Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:08, контрольная работа
Кадровое планирование служит ряду целей, самая обширная из которых - это обеспечение организации квалифицированными сотрудниками.
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью имеющегося персонала определяются вакантные рабочие места.
Разрабатываемый и корректируемый в процессе кадрового планирования план человеческих ресурсов является одним из отправных пунктов процедур, связанных с набором и отбором кандидатов на вакантные должности. Другой отправной точкой в процессе набора кандидатов и их последующей оценки можно считать разработку требований к кандидатам на различные должности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Требования к кандидатам и источники их формирования……………………..
2. Набор персонала…………………………………………………………………..
3. Источники набора персонала и их виды………………………………………...
4. Отбор персонала…………………………………………………………………..
5. Подбор и расстановка персонала………………………………………………...
6. Критерии подбора и расстановки персонала…………………………………….
7. Система обучения персонала……………………………………………………..
8. Виды и формы обучения персонала……………………………………………...
9. Место обучения персонала в деятельности организации……………………….
КОНСТРУКТИВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристика типов мотивации и мотивационные профили персонала…….
2. Построение мотивационного профиля персонала………………………………
3. Обработка результатов анкетирования сотрудников……………………………
4.Разработка модели стимулирования работников организации………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
-
Обучение как способ решения
актуальных бизнес- и организационных
задач, стоящих перед
-
Обучение как метод мотивации
персонала.
8.
Виды и формы обучения
персонала
Одним из системообразующих факторов, воздействующих на конкурентоспособность организации, является образование, повышающее производительные способности человека и формирующее те качества, которые сегодня являются незаменимыми во всех сферах жизнедеятельности человека, а именно - умение поддерживать деловые отношения, устанавливать новые контакты, соблюдать морально-этические принципы, законопослушание, уровень культуры и т.д.
Существует две основные формы обучения:
на рабочем месте;
с отрывом от производства – в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и прочее).
Основными
формами обучения новых работников
на производстве являются индивидуальная,
групповая и курсовая подготовка.
При индивидуальном обучении ученика
либо прикрепляют к
Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а затем на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника – инструктора производственного обучения.
Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах (пунктах) и на специальных курсах.
Обучение
на рабочем месте может
Формой обучения на рабочем месте является инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности.
Ученичество, наставничество и инструктаж широко распространены там, где решающую роль играет опыт, и отличаются практической направленностью и связью с производственными функциями сотрудника. Они оптимальны для выработки навыков решения текущих производственных задач, но не дают возможности развивать абстрактное мышление.
Формой обучения на рабочем месте является инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности.
На Западе в отношении сотрудников, нуждающихся в многосторонней квалификации, применяется такой метод подготовки на рабочем месте, как ротация, т.е. последовательная работа на разных должностях, в том числе и в других подразделениях. Считается, что ротация оказывает положительное воздействие на работников, помогает преодолевать стрессы, но требует высоких издержек и связана с временным снижением производительности.
Работники могут заниматься также самообучением путем знакомства с соответствующей литературой, дополняемого инструктажем, что заменяет теоретическое образование; осмысления прочитанного; наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся задании.
У руководителей формой обучения на рабочем месте является стажировка для работы в новой должности, при которой сохраняются старые обязанности и частично выполняются новые. Она осуществляется в форме ассистирования, дублирования, объединенного руководства, ученичества (для менеджеров) и дает некоторый предварительный опыт.
Например,
такой метод подготовки, как «спаривание»
(или «близнецы»), предполагает, что
старый и новый руководители на протяжении
некоторого времени (от нескольких дней
до нескольких месяцев) работают вместе
для передачи секретов мастерства. Правда,
это потенциально конфликтно, а поэтому
не всегда эффективно. Здесь целесообразнее
партнерство в форме опеки и наставничества,
но на более высоком уровне, чем для рядовых
работников.
Табл.1 Преимущества и недостатки разных форм обучения
Обучение на рабочем месте | Обучение вне рабочего места |
+ Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации. | - Вряд ли
точно соответствует |
-
Участники встречаются только
с работниками
этой же организации |
- Доступность и частота обычно установлены внешней организацией |
+/- Участники могут быть отозваны простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие на работе проблемы | + Участники
могут обмениваться |
+ Могут использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и/или методы выполнения работ. | +/- Участники
не могут быть отозваны |
- Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае, если оплачены внешние курсы с использованием безвозвратной формы оплаты. | + Может использоваться
дорогостоящее учебное |
+
Может быть экономически |
- Если участники
были отозваны с курсов, оплата может
быть и не возвращена.
- Могут
возникнуть проблемы при |
-
Участники могут неохотно коллег
или в присутствии |
+ Может быть
более экономически выгодным, если
вы имеете небольшое |
+
Переходить от обучения на
учебных примерах к |
+ Квалифицированный
обучающий персонал может быть
доступен вне стен организации, |
+ В сравнительно
безопасной нейтральной |
Условные обозначения: + преимущества, - недостатки.
