Социально- психологические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть социальные характеристики организации.
2. Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
3. Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
4. Дать полную характеристику исследуемого предприятия.
5. Исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

Содержание

Введение
1.Социальные характеристики организации
1.1Понятие «социальная организация»
1.2 Организация как управляемая система.
2.Методы психологического воздействия в системах управления.
2.1Социально-психологические методы управления.
2.2Социальные методы
3. Практика применения социально- психологических методов управления в организациях
3.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ООО «Kosmo»…………………………………………………………………………..24
3.2. Оценка применения организационно – распорядительных методов на ООО «Kosmo»………………………………………………………………........31
3.3. Предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной документации и повышению ее управленческого воздействия…………………...………………………………………………….35
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Менеджмент.docx

— 59.96 Кб (Скачать)

Проблемы первого  направления рассматриваются в  маркетинге. Наша задача - рассмотреть  роль социально-психологических методов  управления в решении проблемы удовлетворенности  персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с  теорией Портера-Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом.

Цель социально-психологических  методов управления - познание и  использование законов психической  деятельности людей для оптимизации  психологических явлений и процессов  в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность  социальных и психологических методов  управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между  группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и  межличностными отношениями в группе.

Цель социологических  методов - управление формированием  и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения  единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических  методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

Социальные методы управления - это способы воздействия  на социальные интересы персонала организаций  в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала.

Их результатом  являются выявленные конкретные потребности  работников в определенных социальных благах (жилье, здоровье и др.). Социальное планирование - это метод планового  решения социальных проблем коллективов  по улучшению условий труда, производственного  быта, духовного и физического  развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых  условий, квалификации работников структуры  персонала. Социальное регулирование  представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление  способствует единению персонала, сближению  его интересов и интересов  руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и  руководители, и рядовые работники  глубоко заинтересованы в экономической  результативности деятельности фирмы.

Психологические методы управления - это способы  регулирования взаимоотношений  между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших  факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны  и разнообразны, их эффективность  во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать  здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием  условий, при которых личность работника  максимально раскрывает и в своей  деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага  всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.

Социально-психологические  методы управления - способы воздействия  на объект управления, основанные на использовании  социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в  коллективе. Включают следующую совокупность способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических  характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, что создает  благоприятные условия для их совместной деятельности: введение системы  социального регулирования. Последняя включает использование договоров обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; социальное стимулирование - создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, рубежей развития.

Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта

управления на объект управления — трудовые коллективы и отдельных работников, которые  опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых  отношений, общественного мнения), психологических  особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические  методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов  благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач.

Так же социально-психологические  методы управления направлены на обеспечение  социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной  и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы  обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание  значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др.

 Социально-психологические  методы управления основаны на  использовании в процессе управления  персоналом социальных и   психологических  интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических методов постоянно  возрастает. Это обусловлено тремя  моментами:

- повышением  образовательного и культурного  уровня работников, что вызывает  с их стороны ожидание в  применении методов управления  их деятельностью, основанных  на учете их интересов, интересов  коллективов, в которых они  работают, методов, которые не  подавляют их как личность, вызывают  рост их творческой активности;

- развитием демократических  начал в управлении;

- значительная  часть коллективов является не  только наемными работниками,  но и акционерами предприятия,  что вызывает необходимость некоторого  насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия.

Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально-психологические факторы, которые сложились в коллективе.

Использование социально-психологических методов  предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических методов воздействия со стороны руководителей.

Целенаправленное  формирование атмосферы общественных мнений, их ориентация, образуют необходимые  условия для проявления социальной активности общества и личности. Методы формирования и использования общественного  и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно  значимых морально-этических категориях и ценностях, образуют в совокупности социально-психологические, или воспитательные, методы управления (СПМУ).

Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных  групп людей, социально-психологические  методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классификация. Один из возможных способов заключается  в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

Рассмотрим эту  классификацию методов подробнее.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми  процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем  характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских  свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность  информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной  власти. На следующем уровне действуют  методы управления коллективами и группами, включающие:

а) оценку индивидуальных качеств работников;

б) выработку  ориентиров, создающих условия для  максимального проявления профессиональных качеств работников.

На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего объективного мира), формируется  и проявляется личность каждого  работника. Организующая сила коллективного  общения формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает  его как целостную личность. Тем  самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается  с социальной устремленностью, социально  значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически  однозначно характеризует уровень  развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический  климат в коллективе.

Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений  между членами коллектива или  отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей  коллектив как единое целое, подчиненное  одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).

Чаще всего  руководителю приходится решать задачи формирования трудового коллектива, определения путей и направлений  его социального развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки  и закрепления кадров, определении  перспектив удовлетворения потребностей в творческом труде, при самоусовершенствовании личности (профессиональная учеба,самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать комплекс социально-демографических и профессионально-квалификационных качеств работников, в котором нет, и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформального), от интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов.

Информация о работе Социально- психологические методы управления