Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть социальные характеристики организации.
2. Определить понятие социально-психологических методов управления персоналом.
3. Выявить особенности использования социально-психологических методов на предприятии.
4. Дать полную характеристику исследуемого предприятия.
5. Исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.
Введение
1.Социальные характеристики организации
1.1Понятие «социальная организация»
1.2 Организация как управляемая система.
2.Методы психологического воздействия в системах управления.
2.1Социально-психологические методы управления.
2.2Социальные методы
3. Практика применения социально- психологических методов управления в организациях
3.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ООО «Kosmo»…………………………………………………………………………..24
3.2. Оценка применения организационно – распорядительных методов на ООО «Kosmo»………………………………………………………………........31
3.3. Предложения и обоснования по совершенствованию организационно – распорядительной документации и повышению ее управленческого воздействия…………………...………………………………………………….35
Заключение
Список используемой литературы
Организация как
воздействие — это упорядочение
или налаживание действия какого-либо
объекта. Применительно к материальному
объекту это может быть, например,
организация системы
Несколько утрируя сказанное выше, можно вполне корректно ответить на вопрос: «Где Вы работаете и чем занимаетесь?» — «Я работаю в организации и занимаюсь организацией». Это справедливо в том случае, если Вы работаете менеджером, и в Ваши обязанности входит, например, организация процесса переподготовки кадров. Или: «Я работаю в организации и занимаюсь решением организационно-технических задач», — если Вы разработчик какой-либо сложной технической системы.
В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и .об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур.
Понятию «социальная
организация» отвечает первый вариант
использования термина «
Итак, социальная организация — это объединение людей, направленное на достижение определенных целей.
Понятие социальной
организации неразрывно связано
с понятием коллектива. Состав коллектива
и направления его
В то же время деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации.
В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления.
Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но далеко не тождественны. Коллектив — это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее организация продолжит свое существование.
Связь организации с коллективом может быть охарактеризована зависимостью:
Организация = коллектив и МТБ и Ф и П и ИС.
Понятие организации,
кроме коллектива, включает в себя
также материально-техническую
При таком подходе
полностью автоматизированное предприятие,
функционирующее без участия
человека, нельзя признать организацией.
Примером такого предприятия могут
быть получившие распространение в
Японии полностью автоматизированные
магазины, работающие без продавцов
и кассиров. Частное предприятие,
на котором трудится только один человек,
тоже нельзя считать организацией,
поскольку оно лишено основной составляющей
организации-коллектива.
1.2 Организация как управляемая система.
Социальная организация — это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.
Применительно к социальной организации система — это искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели.
К социальной организации полностью применим системный
подход, представляющий собой методологию познания
составных частей через целое и целого через составные части.
Целое и части в организации выступают в диалектическом
единстве и взаимосвязи.
Организации свойственны все признаки системы:
множество элементов;
единство главной цели для всех элементов;
относительная самостоятельность элементов;
наличие связей между элементами; ;
целостность и единство элементов структуры;
четко выраженное управление.
Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.
Вместе с тем,
в рамках организации объединены
интересы большого количества людей, сосредоточены
материальные ресурсы, здания и оборудование.
В процессе ее работы создается определенная
информационная среда, определяющая коммуникационные
связи внутри организации и связи
организации с внешней средой,
складывается свой социально-психологический
климат, также определяющий отношения
между людьми. Внутри организации
существуют подразделения, решающие самостоятельные
задачи. Между подразделениями
Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий.
Цель организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества.
Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой.
Успешное достижение
поставленной цели или реализация подцелей
предусматривают согласованное
действие всех членов организации, обоснованное
распределение материальных и финансовых
ресурсов, создание системы информационного
обеспечения, использование современных
технологий управления. Чтобы достичь
цели с минимальными временными и
материальными затратами, необходимо
скоординировать деятельность всех
звеньев организации. Для этого
в любой организации
управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),
управляемая часть (исполнительные звенья).
Таким образом,
организации относятся к
Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему:
принцип обоснованности:
организация подчиняется
принцип целенаправленности:
организации свойственно
• принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности. Организация — явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и информационных базах и т.п. Поэтому организации относятся к динамическим развивающимся системам.
В процессе своей
жизнедеятельности любая
К внешней среде
относятся все люди и организации,
с которыми рассматриваемая
организация осуществляет взаимодействие
в процессе своей деятельности. Сюда
следует также отнести факторы
общественной жизни и явления
природы, оказывающие влияние на
функционирование организации.
В число объектов и субъектов внешней среды организации входят банки, инвестиционные компании, налоговые службы, правоохранительные органы, учреждения власти, службы занятости, учебные заведения, общественные и политические организации, поставщики, партнеры, конкуренты, потребители и клиенты и т.д.
Разумеется, приведенный
здесь перечень объектов и субъектов
внешней среды деловой
Существенное влияние на деятельность организаций оказывают факторы и явления внешней среды, к которым относятся:
политические факторы, предопределяющие стабильность политической обстановки в стране;
международные факторы, определяющие поведение организаций на мировом рынке;
социально-экономические факторы, характеризующие структуру экономики страны и уровень развития отдельных секторов рынка;
правовые факторы, отражающие законодательную систему взаимодействия организаций;
научно-технические факторы, влияющие на использование новых технологий в управлении и производстве товаров;
природные факторы, вызывающие колебания спроса на различные виды товаров и услуг;
культурные факторы;
• форс-мажорные обстоятельства.
Организация как элемент общественной системы имеет собственный коллектив, внутреннюю структуру и взаимосвязи или в полном смысле слова свою внутреннюю жизнь и свои интересы. Поэтому вполне справедливо поставить вопрос о внутренней среде организации.
Внутренняя среда
— это все то, что находится
«внутри» организации. К внутренней
среде относятся ресурсы, оборудование,
используемые технологии, кадры, информация,
социально-психологический
Ни одна организация,
как элемент более сложной
организационной системы не может
обойтись без государственного вмешательства
в ее деятельность. Поэтому наиболее
важными объектами внешней
2.Методы психологического
воздействия в системах
2.1Социально-психологические методы управления.
Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах:
внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции;
внутренний потребитель
- это персонал организации, который
также ищет выгоды от потребления "продукции",
но в качестве продукции выступает
процесс и результат труда. В
соответствии с тем, как организован
его труд и каков уровень достижения
цели, зависит степень
Информация о работе Социально- психологические методы управления