Совершенствование организационно-административных методов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты административных методов управления, выполнить анализ и выявить принципы совершенствования использования административных методов управления на конкретном предприятии.
Для достижения целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты административных методов управления предприятием, их значение, система функционирования и форма проявления;
- исследовать организацию применения административных методов управления на предприятии;
- выявить пути совершенствования административных методов управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Сущность и содержание административных методов
управления……………………………………………………………………..….6
Характеристика и значение административных методов
управления………………………………………………………………………...6
Система функционирования и форма проявления
административных методов управления……………………………………..…8
Анализ и принцип совершенствования использования
административных метолов управления в КУП «Гроднодорожник».……....14
Организационно-экономическая характеристика
КУП «Гроднодорожник»…………….…………………………………………14
Организация применения административных методов
управления на предприятии……………………………………………………17
3. Совершенствование организационно-административных
методов управления………………………………………………………….…32
Заключение………………………………………………………….…..36
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Административные методы менеджмента.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

           Введение…………………………………………………………………...3

    1. Сущность и содержание административных методов

управления……………………………………………………………………..….6

    1. Характеристика и значение административных методов

управления………………………………………………………………………...6

    1. Система функционирования и форма проявления

административных  методов управления……………………………………..…8

    1. Анализ и принцип совершенствования использования

административных  метолов управления в КУП «Гроднодорожник».……....14

    1. Организационно-экономическая характеристика

КУП «Гроднодорожник»…………….…………………………………………14

    1. Организация применения административных методов

управления  на предприятии……………………………………………………17

           3. Совершенствование организационно-административных

методов управления………………………………………………………….…32

           Заключение………………………………………………………….…..36

            Список использованных источников………………………………….39

            Приложения……………………………………………………………..41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Экономика Республики Беларусь в последние годы претерпевает  серьезные изменения в связи с переходом от административно-командной системы к  рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

     Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей  на рельсы  рыночных отношений – одно из самых  важных  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране.  Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

     Становясь  объектом товарно-денежных  отношений,  обладающим  экономической самостоятельностью и  полностью отвечающим  за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие  должно  сформировать у себя  систему управления, которая  обеспечивает  ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения  на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих  предприятиях, в новых условиях  появляются функции, которые прежде  были   не нужны.  В рыночной экономике, в условиях конкуренции предприятие самостоятельно  принимает многие  решения, бывшие раньше  прерогативой  вышестоящих органов  управления. Исчезли   регламентации  «сверху», а именно: регламентация организационной  структуры управления,  численности   и должностного состава управленческого  персонала. Если  ранее предприятие практически  работало  только в сфере производства, то сейчас ему приходится осваивать  особенности  работы в сфере обращения  - торговые операции, рекламу, ценовую политику, организацию своей собственной торговой сети. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает  стратегию и политику  своего развития, изыскивает необходимые для  их  реализации средства, набирает персонал,  приобретает  оборудование и материалы, решает  множество  структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или разделение  подразделений, вхождение в состав  ассоциаций и других объединений, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления.

           Таким  образом, предприятие   приобретает  все черты самостоятельности, характерные для работы в  условиях  рынка. А  это требует значительного расширения  сферы  управления и самоуправления. 

          Расширение  самостоятельности предприятий,  разнообразие  их экономических  и организационных  форм  требует большей конкретизации в поиске  прогрессивных организационных решений с учетом специфики каждого предприятия. Такой подход позволяет повысить эффективность управленческого труда, удешевить аппарат управления и, следовательно, увеличить прибыль предприятия  и повысить его конкурентоспособность, что и определяет актуальность темы исследования.

     Цель  работы: рассмотреть теоретические аспекты административных методов управления, выполнить анализ и выявить принципы совершенствования использования административных методов управления на конкретном предприятии.

         Для достижения целей курсовой  работы поставлены следующие  задачи:

    - изучить теоретические аспекты административных методов управления предприятием, их значение, система функционирования и форма проявления;

    - исследовать организацию применения административных методов управления на предприятии;

    - выявить пути совершенствования административных методов управления.

     В качестве объекта исследования выбрано  КУП «Гроднодорожник».

        В ходе исследования организационно-административных методов управления на предприятии использовалась специальная экономическая литература, а именно учебные и практические  пособия по менеджменту  Ф.У. Тейлора, И.Г. Ушачева, Г.И. Будылкина и др. не менее известных экономистов; статьи в периодических изданиях по теме исследования;  отчетные данные исследуемого предприятия. 
 
 

 

  1. СУЩНОСТЬ  И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
 
    1. Характеристика  и значение административных методов управления
 
 

       Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

     Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

     Слово  «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности [7, c. 125].

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

     Направленность  методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций.

     Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера [2, c. 67].

     Управление  персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Для успешного управления необходимо умение организовать [1, c. 102].

     Организация свойственна любой управленческой деятельности, является средством выполнения принятых решений. Даже экономические и социально-психологические методы реализуются не сами по себе, а через организационные мероприятия, то есть в процессе организаторской работы применяются административные методы управления. Они являются средством осуществления других методов, но могут иметь и самостоятельное значение.

     Административные (организационно-распорядительные) методы управления – это создание и использование  организационного механизма, а также применение отдельных способов воздействия, как правило, с использованием соподчиненности работников и административной власти. Отношения соподчиненности заложены уже в самом построении аппарата управления, делят его на руководителей и подчиненных. Они определяют, кто кому имеет право давать указания, распоряжения о том, что, когда и как делать, подкрепляются обязанностями и ответственностью исполнителей [21, c. 89].

  Отдельные административные воздействия различаются  по форме и содержанию. Формами являются правовые и административные акты — уставы, постановления, правила, положения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, рекомендации. Если экономические методы в основном побуждают, то административные, как правило, заставляют. Их применение есть выражение организационных отношений.

  Особенности административных методов следующие: четко предопределяют конкретную программу действий для исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения); ограничивают свободу выбора между разными способами действия исполнителя, за исключением некоторой самостоятельности в рамках полученного задания; с их использованием осуществляются не только функции, но и другие методы управления; средства воздействия существенно отличаются по жесткости — от директив до рекомендаций и советов; невыполнение обязательных административных актов рассматривается как нарушение дисциплины и может сопровождаться наложением на исполнителя соответствующего взыскания [21, c. 90].

  Основой для разработки правильных административных методов являются современные принципы управления и право, а эффективность применения определяется научной обоснованностью заданий, решений, нормативов, инструкций и их оптимальным сочетанием с другими методами с учетом требований экономической реформы. Большое значение придается системе мероприятий, обеспечивающих их полное и оперативное выполнение.

     Различают следующие группы административных воздействий: организационное, применяемое на длительный срок при формировании устойчивых организационных отношений; оперативно-распорядительное, отличающееся краткосрочностью и применяемое для регулирования отношений при выполнении оперативных задач [22, c. 114].

     Таким образом, административные методы управления – это создание и использование организационного механизма, а также применение отдельных способов воздействия с использованием соподчиненности работников и административной власти. Формами административных методов воздействия являются правовые и административные акты. Особенностью административных методов заключаются в четком предопределении конкретной программы действий для исполнителя, в ограничении свободы выбора между разными способами действия исполнителя. Различают организационные и оперативно-распорядительные группы административных воздействий.  
 

    1. Система функционирования и  форма проявления административных методов
 
 

      В зависимости от жесткости и гибкости можно выделить три вида организационного воздействия: организационное регламентирование, нормирование, организационно-методическое    инструктирование.

  Организационное регламентирование — наиболее жесткий и менее гибкий вид воздействия. Его сущность — юридическое закрепление общих требований и правил поведения в отношении всех или группы объектов. Этот вид воздействия непосредственно связан с осуществлением принципов управления. Так, предприятия имеют право разрабатывать структуру и штаты применительно к типовым структурам и штатам, утвержденным вышестоящим органом. Они сами устанавливает должности, формирует отделы, службы аппарата, но общая численность ограничивается штатными нормативами [21, c. 93].

  На  предприятиях управляющая и управляемая системы регламентируются  Уставом предприятия. Организация отделов и служб управленческого аппарата определяется Положением об отделах, службах и органах управления. В нем фиксируются главные задачи и функции; место отдела или службы в структуре управления; их построение; основные документы, которыми руководствуются работники; основные права и ответственность коллектива.

  Служебное положение, обязанности, права и  ответственность каждого должностного лица определяются должностными инструкциями. Они разрабатываются в организации на основе Примерных должностных инструкций с учетом конкретных условий и становятся актом, регламентирующим деятельность работника, после согласования с юристом и утверждения руководителя.

Информация о работе Совершенствование организационно-административных методов управления