Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:05, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты административных методов управления, выполнить анализ и выявить принципы совершенствования использования административных методов управления на конкретном предприятии.
Для достижения целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты административных методов управления предприятием, их значение, система функционирования и форма проявления;
- исследовать организацию применения административных методов управления на предприятии;
- выявить пути совершенствования административных методов управления.
Введение…………………………………………………………………...3
Сущность и содержание административных методов
управления……………………………………………………………………..….6
Характеристика и значение административных методов
управления………………………………………………………………………...6
Система функционирования и форма проявления
административных методов управления……………………………………..…8
Анализ и принцип совершенствования использования
административных метолов управления в КУП «Гроднодорожник».……....14
Организационно-экономическая характеристика
КУП «Гроднодорожник»…………….…………………………………………14
Организация применения административных методов
управления на предприятии……………………………………………………17
3. Совершенствование организационно-административных
методов управления………………………………………………………….…32
Заключение………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…
Для регламентирования деятельности производственных коллективов разрабатываются Положения об отделениях, цехах, производственных участках и бригадах.
Организационное нормирование — это воздействие путем разработки и доведения до исполнителя норм и нормативов, с помощью которых достигаются пропорциональность элементов производства и труда, согласованность действий, сравнимость условий и результатов деятельности людей, контроль за количеством и качеством труда [17, c. 47].
Часть нормативов (нормы выработки, расценки за единицу продукции, плановые задания по производству продукции, лимиты труда и средств, проценты отчислений от прибыли) используется для создания экономического механизма управления. Другие нормативы служат средством административного воздействия (те же нормы выработки, но применяемые для определения количества людей, техники и для контроля, оптимальные размеры бригад, нормы управляемости, нормативные затраты и структуры, нормативные сроки и т. д.).
Нормирование является более гибкой формой воздействия, поскольку нормы, как правило, учитывают конкретные условия и в зависимости от обстоятельств служат мерой желаемого или обязательного состояния объекта. Этим накладывается отпечаток на организацию контроля. Проверяется не только сам факт выполнения, но и количественное отклонение от норматива.
Характер и сила воздействия организационного нормирования определяются его содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда, как правило, доводятся в форме заданий. Каждый работник знает, что его труд будет объективно оценен, так как имеется общая для находящихся в одинаковых условиях основа сравнения. Эффективность труда зависит также от научной обоснованности нормативов, учета разнообразия условий. Это побуждает и заставляет человека лучше трудиться [18, c. 94].
Организационно-методическое инструктирование — это разработка и доведение до исполнителя свода правил его поведения или перечня наставлений методического характера. По силе и характеру действия оно делится на регламентирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решение или производить действие, но по определенной методике [21, c. 106].
На предприятиях, в условиях единоначалия, наиболее жесткой формой воздействия является приказ директора, который издается по крупным принципиальным вопросам и требует безусловного выполнения.
По частным и специальным вопросам руководители и специалисты разных уровней имеют право отдавать распоряжения и указания. К оперативно-распорядительному воздействию относятся также производственный инструктаж работников во время наряда, рекомендации и советы специалистов и руководителей по способам выполнения заданий. Эти способы воздействия более мягкие и гибкие, в меньшей степени сковывают инициативу подчиненных.
Расширение
сферы воздействия
Основные правила оперативного распорядительства следующие: распоряжения не должны быть мелочной опекой и чрезмерно сдерживать инициативу подчиненных; по своему содержанию должны быть исчерпывающими, в то же время краткими, иметь минимум необходимой информации; адресованными ответственному за их выполнение лицу, исключать обезличку; поставленная задача должна быть конкретной, точной и недвусмысленной; как правило, задание исполнителю необходимо доводить заблаговременно на продолжительный отрезок времени, чтобы он имел возможность продумать наиболее рациональные способы его выполнения; по своей форме распоряжения не должны принижать человеческого достоинства; необходимо проверять, как распоряжение понято подчиненным [10, c. 336].
Предпосылками для успешного выполнения приказов, постановлений и распоряжений являются обоснованность, своевременность принятия и доведения их до исполнителей, определение ответственных за исполнение. Как бы ни было хорошо обосновано и сформулировано распоряжение, за ним должны следовать контроль и проверка исполнения.
Контроль должен: проводиться ответственным работником; быть объективным, исключать формальный подход к делу; проверять только то, за что проверяемый несет персональную ответственность; охватывать все звенья цепи от начала до конца, количество и качество; знать, какой ценой достигнут результат. После проверки должен следовать анализ [21, c. 108].
Результативность контроля и анализа достигается не количеством проверок и выявленных недостатков, а конструктивным подходом, позволяющим разобраться в причинах недостатков и устранить их. Контроль должен носить профилактический характер.
Велико значение промежуточного контроля как средства управления. Если с помощью конечного контроля лишь пассивно фиксируется имевший место недостаток, то при посредстве промежуточного контроля можно вовремя обнаружить надвигающиеся диспропорции, недостатки, своевременно путем вторичного распорядительного воздействия отрегулировать и не допустить их.
