Социология как наука об обществе

Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:45, доклад

Описание работы

Вспомните какое-либо событие из Вашей жизни, имевшее большее значение для Вас. Например, поступление в университет, начало работы, достижение какого-то выдающегося результата (в работе, научном исследовании, в художественном творчестве и т.п.) и т.д.
Восстановите в памяти это событие как можно более подробно: что непосредственно ему предшествовало, как Вы готовились к нему, как оно происходило, что вам наиболее запомнилось и т.д.
Опишите и объясните свое состояние и происходившие события на уровне здравого смысла (как если бы Вы рассказывали о нем своим знакомым).
Опишите и объясните это событие социологически (как если бы Вам пришлось его исследовать).
Сравните эти два описания и объяснения. В чем между ними сходство и различие?

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 71.94 Кб (Скачать)

      8. Отсутствие общения с природой

      9. Буржуазное общество - общество организованного  насилия

      10. Угнетение творческих порывов,  жизненной энергии.

      Ценности  молодежной контркультуры:

      - акцент на бессознательной, эмоциональной  сфере;

      - сексуальные влечения;

      - переоценка кожных и слуховых  чувствований с помощью музыки, наркотиков;

      - отрицание дисциплины и науки;

      - утверждение неограниченной свободы  и любовно-дружеских отношений;

      - общение с природой;

      - выступление против насилия, за  неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г..

      Панки (от англ. Punk - отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков - дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный - «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение - панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

      Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в  значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие  о хиппи панки из алкогольных  напитков предпочитают водку, охотно употребляют  наркотики. Интересно еще одно развлечение - «ходить по ништякам», т.е. доедать  остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как  «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это  «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются  анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч: в  начале и середине 90-х годов основными  местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай». 
 

ТЕМА. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ  И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 

      Американский  психоаналитик К  Хорни утверждает в свой книге «Невротическая личность нашего времени», что «нормальная» личность современного общества – это  невротик, который  отчаянно пытается  примирить в себе склонность к агрессивности  м тенденцию уступать, чрезмерные притязания и страх ничего не получить, стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности». Согласны ли Вы с такой точкой зрения? 

      Нет, я не согласна с такой точкой зрения. И хотя некоторые социологи (Т. Адорно, К. Хорни и другие)  основываясь на том, что современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик, я считаю, что это не так.  Нормальная личность современного общества – это индивид, с определенными ценностными ориентациями, социальными установками, мотивами поведения, интересами и т.д. с нормальной психической деятельностью. 

ТЕМА. СОЦИАЛЬНАЯСТРАТИФИКАЦИЯ 

      Некоторые исследователи отмечают корпоративный характер советской стратификационной  системы. Покажите основные формы реализации этого характера. 

      Стратификация советского общества

      В 1950 г. американский социолог А.Инкельс, анализируя социальную стратификацию советского общества, обнаружил в ней 4 большие группы - правящую элиту, интеллигенцию, рабочий класс и крестьянство. За исключением правящей элиты каждая группа, в свою очередь, распадалась на несколько слоев. Так, в группе интеллигенции были обнаружены 3 подгруппы: высшая прослойка, массовая интеллигенция (профессионалы, средние чиновники и менеджеры, младшие офицеры и техники), «белые воротнички» (рядовые служащие - бухгалтеры, кассиры, низшие менеджеры). Рабочий класс включал «аристократию» (наиболее квалифицированные рабочие), рядовых рабочих средней квалификации и отстающих, малоквалифицированных рабочих. Крестьянство состояло из 2 подгрупп - преуспевающих и средних колхозников. Кроме них А. Инкельс особо выделял так называемую остаточную группу, куда он зачислил заключенных, содержащихся в трудовых лагерях и исправительных колониях. Данная часть населения, подобно отверженным в кастовой системе Индии, находилась вне формальной классовой структуры.

      Различия  в доходах указанных групп  оказались большими, чем в США  и Западной Европе. Помимо высокой  зарплаты, элита советского общества получала дополнительные блага: личный шофер и служебная машина, комфортабельная  квартира и загородный дом, закрытые магазины и поликлиники, пансионаты, спецпайки. Существенно различались также стиль жизни, стиль одежды и манеры поведения. Правда, социальное неравенство в известной мере нивелировалось благодаря бесплатному образованию и здравоохранению, пенсионному и социальному страхованию, а также низким ценам на общественный транспорт и низкой квартплате.

      Обобщая 70-летний период развития советского общества, известный советский социолог Т. И. Заславская в 1991 г. выделила в его социальной системе 3 группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку. Основу высшего класса составляет номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, военной, государственной и хозяйственной бюрократии. Она является собственником национального богатства, большую часть которого расходует на себя, получая явный (зарплата) и неявный (бесплатные блага и услуги) доходы. Низший класс образуют наемные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция. У них нет собственности и политических прав. Характерные черты образа жизни: низкие доходы, ограниченная структура потребления, скученность в коммунальных квартирах, невысокий уровень медицинского обслуживания, плохое здоровье.

