Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Введение……………………………………………………….………..……..3
1.1. Понятие рынка труда………………………………...……………………5
1. Рынок труда и его основные элементы……………………………………7
1.2 Сущность рынка труда, его типология и структура……………………..9
2. Современное состояние российского рынка труда………….………..…12
2.1. Занятость и безработица в России…………………………………......13
3. Социальная политика РФ на рынке труда ……...……………………..…20
3.1. Социальные программы РФ на рынке труда………….…………….….21
3.1 Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства……………………………………………………………………….…22
3.2. Государственные гарантии социальной поддержки безработных…....25
4. Социальные выплаты………………………………………………….….26
5. Развитие структуры и государственных учреждений службы занятости населения …………………………………………………………………………..……27 Заключение………………………………………………………………….….…..21
Список литературы.……………………..……………………………………..…23
Среди других перспективных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений можно отметить необходимость содействия развитию концепции достойного труда в России, в частности, содействия занятости по свободно выбранному гражданином роду деятельности и в привлекательных по основным параметрам достойного труда профессиях. При этом работодатели также ожидают улучшения качества государственной политики в области обеспечения российских компаний трудовыми ресурсами необходимой квалификации.
Государственная политика в области создания эффективного рынка труда должна быть направлена на защиту трудовых прав граждан, в частности, на защиту от безработицы, на противодействие нарушению трудовых прав, на улучшение качественных параметров имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест. Следует развивать программы мониторинга сферы занятости, на основании которого совершенствовать трудовое законодательство, стимулировать экономическую активность граждан и мобильность рабочей силы. Система профессионального образования должна ориентироваться на потребности рынка труда и отвечать задачам инновационного развития. Необходимо развивать государственные программы прогнозирования ситуации на рынке труда, в частности, объемы и квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. В условиях сложной демографической ситуации государство должно способствовать обеспечению необходимой эластичности рынка труда, эффективной интеграции в него недостаточно представленных групп – пожилых, молодежи, женщин. Необходимо повышение качества учебных программ в сфере профессионального образования, развитие его гибкости и адаптивности к ситуации на рынке труда. Весьма полезной могла бы быть выработка государственных стандартов в области профессионального образования, тесно увязанных с новейшими тенденциями развития эффективной занятости. В целях содействия повышению качества рабочих мест следует ускорить разработку отраслевых систем оплаты труда на основе выделения профессинально-
Городская программа
профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга
Санкт-Петребург
2009
1. Общие положения
Городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - Программа) представляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.
Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.
Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Неблагоприятное влияние на устранение дефицита кадров оказывает динамичное развитие экономики и адекватность этим процессам работы образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в
Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и
психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по
эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников
профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;
- Закона Санкт-Петербурга от 20.03.2008 № 140-24 «О программе социально-
экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1192 «О программе
развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы»;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2007 № 1058 «Об основных
мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования
Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы»;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 № 577 «О Программе
развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга
на 2008-2011 годы».
2. Основные задачи Программы
Основными задачами Программы являются:
- формирование у учащихся и выпускников общеобразовательных школ
- повышение информированности учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях
- повышение привлекательности рабочих профессий среди учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей и педагогов;
- формирование общегородской информационной среды профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся и выпускников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга (далее – ОУ НПО и СПО);
- разработка инновационных моделей социального партнерства в организации системы профориентации.
Основные задачи Программы осуществляются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных школ и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования согласно приложению к Программе.
Срок реализации: 2009-2011 годы.
3. Основные направления Программы
Основными направлениями Программы являются:
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- создание системы профессиональной ориентации, мотивирующей молодежь к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
- изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди молодежи;
- внедрение инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию молодежи на рынке труда.
5. Целевая группа, на которую направлены мероприятия Программы
Целевой группой, на которую направлены мероприятия Программы, являются:
- учащиеся и выпускники общеобразовательных школ, в том числе, проходившие обучение по программам профессиональной подготовки в государственных образовательных учреждениях Межшкольных учебных комбинатах (далее - ГОУ МУК);
- обучающиеся и выпускники ОУ НПО и СПО;
- не работающая и не обучающаяся молодежь;
- граждане от 16 лет, состоящие на учете в качестве безработных в
- подростки и молодежь, посещающие подростковые центры и клубы по месту жительства;
- члены и участники молодежных общественных объединений.
6. Показатели эффективности реализации Программы
Показателями эффективности реализации Программы являются:
- доля выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ, поступивших в ГОУ НПО и СПО, от общей численности выпускников (процент);
- доля выпускников ОУ НПО и СПО, трудоустроившихся по окончании образовательного учреждения по полученной специальности, от общей численности выпускников (процент);
- количество выпускников ОУ НПО и СПО, вставших на учет в СПб ГУ ЦЗН по окончании образовательного учреждения (человек).
7. Взаимодействие участников Программы
Основными исполнителями Программы выступают Комитет по образованию, государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее – СПб АППО), общеобразовательные учреждения (далее - школы), ГОУ МУК, ОУ НПО и СПО, центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - центры), предприятия и организации Санкт-Петербурга (далее - Работодатели).
Методическое обеспечение работы по профориентации возлагается на СПб АППО.
В ГОУ МУК и центрах функционируют консультационные пункты, в которых работают штатные психологи-профконсультанты. В образовательных учреждениях общего и профессионального образования имеются специалисты, которые организуют работу по профессиональной ориентации обучающихся.
Привлечение к реализации Программы структурных подразделений органов исполнительной власти, работодателей и общественности будет осуществляться через инновационную систему социального партнерства.
В общей стратегии дальнейшего развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи настоящая Программа является ключевым звеном и ориентирует на решение проблем организационного, нормативного,
Формирование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи в Санкт-Петербурге связано с созданием функциональных связей между существующими структурами, не предполагающим изменения существующих структур.
ГОУ МУК и центры являются одним из основных звеньев профориентационной деятельности в Санкт-Петербурге и осуществляют профориентационную работу совместно с общеобразовательными школами, ОУ НПО и СПО и Работодателями и проводят работу по подготовке школьников к трудовой деятельности, укреплению у них мотивации выбора профессии.