Социально- психологические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть социальные характеристики организации.
2. Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
3. Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
4. Дать полную характеристику исследуемого предприятия.
5. Исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

Содержание

Введение
1.Социальные характеристики организации
1.1Понятие «социальная организация»
1.2 Организация как управляемая система.
2.Методы психологического воздействия в системах управления.
2.1Социально-психологические методы управления.
2.2Социальные методы
3. Практика применения социально- психологических методов управления в организациях
3.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ООО «Kosmo»…………………………………………………………………………..24
3.2. Оценка применения организационно – распорядительных методов на ООО «Kosmo»………………………………………………………………........31
3.3. Предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной документации и повышению ее управленческого воздействия…………………...………………………………………………….35
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Менеджмент.docx

— 59.96 Кб (Скачать)

Организация как  воздействие — это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному  объекту это может быть, например, организация системы водоснабжения. В принципе в этом смысле понятие  «организация» применимо и к  предприятию, если речь идет, скажем, о  разработках схемы организационной  структуры, или организационном  проектировании.

Несколько утрируя  сказанное выше, можно вполне корректно  ответить на вопрос: «Где Вы работаете  и чем занимаетесь?» — «Я работаю  в организации и занимаюсь  организацией». Это справедливо  в том случае, если Вы работаете  менеджером, и в Ваши обязанности  входит, например, организация процесса переподготовки кадров. Или: «Я работаю  в организации и занимаюсь  решением организационно-технических  задач», — если Вы разработчик какой-либо сложной технической системы.

В курсе «Теория  организации» используются все три  смысла термина «организация», поскольку  речь идет и .об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур.

Понятию «социальная  организация» отвечает первый вариант  использования термина «организация»  в приведенной выше классификации (рис. 2.1).

Итак, социальная организация — это объединение  людей, направленное на достижение определенных целей.

Понятие социальной организации неразрывно связано  с понятием коллектива. Состав коллектива и направления его деятельности, определяемые стремлением к достижению единой цели, регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми  и этическим нормами, принятыми  в данной организации и обществе в целом. Указанные нормы в  большинстве своем не зависят  от конкретного персонального состава  коллектива и поэтому являются обезличенными.

В то же время  деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его  стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая  активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность  деятельности организации.

В связи с  этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление  социально-психологического управления.

Понятия организационной  системы и коллектива взаимосвязаны, но далеко не тождественны. Коллектив  — это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Организация  не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как  свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее организация продолжит свое существование.

Связь организации  с коллективом может быть охарактеризована зависимостью:

Организация = коллектив  и МТБ и Ф и П и ИС.

Понятие организации, кроме коллектива, включает в себя также материально-техническую базу (МТБ), финансы (Ф), производство (П), информационную систему обеспечения деятельности организации (ИС) и т.д. (и — символ объединения понятий).

При таком подходе  полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия  человека, нельзя признать организацией. Примером такого предприятия могут  быть получившие распространение в  Японии полностью автоматизированные магазины, работающие без продавцов  и кассиров. Частное предприятие, на котором трудится только один человек, тоже нельзя считать организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации-коллектива. 

1.2 Организация  как управляемая система.

Социальная организация  — это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.

Применительно к социальной организации система  — это искусственно созданный  набор взаимодействующих между  собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели.

К социальной организации  полностью применим системный­

подход, представляющий собой методологию познания

составных частей через целое и целого через  составные части.

Целое и части  в организации выступают в  диалектическом

единстве и взаимосвязи.  

Организации свойственны  все признаки системы:

множество элементов; 

единство главной  цели для всех элементов; 

относительная самостоятельность элементов;

  наличие  связей между элементами;    ;

целостность и  единство элементов структуры;  

четко выраженное управление.

Организации создаются  людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл  их существования. Таким образом, с  одной стороны, организация является элементом общественной системы.

