Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
Работники играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются создателями организаций, с другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом организаций для реализации собственных целей.
Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников организации для достижения определенной цели.
Итак, после проведенного анализа видно, что в коллективе фермы «Богушовка» уровень групповой сплоченности выше среднего – 12 баллов, а вот, что касается фермы «Польница», то результат их немного ниже – 9 баллов – средний уровень сплоченности.
Следовательно, можно сделать вывод, что руководитель фермы «Богушовка» уделяет больше внимания своим подчиненным и предпринимает больше действий для сплочения коллектива.
Сплочение коллектива является непрерывным процессом, заключающимся в возрастании степени единства поведения его членов, процессом, основанным на принятии каждым членом коллектива его целей, ценностей и норм поведения, на развитии чувства принадлежности к своему коллективу. Сплочение коллектива во многом зависит от состава кадров, от их уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки, от культурного и духовного развития включающихся в коллектив членов. Поэтому очень большое значение имеет подбор кадров.
Значительный урон стабильности коллектива наносит текучесть кадров, так как она нарушает сложившиеся внутри коллективов связи, ведет к дезорганизации производства и потерям рабочего времени.
Текучесть кадров вызывается целым комплексом причин технического, социально-экономического и психологического характера, поэтому руководители предприятий (объединений) для ее снижения обязаны проводить мероприятия по совершенствованию производства и организации труда, повышению культуры производства. Важным в этом деле является ликвидация сверхурочных работ, изменение режимов труда и т. д.
Огромное значение для снижения текучести кадров, сплочения коллектива, развития чувства хозяина у его членов имеет работа руководителя по повышению культуры производства, охране труда и санитарии, технической эстетике, организации нормальных бытовых условий и отдыха трудящихся.
4.2 Мотивационная деятельность
(материальное и моральное стимулирование)
Численность работников на предприятии за последние 5 лет снижается (см. диаграмму), что в первую очередь объясняется неудовлетворенностью работников уровнем заработной платы. Данный фактор тоже не очень хорошо влияет на социально-психологический климат в коллективе, поэтому необходимо совершенствовать мотивационную деятельность на предприятии. Вот некоторые направления для развития материального стимулирования:
1. Производить доплаты работникам:
– за работу в праздничные и выходные дни;
– за профессиональное мастерство;
– за работу в ночное время.
Цель доплаты – закрепление на предприятии постоянных работников, чей профессиональный и квалификационный уровень соответствует требованиям предприятия.
Стимулом для эффективной работы служат также вознаграждения по итогам работы за год. В полном размере они выплачиваются, если работник полностью проработал календарный год. Размер вознаграждения устанавливается в процентах в зависимости от непрерывного стажа работы. Можно ввести на предприятии следующую шкалу вознаграждений:
– 1 год – 10%;
– 2 года – 15%;
– 3 года – 20%;
– 4 года – 25%;
– 5 лет и более – 30%.
2. Возможно применить систему перераспределения рабочего времени по средством внедрения гибких графиков работы. Правом работать в свободном режиме необходимо наделять передовых работников, сознательных и организованных. Или предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе; более ранний выход на пенсию и др. Это будет дополнительной мотивацией.
Помимо материального поощрения можно применять систему не материального стимулирования для удовлетворения физических потребностей, таких как:
– оплата транспортных расходов,
– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий,
– организация совместных поездок,
– проведение праздников,
– предоставление бесплатных путевок в санатории.
Применение таких форм коллективной мотивации может оказаться не только полезным, но и выгодным. Существующая ныне система налогообложения такова, что выплачивать сотрудникам высокие оклады и при этом не нарушать закон не в состоянии из-за немыслимо высоких налоговых издержек. В то же время, оплата таких расходов предприятием не влечёт за собой столь высоких издержек. Таким образом, система оплаты части расходов работников предприятием выгодна и тем и другим.
Необходимо понять, что в сегодняшних условиях предоставление значительного социального пакета может быть гораздо более привлекательным способом компенсации работникам, чем простое повышение зарплаты.
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрений является то, что денежная мотивация по своей природе является ненасыщаемой, и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.
В структуре морального стимулирования выделяют морально-социальное и морально-психологическое стимулирование.
