Совершенствование (разработка) системы планирования трудовой карьеры работника на примере ООО "Вертикаль"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – совершенствование системы управление карьерой сотрудников организации.
Поставленные задачи:
1. Рассмотреть основные положения трудовой карьеры работника.
2. Проанализировать действующую в организации систему планирования карьеры работников.
3. Разработка процесса планирования карьеры.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в

Содержание

Введение - 3
1. Теоретические основы планирования трудовой карьеры работника. - 5
1.1 Сущность, виды и этапы планирования карьеры. - 5
1.2 Мероприятия по планированию карьерой. - 16
1.3 Формирование трудовой карьеры. - 21
2. Планирование трудовой карьеры работника. - 29
2.1 Общая характеристика ООО Вертикаль. - 29
2.2 Анализ кадрового потенциала и управление развития персонала
ООО Вертикаль. - 35
2.3 Совершенствование планирования карьеры персонала. - 44
Заключение - 57
Список использованной литературы - 58

Работа содержит 1 файл

Работа серг.docx

— 133.64 Кб (Скачать)

   а) работник ценит качество жизни, определяемое специфическим географическим месторасположением какого-то производства, и может  быть согласен на более низкую должность, с тем, чтобы переехать на новое  место;

   б) работник рассматривает такое перемещение  как способ установить и закрепить  основу для будущего продвижения;

   в) работник стоит перед выбором: увольнение или переход на нижестоящую должность;

   г) работник желает обрести возможность  к самовыражению в областях, связанных  с внерабочей деятельностью: религиозной, гражданской, политической, и по этим соображениям может с удовольствием  воспринимать более низкий уровень  ответственности.

   В ряде случаев типовым кадровым решением является предложение сотруднику уволиться  из организации. Однако в компаниях, где корпоративная культура подразумевает  бережное отношение к сотрудникам, долго работающим в компании, возможно предложение перехода на более низкую должность, на которой возможно использование накопленных сотрудником опыта, знаний, навыков. Иногда для выдающихся в прошлом сотрудников даже создают специальные должности помощников или советников.

   «Ступенчатая карьера – вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры» [11, 262]. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.

   Центростремительная или скрытая карьера – вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное общение, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда, как правило, превышает установленное вознаграждение за работу в занимаемой должности.

   Системная карьера – достижение современного уровня менеджмента.

Другие  виды карьеры: 1) Информационная; 2) Организационная;

3) Оценочно-аналитическая; 4)  Консультативная; 6) Обучающее обеспечение.

     Планирование  карьеры состоит в определении  целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к  их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной  стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для  занятия желаемой должности квалификации, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности. Во многих больших организациях есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам Генерального директора, его заместителей и других высших руководителей, а так же ключевых функциональных специалистов.

     Развитием карьеры называют те действия, которые  предпринимает сотрудник для  реализации своего плана и профессионального  продвижения. «Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от организации определенных дополнительных  усилий, но в тоже время предоставляет целый ряд преимуществ, как самому сотруднику, так и организации в которой он работает» [1, 142]. Для сотрудника это означает:

     1. Потенциально более высокую степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального роста и повышения уровня жизни;

     2. Более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;

возможность целенаправленной подготовки к будущей  профессиональной деятельности;

     3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда.

     Организация получает следующие преимущества:

   - мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что повышает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;

   - возможность планировать профессиональное развитие работников и всей организации с учетом их личных интересов;

   - планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном обучении;

   - группу заинтересованных в профессиональном росте, подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые должности.

   Осознание этих и других преимуществ побудило руководство многих организаций  создать формальные системы управления развитием карьеры своих сотрудников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом  стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры.

Процесс развития и планирования карьеры

    

    

      

    

    

обучение

Информация о 

вакансиях

Консультации

      

      

    

      нет

    Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет  ответственность за планирование и  развитие собственной карьеры или, говоря языком современного управления, является владельцем этого процесса. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для  успешного развития карьеры, поскольку  он распоряжается ресурсами, управляет  распределением рабочего времени, аттестует  сотрудника.

    Отдел человеческих ресурсов играет роль профессионального  консультанта и одновременно осуществляет общее управление процессом развития карьеры в организации.

    После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового сотрудника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности  участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные цели: 1) сформировать заинтересованность сотрудников в  развитии карьеры и 2) предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.

Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. Сотрудник должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, т.е. должность (должности), которые бы он хотел  занять в будущем. После этого  ему нужно сопоставить собственные  возможности с требованиями к  интересующим его должностям и определить является ли данный план развития карьеры  реалистичным и, если да, то продумать, что ему необходимо для реализации этого плана. На данном этапе сотрудник  нуждается в квалифицированной  помощи со стороны отдела человеческих ресурсов и собственного руководителя, прежде всего, для определения своих  возможностей и недостатков, а так же методов развития. Многие организации проводят специальное тестирование для выявления сильных и слабых сторон своих сотрудников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий сотрудника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного сотрудника с самого начала и тем самым заручиться его поддержкой.

     «Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности)» [11, 266].

     Можно выделить несколько основных личностных ориентацией:

     1) Реалистическая – люди, склонные  к занятию, требующему навыков,  усилий и координации. Чаще  всего это люди, работающие в  аграрной области (лесоводство,  рыболовство).

     2) Исследовательская – люди, которые  связаны с деятельностью, требующей  размещения, организацией и собственными  взглядами (интерпретацией). Эти  люди предпочитают физические, межличные  отношения (преподаватель, биолог, химик).

     3) Артистическая – люди, выражающие  эмоции и свою индивидуальность. В отличие от традиционного  мира, это люди рекламы, работающие  в маркетинговой среде. 

     4) Социальная – люди нацелены  не на интеллектуальное взаимодействие, а больше на межличностное  общение (социальные работники,  дипломаты).

     5) Инновационная – люди, которые  вербально эрудированы.

     6) Обыкновенная ориентация – люди, которые предполагают структурную  регулирующую деятельность и  связанную с нею профессию  (Бухгалтер, банкир, финансист).

     Целью карьеры нельзя назвать область  деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она  имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь  эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры - это постоянный процесс.  

     Таблица 1 - Краткое описание этапов карьеры

Этап  карьеры Возрастной  период Краткая  
характеристика
Особенности мотивации  
(по Маслоу)
1. Предварительный До 25 лет Подготовка  к трудовой деятельности, выбор области  деятельности Безопасность, социальное признание
2. Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное  признание, независимость
3. Продвижение До 45 лет Профессиональное   развитие Социальное  признание, самореализация
4. Завершение После 60 лет Подготовка  к переходу на пенсию, поиск и  обучение собственной смены Удержание социального  признания
5. Пенсионный После 65 лет Занятие другими  видами деятельности Поиск самовыражения  в новой сфере деятельности
 

     Карьера каждой личности проходит определенные стадии:

     Стадия  роста – период появления человека на свет и до 14 лет – формируется  отождествление человека с другими  людьми.

     Стадия  исследования - с 14 до 24 лет – в  этот период происходит исследование различных профессиональных альтернатив. На протяжении этих 10 лет идет постоянные выбор профессии и карьеры.

     Стадия  становления и движения – 24-45 лет  – стадия активной работоспособности  и развития. Основная стадия должна определяться в нише, которую мы должны занять и которая поможет  занять нишу для «стареющего будущего». На этом этапе идет постоянная проверка своих способностей и амбиций. На этом этапе можно выделить ряд  под этапов:

  1. Испытания – 25-30 – А туда ли мы попали? И если вдруг попали мы не туда, то это вызовет первый серьезный кризис в жизни человека. Следовательно, необходимо перенацелиться (нацелиться на перемены).
  2. Стабилизация – 30-40 – Идет пышная борьба за карьеру, за изменение своего рабочего положения, утверждение своей заработной платы.
  3. Стадия карьерного успеха или кризиса – 37-45 лет – Начинается оценка пройденного пути, что может вызвать второй серьезный кризис в жизни человека.

   Стадия  сохранения – происходит соскальзывание с предыдущей стадии или же практически  полное растрачивание энергии. И  тут становится важным вопрос, а  чем вы жертвовали ради карьеры? С  кем вы можете остаться сейчас?

   Снижение  активности – пора достижений и  мудрости. Идет резкое приближение  пенсии. Человек начинает мириться с ограничением власти и соответствующей  ответственности, так как энергия  человека снижается. Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже  определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор.

Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:  
 
 

Традиция Вопрос о  выборе не возникал в силу традиции, обычаев
Случай Выбор произошел  случайно в силу некоего события
Долг Выбор профессии  связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или  обязательствах перед людьми
Целевой выбор Выбор связан с  сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей  профессиональной деятельности)

Информация о работе Совершенствование (разработка) системы планирования трудовой карьеры работника на примере ООО "Вертикаль"