Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Введение……………………………………………………….………..……..3
1.1. Понятие рынка труда………………………………...……………………5
1. Рынок труда и его основные элементы……………………………………7
1.2 Сущность рынка труда, его типология и структура……………………..9
2. Современное состояние российского рынка труда………….………..…12
2.1. Занятость и безработица в России…………………………………......13
3. Социальная политика РФ на рынке труда ……...……………………..…20
3.1. Социальные программы РФ на рынке труда………….…………….….21
3.1 Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства……………………………………………………………………….…22
3.2. Государственные гарантии социальной поддержки безработных…....25
4. Социальные выплаты………………………………………………….….26
5. Развитие структуры и государственных учреждений службы занятости населения …………………………………………………………………………..……27 Заключение………………………………………………………………….….…..21
Список литературы.……………………..……………………………………..…23
Образовательные учреждения, центры совместно с Работодателями:
осуществляют систему мер по пропаганде рабочих профессий и специальностей, необходимых отраслям экономики;
способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;
внедряют в практику работы принципы профотбора и профподбора;
проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию будущих квалифицированных рабочих и специалистов;
обеспечивают обучающихся необходимой информацией о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных областях;
осуществляют разработку профессиографических материалов по профилям образовательных учреждений профессионального образования;
разрабатывают и реализуют профориентационные проекты, направленные на привлечение молодежи, на обучение и пропаганду рабочих профессий;
проводят работу по профессиональной ориентации учащихся и выпускников ОУ НПО и СПО, вступающих в трудовую деятельность, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе их производственной практики и трудового процесса на предприятиях;
осуществляют взаимодействие со средствами массовой информации в части, касающейся профориентационной работы.
СПб ГУ ЦЗН:
осуществляют профессиональное информирование учащихся старших классов и выпускников школ, учителей и родителей о ситуации на рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в образовательных учреждениях, в том числе по направлениям СПб ГУ ЦЗН;
проводят групповое и индивидуальное профессиональное консультирование молодежи;
проводят профессиональный подбор наиболее подходящих профессий с учетом индивидуальных особенностей обратившихся к профконсультантам и профессиональный отбор перед направлением безработной молодежи на обучение определенной профессии;
совместно с органами управления, общественными молодежными объединениями и организациями участвуют в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи.
В рамках Программы предполагается:
отработка конкретных механизмов реализации системного и проектного принципов профориентации и психологической поддержки молодежи;
издание информационных материалов об услугах, оказываемых службой занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения молодежи;
создание на базе ресурсного центра единой базы (реестра) информации о ведущих предприятиях города с возможностью проведения виртуальных экскурсий (полная электронная версия данных о каждом предприятии, его рабочем потенциале, производственной базе, выпускаемой продукции, потребности в рабочих кадрах и вакансиях)
Приложение к Программе
Основные мероприятия
по профессиональной ориентации и обеспечению адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные исполнители | Примечание |
Направление: Профориентация и образование – школьный этап | |||
Формирование службы профориентационной работы в образовательных упреждениях, Центрах | Постоянно | Руководители ОУ Центры |
|
Внесение изменений в программу учебного курса ГОУ МУК «Твоя профессиональная карьера» с учетом особенностей современного рынка труда, внедрение данного учебного курса в общеобразовательные учреждения | Август 2009 года | СПб АППО ГОУ МУК Школы |
|
Проведение месячника профориентации «Профессиональный компас» | Ежегодно февраль-март | Руководители ОУ СПб АППО |
|
Проведение Дней профессий, дней открытых дверей и открытых уроков по профессиям | Ежемесячно | Руководители ОУ |
|
Проведение «Презентации профессий» на базе отраслевых и ресурсных центров ОУ НПО и СПО. | Ежегодно (2 раза в год) | Руководители ОУ
