Автор: m**************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:45, доклад
Вспомните какое-либо событие из Вашей жизни, имевшее большее значение для Вас. Например, поступление в университет, начало работы, достижение какого-то выдающегося результата (в работе, научном исследовании, в художественном творчестве и т.п.) и т.д.
Восстановите в памяти это событие как можно более подробно: что непосредственно ему предшествовало, как Вы готовились к нему, как оно происходило, что вам наиболее запомнилось и т.д.
Опишите и объясните свое состояние и происходившие события на уровне здравого смысла (как если бы Вы рассказывали о нем своим знакомым).
Опишите и объясните это событие социологически (как если бы Вам пришлось его исследовать).
Сравните эти два описания и объяснения. В чем между ними сходство и различие?
Институты культуры и социализации – наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации личности, овладения ими культурных ценностей общества (семья, образование, наука, художественные учреждения и т.п.). В современных развитых обществах доминирующими выступают институты науки и массового высшего образования, которые обеспечивают интернализацию ценностей компетентности, независимости личной ответственности и рациональности и т. п. Важным институтом социализации является институт родства. Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования и др.
Институт образования. Одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности есть овладение определенными знаниями, накопленными поколениями. Известно, что чем выше образованность членов общества, тем выше развитость общества. Но как социальный институт образование сложилось не сразу. Родители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Зачастую и дети подглядывали: кто за ткачом, кто за кузнецом и т.п. Но ведь это спорадические случайные социальные связи передачи знаний. И отличается образование как социальный институт от случайных поверхностных контактов бессистемных связей передачи знаний тем, что, во-первых, устанавливается постоянное и глубокое взаимодействие между участниками такой связи; во-вторых, четко определяются функции прав и обязанностей, обеспечивающие высокую степень срабатываемости взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученики), в-третьих, регламентация и контроль за взаимодействием учителя и учеников, наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; в-четвертых, концентрация усилий учителей и учащихся на профессионализации и т.д.
Современное
общество характеризуется разрастанием
и усложнением системы
В
современном обществе существуют десятки
социальных институтов: государственных,
правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Важно помнить, что институциональная
структура общества является сложным
и разветвленным образованием. Так,
внутри фундаментальных институтов
существуют весьма отчетливые деления
на более мелкие, неосновные институты.
Например, в структуру религиозных
институтов (на примере христианства)
включены неосновные институты целибата
(безбрачия священников в
ТЕМА.
СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Анализирую динамику самоубийств, Э.Дюркгейм выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.
Укажите,
какими причинами
обусловлен каждый из
указанных типов.
Приведите известные
Вам самоубийства,
характеризующие
перечисленные типы
Эгоистическое самоубийство. Его вызывает отделение, отчуждение индивида от общества, социальных групп, утрата социумом возможности регулировать поведение человека, воздействовать, влиять на него. «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабляется его связь с обществом». Разрыв социальных связей, отсутствие поддержки со стороны коллектива, состояние разобщенности, ослабление уз, привязывающих человека к обществу, утрата социальной группой контроля за индивидом и его поведением - таковы причины эгоистического самоубийства. В этом контексте Э. Дюркгейм анализирует эгоизм, показывает, что он и связанный с ним крайний индивидуализм изолируют человека от общества. Однако истинными причинами самоубийства являются не они, а именно «больное общество», «коллективное бесчувствие», «социальная тоска», - это и порождает индивидуализм. По мнению Э. Дюркгейма, такой вид самоубийств распространён среди интеллигенции. Примерами такого типа самоубийств могут быть самоубийства известных поэтов С.Есенина и В. Маяковского.
Альтруистическое самоубийство. Характеризуя этот тип самоубийств, Дюркгейм пишет: «Если, как мы только что видели, крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить к тем же результатам. Когда человек отделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собою; то же самое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает его индивидуальность». Этот тип самоубийства социолог анализирует главным образом на примерах «низших» обществ. Он говорит о датских воинах, которые считали для себя позором умереть в своей постели или покончить свои дни от болезни и в глубокой старости и потому шли на самоубийство, о вестготских стариках, бросавшихся вниз со «скалы предков», об индийских вдовах, кончавших жизнь самоубийством после смерти мужей и т.п. Конкретно речь идет о самоубийствах людей больных, старых, жен после смерти мужей, рабов и слуг после смерти хозяина и некоторых других. «Во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был так сделать. Если он уклоняется от исполнения этого долга, то его ожидает бесчестие и чаще всего религиозная кара». Примерами такого типа самоубийств могут быть самоубийства Йозефа Геббельса, Генриха Гиммлера.
