Социология как наука об обществе

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:45, доклад

Описание работы

Вспомните какое-либо событие из Вашей жизни, имевшее большее значение для Вас. Например, поступление в университет, начало работы, достижение какого-то выдающегося результата (в работе, научном исследовании, в художественном творчестве и т.п.) и т.д.
Восстановите в памяти это событие как можно более подробно: что непосредственно ему предшествовало, как Вы готовились к нему, как оно происходило, что вам наиболее запомнилось и т.д.
Опишите и объясните свое состояние и происходившие события на уровне здравого смысла (как если бы Вы рассказывали о нем своим знакомым).
Опишите и объясните это событие социологически (как если бы Вам пришлось его исследовать).
Сравните эти два описания и объяснения. В чем между ними сходство и различие?

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

ТЕМА. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА  ОБ ОБЩЕСТВЕ 

     Вспомните какое-либо событие  из Вашей жизни, имевшее  большее значение для Вас. Например, поступление в  университет, начало работы, достижение какого-то выдающегося  результата (в работе, научном исследовании, в художественном творчестве и т.п.) и т.д.

     Восстановите  в памяти это событие  как можно более  подробно: что непосредственно  ему предшествовало, как Вы готовились к нему, как оно  происходило, что  вам наиболее запомнилось  и т.д.

     Опишите и объясните свое состояние и происходившие  события на уровне здравого смысла (как  если бы Вы рассказывали о нем своим  знакомым).

     Опишите и объясните это  событие социологически (как  если бы Вам пришлось его исследовать).

     Сравните  эти два описания и объяснения. В  чем между ними сходство и различие? 

     Событие, имевшее важное значение для меня – это окончание школы. Еще  где то за пол-года до окончания я  часто думала об этом и представляла себе как это будет происходить. Подготовка к этому событию началась тоже примерно за 6 месяцев и делилась на несколько этапов. В подготовку входило несколько направлений:

  • подготовка к выпускным экзаменам;
  • подготовка к выпускному балу.

     Подготовку  к выпускному балу мы проводили вместе с мамой – искали платье для  бала, украшения, обувь. Это были приятные хлопоты и они мне очень  нравились.

     Подготовка  к выпускным экзаменам была не такой приятной, она требовала  много времени и сил.

     Окончание школы мне запомнилось последним  звонком и выпускным балом. И  то и  другое мероприятие было очень  торжественным, трогательным и одновременно радостным и грустным. Почти у  всех участвующих на глазах периодически выступали слезы, так как все  понимали, что пройден большой  путь и этот отрезок жизни никогда  не повторится.

     Мое состояние в эти моменты было приподнятым, радостным, но и немного  грустным.

     С точки зрения социологии – окончание  школы для каждого человека –  это социальный факт, важное событие  в его жизни, точка бифуркации, после которой последующая жизнь  моет существенно измениться.

     После окончания школы человек может  поменять свой социальный статус –  стать рабочим или остаться учащимся (студентом). 
 
 

ТЕМА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 

     Какие причины способствовали усилению психологических  тенденций в социологии в конце XIX века. Назовите имена самых известных представителей школ психологического направления. 

     В конце ХIХ в. органическая концепция  общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических  аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические  системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого  поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

     Наиболее  известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841–1913) – американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855–1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871–1938) – социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843–1904) – французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс; Гюстав Лебон (1841–1931) – французский социальный психолог, антрополог и археолог.

     Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.

     По  мнению Ф.Гиддингса, социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.

     У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к  действию одного или нескольких инстинктов.

     Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).

     При этом “универсальными” социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются “законы подражания”.

     Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства.

     Важное  место в работах учёного занимали проблемы “толпы” и “расы”.

     На  рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это  связано с тем, что психологи  стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические  аналогии в социологии.

     Психологический эволюционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (Giddings, Franklin Henry) (18551931) — основатель первой в США кафедры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма.

     Вильгельм Вундт (18321920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.

     Уильям Мак-Дугалл (McDougall), (18711938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». «Горме» — стремление к биологически значимой цели.

     Габриель Тард (18431904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве.

     Густав Лебон (18411931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма. 
 
 

ТЕМА. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 

     Могут ли внешне схожие структуры  в различных социальных системах выполнять  сходные функции. Аргументируйте свой ответ. 

      Под социальной системой, согласно парсонсовской  модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного  социального взаимодействия между  действующими субъектами. Ее структуру  составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли.

      Важнейшим компонентом социальной системы  выступает институционализация  – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными  деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер. Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры — совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческий организм выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации.

      Мертон  возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может  выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных  системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры  в разных системах могут обслуживать  схожие функции. 
 

ТЕМА. КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 

      Приведите примеры социальных групп российского  общества, демонстрирующих  контркультурные  установки.  

      Контркультура – разновидность культуры, ценности которой прямо противоположны  (враждебны) доминирующим ценностям  данной культуры. Например, субкультура  террористов противостоит «человеческой  культуре», а молодежное движение хиппи  в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную  сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

        Контркультура - форма выражения  ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной  специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

      Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения  молодежи.

      Существует  три направления молодежной контркультуры:

      1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

      2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма,  анархизма, марксизма (критика  массовой культуры)

      3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью  наркотиков; нарушение общественных  приличий.

      Выделяют  следующие причины возникновения контркультуры:

      1. Противоречия внутри капиталистической системы

      2. Безработица

      3. Несовершенство системы образования

      4. Духовный разрыв между поколениями

      5. Буржуазно-мещанский образ жизни

      6. Утилитаризм, конформизм массовой  культуры

      7. Угнетение индивидуальной свободы

Информация о работе Социология как наука об обществе