|
|
Организация встреч школьников с успешными работниками производства | Постоянно | Руководители ОУ Работодатели |
|
Привлечение к профориентационной работе лиц, достигших значительных успехов в трудовой деятельности (политиков, бизнесменов и т.п.), которые обучались в ОУ НПО и СПО и начинали свою трудовую карьеру с рабочих профессий | Постоянно | Руководители ОУ Работодатели |
|
Разработка профориентационных проектов ОУ | Ежегодно | Руководители ОУ СПб АППО |
|
Проведение социологических исследований в ГОУ МУК и общеобразовательных учреждениях с целью выявления тенденций профессионального выбора школьников и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда Санкт-Петербурга | Ежегодно | СПб АППО Центры |
|
Проведение Ярмарки трудовых ресурсов | Ежегодно ноябрь | КО КТЗН Руководители ОУ Работодатели |
|
Проведение мастер – классов и профессиональных проб для старшеклассников на базе ОУ НПО и СПО и предприятий-партнеров | Постоянно | Руководители ОУ Работодатели |
|
Организация профориентационных экскурсий в ОУ НПО и СПО и на предприятия-партнеры | Постоянно | Руководители ОУ ГОУ МУК Школы Работодатели |
|
Встречи работодателей с родителями учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений | Постоянно | Руководители ОУ ГОУ МУК Школы |
|
Проведение конкурса кабинетов и уголков профориентации в ГОУ МУК, общеобразовательные учреждения | Ежегодно май | СПб АППО ГОУ МУК Школы |
|
Проведение конкурсов «Лучший по профессии среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ» | Ежегодно март-май | СПб АППО ГОУ МУК Школы |
|
Направление: Профориентация и образование – профессиональный этап | |||
Создание сайтов ОУ НПО и СПО с целью информирования учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей о возможностях ОУ НПО и СПО | 2009 год | ОУ НПО и СПО СПб АППО |
|
Внесение изменений в программу учебного курса ОУ НПО и СПО «Основы поиска работы, трудоустройства» с учетом особенностей современного рынка труда | Август 2009 года | СПб АППО ОУ НПО и СПО
|
|
Организация экскурсий на предприятия-партнеры обучающихся ОУ НПО и СПО с целью адаптации к условиям труда на предприятии | Постоянно | ОУ НПО и СПО Работодатели |
|
Создание базы данных положительного опыта профориентационной работы и карьерного образования в ОУ НПО и СПО | Ежегодно | СПб АППО
|
|
Разработка и тиражирование рекомендаций и методических материалов, обобщающих положительный опыт работы и реализации эффективных проектов по профориентации и карьерному образованию молодежи в ОУ НПО и СПО | Ежегодно | СПб АППО
|
|
Повышение квалификации педагогов для развития системы профориентации и адаптации к рынку труда учащейся молодежи | Постоянно | СПб АППО |
|
Подготовка и проведение семинаров-практикумов и конференций по проблемам профориентации молодежи: - «Профориентационные проекты» - проектная деятельность в профориентационной работе ОУ НПО и СПО, ГОУ МУК и общеобразовательных учреждениях - «На службе практической психологии» - анализ эффективных методик и форм профориентации и карьерного образования учащихся и выпускников общеобразовательных школ, направленных на осознанный выбор профессии в соответствии с собственными возможностями, предпочтениями и запросом рынка труда, имеющихся в отечественной и мировой практике. - «Социальное партнерство в профориентации» - эффективное взаимодействие участников Программы в проведении профориентации и осуществлении карьерного образования молодежи в регионах России. - «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи» - анализ социологического исследования учащихся ГОУ МУК с целью выявления тенденций и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда Санкт-Петербурга |
Сентябрь 2009 года
Февраль 2010 года
Май 2010 года
Ноябрь 2011 года
| СПб АППО Руководители ОУ Центры Работодатели
|
|
Оказание услуг по профессиональной ориентации учащимся ОУ НПО и СПО при обращении в ГУ ЦЗН и на Ярмарках вакансий и Ярмарках профессий | Постоянно | КТЗН КО СПБ ГУ ЦЗН |
|
Направление: Профориентация и занятость – адаптационно-производственный этап | |||
Проведение социально-психологического обследования обучающихся и выпускников ОУ НПО и СПО «Молодежь на рынке труда» | 2009 год | КТЗН
|
|
Проведение ярмарок вакансий рабочих мест и профессий для выпускников ОУ НПО и СПО, в том числе являющихся инвалидами | Ежегодно весна-осень | КТЗН КО