Контроль должен сопровождаться укреплением дисциплины и личной ответственности за порученное дело, воспитанием людей. Расширение доверия к людям не означает ослабление контроля. Важно, чтобы и ответственность носила профилактический характер, то есть определялась на первых стадиях процесса управления. Это достигается разработкой должностных инструкций, правильным оформлением приказов, распоряжений и т. п.
К административным методам управления предъявляются высокие требования, поскольку их применение связано с административной властью. Источником норм административного права являются не только юридические акты государственных органов, но и утверждаемые ими различного рода постановления, положения, уставы, правила и т. п. [21, c. 109]
Силой нормативного акта наделяются решения органов управления предприятий, принятые в соответствии с действующим законодательством. Специфика этих актов состоит в том, что они регулируют отношения только внутри данного предприятия или объединения.
Трудовая дисциплина — это закрепленные трудовым законодательством правила поведения работников в рабочее время и меры по обеспечению соблюдения этих правил. Когда говорят об уровне дисциплины, имеют в виду уровень выполнения правил [14, c. 374].
Правовые нормы, закрепляющие требования трудовой дисциплины, содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных инструкциях, технических правилах. Дисциплинарные требования заключаются в соблюдении распорядка дня, добросовестном выполнении служебных обязанностей, заданий, приказов и распоряжений руководителя [14, c. 374].
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка поощрения объявляются приказом или распоряжением и заносятся в трудовые книжки работников [14, c. 375].
Таким образом, в зависимости
от жесткости и гибкости выделяют три
вида организационного воздействия: организационное
регламентирование, нормирование, организационно-методическое
инструктирование. Сущность организационного
регламентирования — юридическое
закрепление общих требований и правил
поведения в отношении всех или группы
объектов. Организационное нормирование
— это воздействие путем разработки и
доведения до исполнителя норм и нормативов.
Организационно-методическое инструктирование
— это разработка и доведение до исполнителя
свода правил его поведения или перечня
наставлений методического характера.
КУП «Гроднодорожник» принадлежит на праве собственности Республики Беларусь, входит в состав РУП «Гроднооблдорстрой»» создано приказом № 573 от 16.10.1987г. РУП «Гроднооблдорстрой».
Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в ОАО «Беларусбанк» г. Гродно. Предприятие зарегистрировано в ИМНС по Октябрьскому району г. Гродно в качестве налогоплательщика под регистрационным № 500158169, свидетельство о государственной регистрации №645 от 31.07.87 г.
Юридический адрес: РБ, 230001, г. Гродно, ул. Пучкова, 40.
ГУП «Гроднодорожник» по специфике своей деятельности является многопрофильным предприятием, осуществляющим по заявкам подведомственных РУП «Гроднооблдорстрой» организаций технологическую комплектацию объектов, снабженческую, транспортную и производственную деятельность.
Виды деятельности КУП «Гроднодорожник» характеризуется следующими основными показателями:
- технологическая комплектация – объем реализуемых комплектных поставок по заявкам дорожно-ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) объединения;
-
снабженческая деятельность –
объем поставляемых
-
транспортная деятельность –
общий объем централизованных
перевозок материальных
- производственная деятельность – объем изготовления нестандартного оборудования, железобетонных изделий, столярных изделий, дорожных знаков, разработка и поставка нерудных материалов, пошив спецодежды и другие, выполнение дорожных работ;
- оказание бытовых услуг населению, предоставление мест на платной стоянке;
- торговая деятельность.
Основные показатели финансово-
Таблица
2.1 – Основные показатели работы КУП «Гроднодорожник»
Примечание. Источник:
собственная разработка
Данные, представленные в таблице 2.1 свидетельствуют о росте всех экономических показателей предприятия. Так годовой объем производства в действующих ценах в 2010г. составил 15442 млн.руб., что на 3782 млн.руб. больше в сравнении с 2009г. и на 5305 млн.руб. в сравнении с 2008г.
Рост объема производства способствовал росту выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая в 2010г. составила 52947 млн.руб. Рост выручки от реализации в 2010г. по отношению к 2009г. составил 117,6%, по отношению к 2008г. – на 141,3%.
Уровень рентабельности реализованной продукции составил в 2010г. 12,1%. Рост рентабельности обусловлен ростом производства и реализации продукции.
КУП «Гроднодорожник»
Структура управления на предприятии достаточна сложная и многообразная. Ее можно отнести к комбинированной, поскольку она сочетает сразу несколько типов структур управления: бригадную, отделенческую и цеховую в различных вариантах. Данный вид структуры широко распространена на многопрофильных предприятиях. Самостоятельные отделения, в состав которых входят различные бригады и обслуживающие подразделения, создаются по причине большой удаленности подразделений от предприятия и при наличии других аналогичных обстоятельств.
В настоящее время в КУП «Гроднодорожник» система набора и подбора кадров как таковая отсутствует. Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих на предприятии.
Информация о работе Совершенствование организационно-административных методов управления