Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стимулирования сотрудников сервисных служб (гостиничный бизнес).
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа литературы определить понятия трудовой мотивации, стимулирования и их характеристики;
2. Выявить особенности профессиональной деятельности сотрудников гостиничного бизнеса;
3. Сформировать диагностический комплекс и провести диагностику профессиональной мотивации;
4. По результатам диагностики составить рекомендации по совершенствованию системы стимулирования сотрудников гостиничных служб.
Введение ………………………………….……………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятий мотивации и стимулирования сотрудников сервисных служб ………………..…………………………………….…………………...5
1.1. Понятие мотивации и трудовой мотивации………..…………………….. ……………...5
1.2. Понятие стимулирования и его характеристика ………………………...........................14
Глава П. Изучение особенностей мотивации профессиональной
деятельности и системы стимулирования сотрудников сервисных служб
(гостиничный бизнес)………………………………..………………………………………. 20
2.1. Организация и методы исследования …………………………………............................20
2.2. Анализ профессиональной деятельности и системы стимулирования сотрудников сервисной службы………………………………………………………………...……….22
Заключение…… ………………………………………………………………..……………..28 Литература ……………………………………………..………………………………….......30
3. такая схема не предусматривает доверия как со стороны руководителя, так и сотрудников;
4. если вдруг ваша компания потерпит некоторые ухудшения, и прибыль будет меньше, сотрудники все равно будут требовать ту заработную плату, которую они получали в период успешности компании.
Из этого следует, что нельзя ни в коем случае полагаться на материальное стимулирование как на основное или вообще, полагаться только на него. Однако процесс построения мотивирующих схем оплаты труда сложен и требует времени, но это уже тема другой работы.
Необходимо добавить, что, безусловно, материальная основа стимулирования занимает важное место в составлении целой системы стимулирования на предприятии. Без заработной платы, премий и бонусов сотрудники не будут реагировать на разные стимулы нематериального характера. Просто нематериальные стимулы вносят новизну и необычность в привычный ритм работы сотрудника. Нематериальные стимулы выполняют важную функцию – с помощью них сотрудник ощущает свою причастность в предприятии.
В качестве нематериальных стимулов мы будем назвать блага, льготы и поощрения, предоставляемые работнику без выплаты наличных денег. Все нематериальные стимулы можно разделить на три основные группы:
1. стимулы, не требующие инвестиций компании (моральные поощрения);
2. стимулы, в которые осуществляются инвестиции компании (нефинансовые стимулы) и распределение которых носит безадресный характер, то есть стимулы одинаковы для всех;
3. стимулы, требующие инвестиции и распределяемые адресно, то есть индивидуально [3].
К стимулам, не требующим инвестиций компании относят моральное стимулирование. Моральное стимулирование – стимулирование труда, регулирующего поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующее повышению его престижа. Методами морального стимулирования являются: вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные поощрения.
В литературе представлены данные методы более подробно [16]:
Поощрение и одобрение. Перспектива получения одобрения многими людьми воспринимается как стимулятор проявления усилий и оказывается даже важнее денег. Все хотят услышать слова одобрений, когда знают, что добросовестно трудились и заслужили их. Даже в отсутствие выдающихся достижений или заметного вклада в общее дело каждый работник заслуживает похвалы – просто как эффективный член коллектива. Важно помнить, что похвалить сотрудников за достигнутый ими прогресс в продвижении к цели важнее, чем похвалить их, когда цель будет, в конце концов, достигнута.
Основной способ продолжительного признания – это слова благодарности, особенно в присутствии коллег, таким образом, публичное поощрение. Искренние слова благодарности способны творить чудеса с моральным состоянием человека.
Для эмоциональной и психологической полноты существования все люди нуждаются во внимании и в личном признании другими людьми.
Поощрение или слово благодарность за успешность сотрудника можно выразить различными способами: благодарственное письмо с занесением копии письма в личное дело, публичное выступление перед сотрудниками. Или проявить благодарность особым способом, например, небольшой торжественный обед с руководителем или приглашение на чашечку кофе, то есть благодарность в неформальной обстановке. Можно также вручить грамоту, «поставить в пример» другим сотрудникам.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ СЕРВИСНЫХ СЛУЖБ (ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС)
2.1. Организация и методы исследования
Целью данной работы является совершенствование системы стимулирования сотрудников сервисных служб (гостиничный бизнес).
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1. На основе теоретического анализа литературы определить понятия трудовой мотивации, стимулирования и их характеристики;
2. Выявить особенности профессиональной деятельности сотрудников гостиничного бизнеса;
3. Сформировать диагностический комплекс и провести диагностику профессиональной мотивации;
4. По результатам диагностики составить рекомендации по оптимизации системы стимулирования сотрудников гостиничных служб.
Предмет исследования – профессиональная мотивация и система стимулирования.
Объект исследования – сотрудники гостиничного комплекса.
Гипотеза исследования: мы предположили, что для сотрудников службы приема и размещения гостей значимыми мотивами являются: потребность в общении; ощущение стабильности; ощущение собственной полезности, служение людям. Учет актуальных мотивов позволит разработать систему стимулирования сотрудников сервисных служб.
В соответствии с гипотезой были взяты следующие методики:
1. Структура мотивации трудовой деятельности (методика К. Замфир).
Методика может применяться для диагностики мотивации трудовой деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации трудовой деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и так далее), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Обработка баллов.
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. Сравнивается выраженность разных видов мотивации.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип
ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
Оптимальным является соотношение ВМ>ВПМ>ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение индивида к выполняемой трудовой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
2. Возможность реализации мотивов (В. Доминяк, 2006): два варианта (вариант оценки возможности реализации мотивов и выявление актуальных мотивов сотрудников).