|
|
Обеспечение информацией выпускников ОУ НПО и СПО о вакантных рабочих местах в Санкт-Петербурге | Ежегодно | КТЗН ОУ НПО и СПО |
|
Проведение круглых столов для выпускников ОУ НПО и СПО: «Какой работник нужен работодателю» «Требования рынка труда и работодателя к современному работнику» | Ежегодно
| КО КТЗН
|
|
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет | Ежегодно июль-август | КТЗН СПБ ГУ ЦЗН ОУ НПО и СПО Школы |
|
Встречи работодателей с родителями обучающихся и выпускников ОУ НПО и СПО | Постоянно | ОУ НПО и СПО |
|
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, стажировки на предприятиях | Ежегодно
| КТЗН СПБ ГУ ЦЗН Работодатели
|
|
Принятые сокращения:
КО – Комитет по образованию
КТЗН – Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
КСП – Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
СПБ ГУ ЦЗН – Санкт-Петербургские государственные учреждения «Центры занятости населения районов Санкт-Петербурга»
Школы - общеобразовательные учреждения
ОУ – образовательные учреждения общего и профессионального образования Санкт-Петербурга
НПО – начальное профессиональное образование
СПО – среднее профессиональное образование
ГОУ МУК - государственные образовательные учреждения Межшкольные учебные комбинаты
Центры – Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
СПб ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр»
2.2. Особенности формирования рынка труда в Российской Федерации
Реформирование российской экономики показало, что наряду со свойственными промышленно - развитым странам противоречиями между задачей ускорения НТП и задачами сокращения безработицы и им подобными противоречиями, существуют противоречия, свойственные именно России. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике и др.
Произошедшие в последнее время радикальные изменения в общественно – политической и экономической жизни страны, преобразовавшие социально – трудовую сферу, показывают, что переход от “полной” занятости времён социализма к рыночной экономической активности, присущей рынку, осуществился. Заметные изменения произошли в пропорции распределения занятых в пользу отраслей, в которых более быстрыми темпами растёт деловая активность в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально технического снабжения и торгового посредничества, страхования, финансов и др.
Развитие многообразных форм сопровождается институциональными преобразованиями в экономике, которые привели, в частности, на некоторых участках экономики к соединению трёх, ранее искусственно разделённых факторов: труда, собственности и управления в сфере малого бизнеса. Реанимированный ремесленник отчасти потеснил промышленность. Многие, особенно крупные промышленные предприятия показали свою неконкурентоспособность, что и явилось главной причиной обострения целого комплекса проблем, которые не были разрешены в ходе приватизации и требуют дальнейшего реформирования производственных отношений.
Особенность сложившейся в настоящее время в российской экономике ситуации состоит в том, что старые производственные структуры, оказавшиеся неспособными адаптироваться к изменившемся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса, обуславливая глубину спада производства. Сокращение объёмов производства в них пока не компенсируется его увеличением на новых или модернизированных предприятиях. Частный капитал продолжает накапливаться в сфере обращения и финансовом секторе, поскольку инвестирование в промышленность чревато большим риском и малыми выгодами. Особенно ощутимо влияние экономического кризиса на ситуацию в социально – трудовой сфере (рис.2).
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Адаптация на рынке труда в современных условиях означает не только успешное трудоустройство, но и разрешение личностных проблем, выработку позитивной жизненной ориентации, актуализацию собственных ресурсов для преодоления возникших проблем.
В 2011 году государственные услуги по социальной адаптации получили 4942 безработных граждан (2010 год – 5108 человек);
граждане в возрасте 16-29 лет – 1623 человека (2010 г. – 1869 человек);
граждане, относящиеся к категории инвалидов – 201 человек (2010 г. – 133 человека);
граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва – 171 человек (2010 г. – 83 человека).