Меры морально-социального характера – способы стимулирования, основанные на признание заслуг субъекта стимулирования перед общественностью. Среди них можно выделить:
объявление благодарности,
награждение Почетной грамотой,
присвоение различных почетных званий,
размещение на Доске почета.
Меры морально-психологического стимулирования – способы стимулирования, основанные на удовлетворении потребностей субъекта стимулирования во внутреннем психологическом комфорте на всех стадиях трудовой деятельности. Выделяют:
наличие устойчивой корпоративной политики,
адаптационные механизмы в организации,
проявление доверия со стороны нанимателя.
4.3 Стиль и методы управления
Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Требованиям успешного руководства в наибольшей степени отвечает демократический стиль управления, при котором складывается благоприятный социально-психологический климат в коллективе, царит обстановка доброжелательности и сотрудничества, инициативы и творчества.
Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности. Для того чтобы придерживаться демократического стиля руководителю необходимо:
o разделять власть (частично делегировать свои полномочия);
o доводить цели и перспективы развития коллектива до каждого работника;
o частично разделять ответственность с подчиненными;
o советоваться со своими подчиненными;
o поощрять самостоятельность подчиненных, доверять им, стимулировать проявление разных точек зрения;
o отмечать успехи, ненавязчиво контролировать;
o прислушиваться к критике и делать надлежащие выводы;
o правильно оценивать и поддерживать нововведения;
o правильное сочетание методов управления.
О последнем хотелось бы поподробнее, а именно о социально-психологических методах управления.
Социально-психологические методы управления – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи в трудовых коллективах, они основаны на использовании моральных стимулов к труду, в целях превращения административных задач в осознанный долг и внутренние потребности человека.
Главной целью социально-психологических методов управления является формирование в коллективе положительного социально-психологического климата.
Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников может помочь руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости.
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволяет руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия используются:
• планирование социального развития трудовых коллективов;
• убеждение как метод воспитания и формирования личности;
• экономическое соревнование;
• критику и самокритику;
• постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении;
• различного рода ритуалы и обряды.
Подводя итог, можно заметить, что социально-психологические методы просто необходимо использовать при управлении предприятием, для которого крайне важны взаимоотношения между работниками внутри коллектива. Ведь, имея плохие отношения с коллегами или недовольство руководством, работники будут непроизвольно переносить свои эмоции на клиентов, а это совершенно недопустимо.
4.4 Пути профилактики конфликтов
Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации.
Для определения такого показателя, как «конфликт» в СПК «Гожа» была проведена экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Приложение Б) [12, с.200-201]. На основании анкетирования выявлялся стиль решения конфликтов - жесткий, примиренческий, компромиссный, мягкий, уходящий.
Преобладающим поведенческим стилем в конфликтных ситуациях стал ответ с результатом «Б» - примиренческий стиль, ориентированный на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
На втором месте стал ответ с результатом «Д» - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Исходя из данного опроса можно сделать вывод о том, что работники СПК «Гожа» стараются мирным путем решать любые конфликтные ситуации, которые иногда происходят в коллективе.
Для того, чтобы конфликты не возникали или хотя бы возникали как можно реже, рассмотрим основные пути профилактики конфликтов:
1) совершенствование организации производства (постановка на производство более эффективных видов продукции; замена оборудования и технологии на более прогрессивные; обеспечение равнонапряженности выдаваемых заданий с учетом индивидуальных особенностей и подготовки исполнителей и т. д.);
2) совершенствование организации труда (внедрение научной организации труда на рабочих местах: оптимальной их планировки, передовых приемов и методов труда, технически обоснованных норм, повышение квалификации рабочих, устранение неблагоприятных условий труда и отдыха и укрепление трудовой дисциплины);
3) совершенствование управления предприятием (его организационной структуры; системы контроля исполнения; подбор и продвижение кадров по службе, обеспечение совместимости их по направленности, характеру, опыту и способностям; совершенствование систем оплаты труда в соответствие с личным вкладом работников в достижении целей; обучение руководителей умению работать с людьми и внедрение демократического стиля управления; организация совместного досуга персонала предприятия и т. д.).
Важно учитывать факторы, препятствующие возникновению конфликтов:
правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только профессиональных, но и психологических качеств;
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе