Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:45, доклад
Вспомните какое-либо событие из Вашей жизни, имевшее большее значение для Вас. Например, поступление в университет, начало работы, достижение какого-то выдающегося результата (в работе, научном исследовании, в художественном творчестве и т.п.) и т.д.
Восстановите в памяти это событие как можно более подробно: что непосредственно ему предшествовало, как Вы готовились к нему, как оно происходило, что вам наиболее запомнилось и т.д.
Опишите и объясните свое состояние и происходившие события на уровне здравого смысла (как если бы Вы рассказывали о нем своим знакомым).
Опишите и объясните это событие социологически (как если бы Вам пришлось его исследовать).
Сравните эти два описания и объяснения. В чем между ними сходство и различие?
Остановимся на определении, которое дает Г. Е. Зборовский. Социальный институт – это «устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных ролей и функций, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения».
Институт представляет собой форму человеческой деятельности, основанную на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы и ассоциации, где произведено деление на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Процесс возникновения и развития институтов принято называть Институционализацией. В ходе повседневной практики люди стремятся найти наиболее приемлемые образцы и модели поведения, позволяющие удовлетворять различные потребности. Постепенно эти образцы и модели поведения превращаются в привычку, начинают поддерживаться общественным мнением и узакониваются. Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественных потребностей.
Процесс институционализации включает в себя несколько этапов:
1.
Возникновение потребности,
2. Формирование общих целей;
3.
Появление социальных норм и
правил в ходе стихийного
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами поведения;
5.
Иституционализация норм и
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил поведения;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Финалом процесса институционализации является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Возникновение
социального института делает обслуживаемую
им социальную связь более независимой,
самостоятельной и равновесной
с другими связями.
Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворить ту или иную общественную потребность. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:
1. В обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института.
2. Должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, то есть сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность.
3. Чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять.
4.
Для обеспечения
В
каждом социальном институте есть своя
система ценностей и
Важное
значение имеет перерегуляция
Состояние институтов является индикатором (значимым показателем) социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны.
В
обществах переходного типа, которые
претерпевают системный кризис (изменяется
их структура и организация), происходит
изменение общественных потребностей,
что требует изменения
Исследователи
социальных институтов всегда уделяли
этим процессам повышенное внимание,
поскольку именно нормативные (институциональные)
требования делают поведение отдельных
людей и организованных групп
предсказуемым и «
Т. Парсонс считал, что ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения «правил» (как действовать, чего желать, к чему стремиться) тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.
Таким образом, институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Известный социальный исследователь Д. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:
1. Потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт).
2. Потребность в производстве продуктов и услуг.
3. Потребность в распределении благ (и привилегий).
4. Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия.
5. Потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев).
6.
Потребность в социальном
контроле за поведением членов общества
(религия, мораль, право, пенитенциарная
система).
ТЕМА.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Используя
метод анализа
документов, проведите
исследование некоторых
изданий периодической
печати разной политической
ориентации на предмет
анализа сложившейся
на сегодняшний день
политической ситуации
в регионе, где
Вы проживаете.
В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Из понятия исключены серьезные источники информации: предметы материальной культуры и быта. Ценность объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению. Однако их включение в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, документами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. п.).
По способу фиксирования информации различают: рукописные и печатные документы, записи на кино- и фотопленке, магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые избраны самим исследователем. Такие документы называют целевыми. Но социолог имеет дело с материалами, составленными независимо от него, ради каких-то других целей, т.е. с наличными документами. Обычно в социологическом исследовании именно эти материалы и называют собственно документальной информацией.
По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. Личные документы – это картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры или анкеты и бланки и т.п.), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные документы – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и т. п.
В зависимости от статуса источника выделяются официальные и неофициальные. Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и т. п. Неофициальные документы – многие личные материалы, а также составленные частными лицами безличные документы (статистические сообщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений).
Особую группу документов образуют многочисленные материалы средств массовой информации.
Наконец,
по источнику информации документы
разделяют на первичные и вторичные.
Первичные документы
Достоверность информации, прежде всего, зависит от источника документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных. Официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других документов. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно сделать выборочно, с тем чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.
Первое
«золотое правило» в работе с документами
(да и со всякой другой информацией)
– четко различать описания событий
и их оценку. Мнения и оценки потенциально
обладают меньшей достоверностью и
надежностью по сравнению с фактуальной
информацией. Нередко в документе
отсутствует детальная
Особую
осторожность проявляет исследователь
при изучении личных документов (автобиографии,
дневники, мемуары, письма и т.п.). Вот
несколько условий доверия к
личным документам: можно верить сообщениям,
если они не затрагивают интересы
автора документа или не наносят
ему определенный ущерб; видимо, достоверны
те сведения, которые в момент регистрации
общеизвестны, детали событий, которые
несущественны, и те сведения, к которым
автор относится