрочное планирование оказалось большим  шагом вперед, оно давало возможность  предприятию расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать  текущую деятельность с более  масштабными задачами [24, с.13].

В конце шестидесятых годов  на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности предприятия становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов. Кроме того, долгосрочные цели предприятия в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде предприятия.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Наряду с  формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно  в то же время создает основу для  успешной деятельности предприятия. В  процессе развития стратегического  планирования создано большое число  методов и моделей стратегического  анализа, формальных способов решения  задач. Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на конец семидесятых годов, когда  оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем  предприятия [1, с.16].

Важнейшей предпосылкой стратегического  планирования и роста объемов  производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное  совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных  предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.

Остановим свое внимание на понятиях, которые стали основой  для формулировки «стратегическое  планирование». Для этого необходимо будет рассмотреть такие термины  как «стратегия» и «планирование».

Приведем наиболее полное определение понятия «стратегия»: «стратегия предприятия - это комплекс принципов деятельности предприятия и ее отношений с внешней и внутренней средой,  перспективных целей предприятия, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности предприятия. Это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования на изменения внешней среды, в которой действует данное предприятие. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре предприятия, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала»  [12, с.28].

Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством предприятия, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает предприятию общую направленность и  индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях.

Перейдем теперь к понятию  «планирование». Под планированием понимается такой процесс принятия решения, при котором достигается целевое (желательное и более совершенное) состояние деятельности и путь его достижения с учетом внутренних возможностей и внешних факторов [2, с.54].

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:

  1. стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;
  2. долговременные планы - разрабатываются не несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана;
  3. текущие планы - детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги.
  4. оперативные планы - детальные планы, посвящённые решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации характеризуются большим разнообразием используемых приёмов и методов;
  5. инвестиционные проекты - долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных мощностей;
  6. бизнес-план - план создания нового предприятия, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности [6, с.78].

Принципы стратегического  планирования определяют характер и  содержание плановой деятельности в  экономической организации. Правильное соблюдение принципов стратегического  планирования создает предпосылки  для эффективной работы предприятия  и уменьшает возможность отрицательных  результатов планирования.

Еще французский предприниматель  Анри Файоль (1841 - 1925 гг.) в своей работе «Общее и промышленное управление» определил четыре принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Гораздо позже известный учёный в области «системного подхода» Рассел Линкольн Акофф (12 февраля 1919 года) обосновал еще один ключевой принцип стратегического планирования - принцип участия.

Принцип единства предполагает, что планирование в экономической  организации должно иметь системный  характер. Понятие «система» означает:

  1. существование совокупности элементов,
  2. взаимосвязь между ними;
  3. наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Принцип участия тесно  связан с принципом единства. Принцип  участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс стратегического планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает.

Смысл принципа непрерывности  заключен в том, что:

  1. процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установления цикла;
  2. разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу;
  3. неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий предприятия относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и  заключается в придании планам и  процессу планирования способности  менять свою направленность в связи  с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы.

Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние  и внутренние условия деятельности предприятия. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых  общих направлений деятельности, потому что количество достоверной  информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений  постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и  для отдельных подразделений  предприятия, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными  чертами, поскольку такие планы  являются инструкциями, определяющими  действия людей и коллективов, реализующих  эти планы [9, с.153].

Информация о работе Совершенствование системы стратегических целей и задач