Аномическое самоубийство. Оно характерно для эпох быстрых и бурных общественных перемен, например, периодов экономических кризисов, когда рушатся и теряют свое значение прежние нормы, ценности, идеалы. Состояние общества характеризуется аномией, то есть безнормием, отсутствием общезначимой ценностно-нормативной системы. Аномия порождает моральную неустойчивость индивидов, она сопровождается неспособностью людей адаптироваться к быстрым социальным изменениям, неустойчивостью социального положения индивидов, общественной и духовной дезорганизацией общества. Аномическое самоубийство рассматривается Э. Дюркгеймом как бы с двух сторон. На общественном уровне оно порождено социальной дезорганизацией. «В момент общественной дезорганизации - будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека». На индивидуальном - определенными свойствами торгового и промышленного мира, его представителей, которых социолог считает наиболее подверженными этому типу самоубийства. Стремление к наживе, необузданные стремления, неограниченные желания, быстрые взлеты и падения, не встречающие регламентирующего воздействия со стороны общества нарушают моральное и психическое равновесие человека, которое часто и заканчивается самоубийством. «В конце концов даже одно ощущение усталости способно породить безнадежное разочарование, ибо трудно не почувствовать всей бессмысленности погони за недостижимым». Примерами такого типа самоубийств могут быть самоубийство Мерилин Монро.
Выделив
три типа самоубийств,
Э. Дюркгейм, указывал,
что во многих конкретных
случаях происходит
сочетание аномии и
эгоизма, эгоизма и альтруизма
и т.п.
ТЕМА.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ
Какие
стили и формы
социального контроля
имеют место в
современной России?
Объясните почему.
Приведите примеры
Девиантному поведению в обществе противостоит социальный контроль – средство, имеющееся у общества, при помощи которого заставляют людей вести себя соответственно с общепринятыми нормами и правилами поведения.
Социальный контроль – усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.
Социальный
контроль можно определить и как
механизм саморегуляции в социальных
системах, который осуществляется благодаря
нормативному (правовому, моральному и
т.д.) регулированию поведения
Социальный
контроль выполняет и соответствующие
функции: с его помощью создаются
необходимые условия для
К социальному контролю относятся:
1. Интериоризация (усвоение) групповых норм поведения. Человек усваивает ожидание и развивает способность это поведение осуществлять (это самоконтроль – представления человека о том, «что можно» и о том, «что нельзя»).
2. Социальная реакция в виде внешнего давления, осуществляемая другими людьми, когда они распознают девиантное поведение.
Термин
«социальный контроль»
Существуют формальные и неформальные методы социального контроля.
Неформальный контроль предполагает неофициальность и осуществляется в небольших группах людей (агентами социального контроля здесь выступает семья, друзья, учителя, религиозная община, близкие люди). Он основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи, либо средства массовой информации.
Американский социолог Кросби выделил четыре типа неформального контроля:
1. Социальное вознаграждение: улыбки, кивки, повышение в должности – поощрение следования нормам.
2.
Наказание: недовольный взгляд, критические
замечания, физическая угроза
– направлено против
3.
Убеждение – предотвращение
4. Переоценка норм: поведение, которое считалось девиантным оценивается как нормальное (ненормальным считалось раньше, что женщина может быть водителем грузового автомобиля).
В
компактных первичных группах для
обуздания реальных и потенциальных
девиантов постоянно действуют
чрезвычайно эффективные и
Формальный контроль осуществляется социальными институтами и носит карательные формы.
Его осуществляют специальные люди – агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и других специальных должностных лиц.
Если
в традиционном обществе социальный
контроль держался на неписаных правилах,
то в современном обществе его
основой выступают писаные
Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа осуществляет контроль с помощью экзаменов, правительство с помощью системы налогообложения и социальной помощи населению, государство с помощью милиции, прокуратуры, секреткой службы, тюрем, психиатрическитх клиник, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.
Социальный контроль ставит вопрос ответственности девианта.
У социального контроля могут быть различные цели:
- наказать девианта;
-
заставить компенсировать