Методика предназначена для измерения уровня возможности реализации мотивов профессиональной деятельности в организации, а также для прогноза организационной лояльности. Эта методика не столь прозрачна и не вызывает сильного сопротивления при заполнении. Таким образом, ее можно использовать в персонифицированном варианте. Также методика позволяет не только оценить уровень лояльности работника, но и выявить причины соответствующего отношения к организации, что позволяет строить программы коррекции.
Бланк опросника состоит из 15 мотивов профессиональной деятельности, испытуемому необходимо отметить цифрами от 1 до 10 отношение к каждому мотиву. Цифры от 1 до 5 – абсолютно не способствуют реализации мотива, от 6 до 10 – способствует в полной мере.
Ключ: рассчитывается среднее арифметическое оценок по всем мотивам профессиональной деятельности (суммируем все оценки и делим на пятнадцать). Проставляются баллы по каждому мотиву и высчитывается средний балл по группе: цифры 1,2,3,4 – низкий уровень, 5,6,7 – средний уровень, 8,9,10 – высокий уровень профессиональных ожиданий.
2.2. Анализ профессиональной деятельности и системы стимулирования сотрудников сервисной службы
Исследование было проведено в гостинице «Репино Бутик-Отель». Исследование проходило в три этапа:
1. анализ деятельности сотрудников службы приема и размещения гостей;
2. диагностика особенностей профессиональной мотивации.
3. разработка системы стимулирования сотрудников.
«Репино Бутик-Отель» является гостиничным проектом московской компании ЗАО «Промсвязьнедвижимость».
«Промсвязьнедвижимость» - одна из ведущих компаний на рынке девелопмента, управления активами и управления объектами недвижимости и эксплуатации в России. Компания основана в 2000 году, входит в группу «ПромСвязьКапитал». Портфель девелоперских проектов составляет более 8 млн. кв. м., под управлением компании – более 500 тыс. кв. м. площадей коммерческой недвижимости. Реализует проекты в таких сегментах рынка, как офисы класса «А» и «В», жилая недвижимость, гостиницы, торговые центры, логистические комплексы и девелопмент земельных участков. Из Санкт-Петербургских предприятий к ЗАО «Промсвязьнедвижимости» относятся: Гелиос-отель, санаторий Репино и «Репино Бутик-Отель».
Изначально, это была гостиница под маркой «Orange Club hotel Repino». Она появилась на рынке города в июне 2007 года. С января 2008 года гостиница сменила название. Теперь гостиничный проект называется «Репино Бутик-Отель».
Изменение названия отеля связано с тем, что на рынке Санкт-Петербурга за последний год появился ряд компаний, использующих в своем названии слово Orange. В результате чего, название «Orange Club hotel Repino» стало вызывать у потенциальных гостей неверные ассоциации. Решение сменить название было принято с целью оптимизации работы отеля и его взаимодействия с существующими и перспективными клиентами [29].
«Репино Бутик-Отель» расположен в 45 км от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе. Гостиница рассчитана на 118 современных, комфортабельных номеров различной категории и основной ресторан европейской кухни с питанием по типу «шведский стол». А также конференц-зал на 50 человек, две переговорные комнаты, охраняемая автостоянка, круглосуточный room-service и зона досуга: боулинг, бильярд, бассейн, сауна, караоке, детский мини-клуб [29].
За время своего функционирования у фирмы появилась и постоянно увеличивается клиентская база, в которую вошли учреждения здравоохранений Калининского, Выборгского, Фрунзенского, Курортного, Колпинского районов. Предприятие имеет свою ремонтную базу.
Структура управления и их функции:
Главным лицом компании является генеральный директор, заместитель генерального директора, являющийся правой рукой генерального директора. Генеральный директор избирается Общим Собранием учредителей сроком на один год. Составляется протокол, подписываемый членами собрания.
К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью компании.
Мотивацией персонала занимается заместитель генерального директора, при этом он решает вопросы приема на работу, увольнения сотрудников, поощряет работников компании, а также налагает на них взыскания и так далее.
Для организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия создана бухгалтерия.
Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый на должность приказом генерального директора.
Отдел кадров выполняет следующие функции:
1. Обеспечение разработки кадровой политики предприятия.
2. Совместно с руководителями подбор и отбор работников и внесение соответствующих предложений об их назначении на должности, оформление приказов о приеме на работу и другой необходимой кадровой документации.
3. Информирование работников предприятия об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
4. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.
5. Обеспечение учета личного состава.
6. Прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек. Ведение установленной документации по кадрам.
7. Подготовка соответствующих документов по пенсионному страхованию и представление их в органы социального обеспечения.
8. Составление графиков отпусков, учет использования работниками отпусков, оформление очередных отпусков в соответствии с утвержденными графиками и дополнительных отпусков.
Вопросы мотивации персонала не входят в профессиональные функции отдела кадров.
В исследовании приняли участие сотрудники в количестве 29 человек, из них 27 (93%) женщин и 2 (7%) мужчины в возрасте от 24 до 62 лет (средний возраст составляет 38 лет), и со стажем работы от 1 до 4 лет. Количество сотрудников с высшим образованием составило 8 (27%) и со средним образованием 21 (73%). Количество семейных сотрудников составило 21 (73%), количество сотрудников, не имеющих семьи 8 (27%). (Приложение 2.)
Информация о работе Совершенствование системы стимулирования сотрудников сервисных служб