При достаточном запасе теоретических знаний, полученных в учебном заведении, вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем на различных специальных курсах, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости обучаемым по социальному положению и личным качествам.
Главным критерием для выбора того или иного метода обучения является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника. Внутрифирменное обучение является наиболее приемлемым для предприятий со специфичной деятельностью, так как является экономически выгодным, потому что имеется достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут провести обучение на предприятии.
Внутрифирменная система обучения нацелена на решение специфичных для компании или корпорации вопросов и проблем через повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников компании. Для осуществления обучения персонала компания может использовать как свою базу (корпоративные университеты, институты, центры переподготовки), так и привлекать специализированные компании, которые предлагают эффективные системы обучения персонала.
Современные технологии обучения разделяются на два основных типа: поддерживающее и инновационное. Поддерживающее обучение представляет одновременно процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Оно связано с ретрансляцией и воспроизводством социального опыта и обеспечивает преемственность социально-культурного опыта и является традиционным.
Инновационное обучение подразумевает внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Оно, с одной стороны, поддерживает традиции, с другой – приводит к активному отклику на возникающие проблемные ситуации, и таким образом, связано с творческим поиском на основе имеющегося опыта и его обогащением. В последние годы все большее распространение получает именно второй тип обучения, поскольку инновационность является признаком не только процесса обучения, но и его социально значимых результатов. В зарубежных странах укрепляется единая точка зрения, согласно которой расходы на формирование и подготовку кадрового потенциала управления, как и других категорий работников предприятия, следует рассматривать в качестве эффективных капитальных вложений. Особенно характерен рост этого понимания для крупных и средних фирм, во многих из которых действуют внутрифирменные курсы или собственные центры подготовки, куда вкладываются значительные средства как в периоды высокой, так и низкой деловой активности.
Организация обучения в компаниях преследует несколько целей: подготовку вновь принятых к выполнению определенных функций, повышение квалификации уже работающих кадров и подготовку к их продвижению по служебной лестнице, закрепление в компании высококвалифицированных работников, так называемого «ядра» кадрового потенциала. Расходы компаний на повышение квалификации и переподготовку связаны с ускорением морального износа человеческого капитала в инновационной экономике. В ряде сфер профессиональные знания без дополнительных инвестиций на обновление человеческого капитала полностью устаревают за 5-10 лет. Расходы на внутрифирменное обучение работников в крупных компаниях достигают значительных размеров.
Лидерами в организации внутрифирменной подготовки являются крупные фирмы. Финансовые и технические возможности крупных компаний дают им большие преимущества при организации обучения. Наличие специалистов и необходимого оборудования позволяет значительно дополнить образование, полученное в рамках традиционной системы и адаптировать работника к конкретному рабочему месту.
Среди основных моделей инновационного обучения можно назвать следующие:
обучение как организация систематической исследовательской деятельности;
обучение
как организация учебно-
обучение
как организация
При
реализации этих моделей слушатель занимает
инициативную (субъектную) позицию, а преподаватель
играет роль партнера-помощника в расширении
и освоении учащимися непосредственно
переживаемого опыта, обучение проходит
через стимулирование решения инновационных
задач. Это обеспечивается на базе инновационных
образовательных технологий, таких как,
метод обучения действием, технологию
модульного обучения, метод конкретных
ситуаций, корпоративный тренинг, информационные
технологии, дистанционное образование.
На основе проанализированных образовательных
технологий нами была составлена их сравнительная
характеристика.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика инновационных образовательных технологий
Технология | Концепция и суть метода | Характерные черты и принципы построения | Достоинства и недостатки |
Метод обучения действием | Обучающаяся организация: объект обучения не отдельные люди и группы, а компания в целом. Решение конкретных деловых проблем, освоение приемов и идей, способствующих решению именно данного типа проблем. | Построение учебных
планов на основе работы над серией проектов,
стажировок на предприятиях в разные периоды
обучения.
1. Строится
вокруг решения реальной 2. Имеет комплексный характер: развитие личности и совершенствование проф. мастерства участника. 3. Длительность,
обеспечивающая изменение |
Формирование
способностей к изменениям путем
осознания внешних и внутренних
проблем и обучения тому, как справляться
с этими проблемами в реальных
условиях.