Вместе с тем, в рамках организации объединены интересы большого количества людей, сосредоточены  материальные ресурсы, здания и оборудование. В процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные связи внутри организации и связи  организации с внешней средой, складывается свой социально-психологический  климат, также определяющий отношения  между людьми. Внутри организации  существуют подразделения, решающие самостоятельные  задачи. Между подразделениями устанавливается  функциональное и информационное взаимодействие. Следовательно, с другой стороны, организация сама представляет собой сложную систему.

Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние  системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой  с подцелями, с возможностями, иметь  конкретные сроки исполнения и допускать  возможность корректировки при  изменении внешних и внутренних условий.

Цель организации  зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного  и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого  человека в отдельности, организации  и общества.

Организация будет  жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются  с целями, стоящими перед обществом  в целом. Поэтому организация  является целенаправленной системой.

Успешное достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное  действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного  обеспечения, использование современных  технологий управления. Чтобы достичь  цели с минимальными временными и  материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого  в любой организации выделяется:

управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),

управляемая часть (исполнительные звенья).

Таким образом, организации относятся к управляемым  системам.

Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих  ее как управляемую систему:

принцип обоснованности: организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование;

принцип целенаправленности: организации свойственно стремление к достижению поставленной цели, обеспечивающей со временем новое состояние организационной  системы;

•  принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей,  каждая   из  которых отражает  определенную грань ее сущности. Организация — явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и   информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам.

В процессе своей  жизнедеятельности любая организация  взаимодействует со многими другими  организациями, осуществляет информационный обмен, обмен материальными и  людскими ресурсами с различными объектами, не входящими в ее состав. Как самостоятельная единица  общественной системы организация  имеет определенный набор связей с внеш­ней средой.

К внешней среде  относятся все люди и организации, с которыми   рассматриваемая  организация осуществляет взаимодействие в процессе своей деятельности. Сюда следует также отнести факторы  общественной жизни и явления  природы, оказывающие влияние на функционирование организации. 

В число объектов и субъектов внешней среды  организации входят банки, инвестиционные компании, налоговые службы, правоохранительные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, общественные и  политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, потребители  и клиенты и т.д.

Разумеется, приведенный  здесь перечень объектов и субъектов  внешней среды деловой организации  нельзя считать исчерпывающим. Для  одних организаций он является далеко не полным, а для других может  быть даже избыточным. В каждом отдельном  случае требуется уточнение и  конкретизация объектов и субъектов  внешней среды организации. Независимо от их количества любая организация, ориентированная на коммерческую деятельность, активно взаимодействует с внешней  средой, поэтому представляет собой  открытую систему.

Существенное  влияние на деятельность организаций  оказывают факторы и явления  внешней среды, к которым относятся:

политические  факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;

международные факторы, определяющие поведение организаций  на мировом рынке;

социально-экономические  факторы, характеризующие структуру  экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;

правовые факторы, отражающие законодательную систему  взаимодействия организаций;

научно-технические  факторы, влияющие на использование  новых технологий в управлении и  производстве товаров;

природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные  виды товаров и услуг;

культурные факторы;  

• форс-мажорные обстоятельства. 

Организация  как элемент общественной системы  имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или  в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому  вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.

Внутренняя среда  — это все то, что находится  «внутри» организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж  организации.

Ни одна организация, как элемент более сложной  организационной системы не может  обойтись без государственного вмешательства  в ее деятельность. Поэтому наиболее важными объектами внешней среды  деловой организации являются государственные  органы. 

2.Методы психологического  воздействия в системах управления.

2.1Социально-психологические  методы управления.

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули  на первый план в качестве ключевого  фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих  в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня  потребитель рассматривается в  двух аспектах:

внешний потребитель, для которого производятся продукция  и услуги. Его удовлетворенность  связана с теми выгодами, которые  он получает в процессе приобретения и потребления продукции;

внутренний потребитель - это персонал организации, который  также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает  процесс и результат труда. В  соответствии с тем, как организован  его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности  персонала (внутреннего потребителя).

Информация о работе Социально- психологические методы управления