      Социальную  прослойку между высшим и низшим классами образуют социальные группы, обслуживающие номенклатуру: средние менеджеры, идеологические работники, партийные журналисты, пропагандисты, преподаватели обществоведения, медперсонал спецполиклиник, водители персональных автомашин и другие категории обслуги номенклатурной элиты, а также преуспевающие артисты, адвокаты, писатели, дипломаты, командиры армии, флота, КГБ и МВД. Хотя по видимости обслуживающая прослойка занимает место, обычно принадлежащее среднему классу, такое сходство обманчиво. Базой среднего класса на Западе выступает частная собственность, обеспечивающая политическую и социальную независимость. Однако обслуживающая прослойка во всем зависима, она не имеет ни частной собственности, ни права распоряжаться общественной.

      Таковы  основные зарубежные и отечественные  теории социальной стратификации советского общества. Нам пришлось обратиться к ним потому, что вопрос до сих пор остается дискуссионным. Возможно, в будущем появятся новые подходы, в чем-то или во многом уточняющие старые, ведь наше общество постоянно изменяется, и происходит это иногда так, что опровергаются все прогнозы ученых. 
 

ТЕМА. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И  ФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 

     В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном  обществе? 

     Сложность социальной системы и многообразие общественных потребностей определяет разнообразие видов социальных институтов.

     Г. Спенсер, стоявший у истоков социологической  науки, выделил шесть основных видов  социальных институтов.

  • Домашние Институты, по мнению Спенсера, характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные межиндивидуальными отношениями. Основными институтами этой группы являются семья, брак, воспитание.
  • Обрядовые Институты регулируют поведение людей через установленные в качестве принятых большинством населения обряды, обычаи и пр. К обрядовым институтам относятся свадьбы, народные празднества.
  • Главной функцией Политических Институтов является установление и регулирование политических и правовых отношений между людьми, их группами и классами. В числе политических институтов основными являются государство, армия, право и др.
  • Церковные институты обеспечивают объединение разрозненных людей в общество.
  • Профессиональные институты, важнейшими среди которых являются профсоюзы, объединяют людей, занятых одной профессиональной деятельностью, а также обеспечивают защиту их интересов.
  • Промышленные Институты, функцией которых является обеспечение функционирования производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства.

     Современные исследователи предлагают выделять несколько иные виды социальных институтов. В структуре современного общества наибольшее значение имеют семейно-брачные  институты, экономические, политические, религиозные, институты образования, культуры и науки.

     Всю совокупность существующих социальных институтов можно подразделить также  на Формальные, чья деятельность основана на строгих предписаниях, и Неформальные, функционирование которых не является жестко регламентированным.

     Различные сферы общественной жизни регулируются особыми социальными институтами.

     Мы  живем в высоко институционализированном обществе. Любая сфера человеческой деятельности, будь это экономика, искусство  или спорт, организована по определенным правилам, следование которым более  или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует  разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг; потребность  в распределении благ и привилегий; потребность в безопасности, защите жизни и благополучия; потребность  в социальном контроле за поведением членов общества; потребность в коммуникации и др.

     Общей тенденцией является сегментация институтов, т.е. умножение их числа и сложности, в основе которой лежат степень разделения труда в обществе, специализация деятельности, вызывающая, в свою очередь, дифференциацию институтов. Впрочем в современном обществе имеют место и так называемые тотальные институты – организации, охватывающие полный суточный цикл жизнедеятельности своих подопечных (армия, пенитенциарная система, клинические больницы и т.п.), что оказывает глубокое воздействие на их психику и поведение.

     В каждом обществе формируются по крайней  мере пять групп основных институтов:

     1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг;

     2) политические институты, регулирующие  осуществление власти и доступ  к ней;

     3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов;

     4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, социализации (воспитания социальных качеств) детей;

     5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

     Таким образом, социальные институты различаются  по типу потребностей решаемых ими  задач. Рассмотрим основные институты  современного общества:

     Экономические институты, то есть наиболее устойчивые, со строгой регламентацией социальных связей в сфере хозяйственной деятельности (производство, распределение благ и услуг, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда, трудовая деятельность, рынок, собственность и т. п.). Экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений), которые мы характеризуем как финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.

     Политические  институты, то есть социальные институты, связанные с завоеванием власти, ее осуществлением и распределением, обеспечением функционирования общества, как целостности: государство, армия, административные органы и средства, политические партии и движения, объединения и т.п. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя общность, группы, специализирующиеся на ее выполнении: политические нормы, регулирующие отношения внутри политических институтов и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами, материальные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. В процессе институализации стихийные и неустойчивые формы политической деятельности обретают определенность, а также способность к саморегулированию. Социологи Морис Дюверже, Ральф Дарендорф, Питер Блау, Чарльз Миллс и др. склонны сводить политическую систему к совокупности политических институтов, считая их отчужденным продуктом сознательной политической деятельности людей. Но политические институты возникают в процессе разделения политической деятельности людей, воплощаясь в различных политических организациях и учреждениях – государственных, партийных, социально-культурных и др. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности, несмотря на смену ее состава; усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением своих членов, поощряя желательное и пресекая отклоняющееся от норм поведение. Политические институты есть важный источник социальных и политических изменений, создают многообразие каналов политической активности, формируют альтернативы социального и политического развития.

Информация о работе Социология как наука об обществе