Обязательность выполнения всех принципов в комплексе, иначе теряется эффективность. Дорогостоящая программа, требующая тщательной проработки и привлечения высококвалифицированных специалистов |
Технология модульного обучения | Модуль трудовых навыков - структурированное содержание профессиональной деятельности. Трудовые навыки формируются из модульных блоков различных профессиональных областей, легко меняются и обновляются в зависимости от потребностей в обучении. | Основными областями
применения МТД являются:
- система профессионального образования всех уровней; - подготовка
и повышение квалификации - профессиональная реабилитация инвалидов. Основные принципы: ориентация на деятельность, фокусирование на учащемся и гарантия результата в виде регулярной оценки текущих результатов и оперативной корректировки хода обучения. |
Основные преимущества:
- достижение
более высокого уровня - повышение мотивации слушателей и их самостоятельности в процессе обучения; - возможность индивидуализации занятий; - сокращение сроков обучения и рост его экономической эффективности; - достижение
слушателями более высокой - повышение степени адаптации к условиям труда; - возможность не только получать обязательный минимум знаний и навыков, необходимых для устройства на работу, но и пополнять их в последствии. |
Метод конкретных ситуаций (case method) | Концепция практикующего
научения в условиях аудиторных занятий.
Суть метода: - практическая ситуация (кейс) создается специально для учебных целей и содержит одну или несколько управленческих проблем; - слушатели
самостоятельно изучают - в ходе группового обсуждения кейса осуществляется его окончательный разбор, и учащиеся совместно принимают решения по существующим проблемам; - с учетом разбираемой ситуации возможны разные решения одной и той же проблемы (вариативность анализа); -презентация решений слушателей, формирование навыков убеждения и публичного выступления. |
Воссоздание реальной
деловой ситуации с помощью использования
метафор и моделирования. Ключевая
характеристика – связь с жизнью
или отсутствие какой-либо гипотетичности.
Основные типы конкретных ситуаций: иллюстративная, нормативная, функциональная, стратегическая. Основные технологии обучения: лекция-дискуссия, практические занятия с использованием персонального компьютера, разбор конкретных ситуаций, имитация, деловая игра. |
Ситуационное обучение ни в коем случае не устраняет потребности в других технологиях обучения. Наиболее эффективным является их сочетание, например: проблемные лекции, разбор ситуации, разработка проекта и тренинги. Не до конца ясным представляется вопрос о влиянии национальной ментальности и особенности психологии слушателей на конкретные масштабы и формы ситуационного обучения. Самой сложной организационной проблемой для России остается отсутствие признанных информационно-методических центров по написанию и, что очень важно, распространению учебных ситуаций. |
Корпоративный тренинг | Тренинг, с одной стороны, метод обучения, с другой – метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности. | Основные типы
тренингов: управленческий, инструментальный,
подготовительный.
Формирование
устных навыков, направленных на достижение
целей, разработку программ или завершение
работ. Выработка способности |
Учебно-экспериментальная
обстановка обеспечивает понимание того,
какие индивидуальные и групповые события
происходят в процессе межличностного
общения участников.
Ограничения обусловлены невозможностью создания непрерывного тренингового процесса, непригодностью отдельных работников компании к участию в тренинговых процедурах и, наконец, непригодностью обычных учебных аудиторий для тренингового обучения. |
Информационные технологии | Создание условий для творческой самореализации слушателей путем предоставления информационных и вычислительных ресурсов на всех этапах обучения. | Основные разновидности обучающих компьютерных программ: тьюторские программы; деловые игры; моделирование и имитационное моделирование; учебно-расчетные программы; экспертные системы; лабораторные практикумы и практикумы-тренажеры; тесты; интегрированные обучающие программы и компьютерные учебники; компьютерные словари, справочники и базы данных. | Позволяют провести
опережающую модернизацию преподавания
и расширяют аудиторию |
Коучинг | Обучение, диалог, побуждение работников к тому, чтобы они расширяли свой кругозор и проявляли инициативу. Цель – помочь членам команды пополнить знания и набраться опыта. | Коучинг предполагает, что руководитель делегирует свои функции, т.е. наделяет ими членов команды. Это способ побудить людей проявить все, на что они способны, и приобрести навыки и знания, которые позволят им изменить к лучшему свое поведение. Одновременно это процесс обучения: члены команды постоянно учатся, открывают самих себя, приобретают опыт, узнают о реакции на работу команды и начинают эффективно использовать навыки и таланты всех ее членов. | Причины, по которым
управляющие не любят предавать
свои функции: желание сохранить
свою власть и осуществлять контроль;
желание командовать и неверие
в способности других; опасения,
что другой выполнит работу лучше; считает
что работа слишком важна, чтобы
можно было рисковать.
Положительным результатом является более творческая и сплоченная работа команды, усиление мотивации служащих и рост производительности труда. |
Дистанционное образование | Приобретение
знаний и навыков на основе удаленного
доступа к образовательным |
Основные технологии: кейсовая, сетевая, телевизионная. | Методики обучения
достаточно хорошо отработаны, учиться
можно по любой специальности, кроме
тех, которые не предполагают даже заочную
форму обучения (медицина).
Массовость процесса приводит к его обезличиванию, сводится к нулю общение учителя и ученика. |
Информация о работе Совершенствование подбора, обучения и расстановки персонала