Участие безработных граждан в программах социальной адаптации значительно повышает активность людей в поиске работы, улучшает их психологическое состояние, дает необходимые знания и навыки самопрезентации. Слушатели курсов обретают уверенность в своих силах, смелее ориентируются в жизненных ситуациях, быстрее входят в сферу деятельности, где они могут применить свои знания и опыт. Всего за отчетный период было проведено порядка 350 программ социальной адаптации по различным тематикам.
Женщины, как правило, наиболее охотно принимают предложение об участии в той или иной программе социальной адаптации. В 2011 г. приняли участие в программах 2963 женщины (59,9 % всех участников).
Тематика программ проводимых для женщин «Клуб ищущих работу», «Новый старт» в 2011 году была очень разнообразной.
Для женщин проведена программа «Новый старт», которая проходила в течение 2-х дней. Целью программы стало формирование уверенного поведения на рынке труда, которое предусматривает не только приобретение навыков делового общения и прохождения собеседования с работодателями, но выработку активной жизненной позиции, позитивного отношения к жизненным ситуациям, осознание своих возможностей и ресурсов. Занятия проходили в форме тренинга с использованием технических средств (видеокамеры).
В марте прошла программа социальной адаптации «Клуб ищущих работу» для женщин, имеющих детей. В программе приняли участие 14 человек.
Цель программы: оказать психологическую поддержку безработным гражданам, обучить их навыкам поиска работы, стимулировать к собственным активным действиям, научить ставить профессиональные и жизненные цели, отработать навыки делового и межличностного общения, научить грамотно пользоваться источниками информации для сокращения срока поиска подходящей работы.
На занятиях не только давалась информация о ситуации на рынке труда, наиболее востребованных вакансиях и путях поиска работы, но и формировалось у участников умение ставить профессиональные и жизненные цели, практические навыки делового общения и личностного поведения, необходимого для успешного трудоустройства. Было оказано содействие повышению уверенного поведения в себе и выработке адекватной самооценки. Также участников программы информировали о возможностях позитивного подхода к жизненным трудностям в целом и, безработице в частности, об отношениях родителей и детей, возрастных особенностях детей.
Женщины проанализировали свои психологические качества, обсудили различные методы поиска подходящей работы, определили наиболее эффективные способы для местных условий, составили резюме, а некоторые полное портфолио, и подготовились к успешному проведению собеседования с работодателем. Были созданы условия для тренировки приобретаемых навыков.
С 22 по 26 августа в программе «Клуб ищущих работу» для женщин приняли участие 13 человек, из которых 5 человек ушли на обучение и 4 человека трудоустроились. На данной программе участники не только расширили свое представление о рынке труда, но и приобрели новые, более успешные способы поведения в ситуации поиска работы.
Традиционно ко «Дню матери» проходят мероприятия, затрагивающие вопрос трудоустройства женщин имеющих детей. В мае проводилось занятие «Клуб ищущих работу» для женщин, приуроченное ко «Дню семьи». Помимо основных вопросов, касающихся поиска работы, поведения на рынке труда, самопрезентации рассматривались вопросы социальной защиты женщин и семьи. Были приглашены специалист Управления социальной защиты населения Первомайского района и психолог центра «Теплый дом».
25 ноября проведена программа «Клуб ищущих работу» для женщин. В конце занятия женщин пришли поздравить воспитанники детского сада № 177. Они подготовили замечательное выступление, подарили женщинам поделки, выполненные своими руками.
Так же в преддверии праздника «День матери», с 21 по 25 ноября, в программе социальной адаптации «Новый старт» для женщин, имеющих детей, приняли участие 9 человек.
Целью программы являлось не только оказать психологическую поддержку безработным гражданам, но и обучить их навыкам поиска работы, стимулировать к собственным активным действиям, научить ставить профессиональные и жизненные цели, отработать навыки делового и межличностного общения, научить грамотно пользоваться источниками информации для сокращения срока поиска подходящей работы.