Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Введение……………………………………………………….………..……..3
1.1. Понятие рынка труда………………………………...……………………5
1. Рынок труда и его основные элементы……………………………………7
1.2 Сущность рынка труда, его типология и структура……………………..9
2. Современное состояние российского рынка труда………….………..…12
2.1. Занятость и безработица в России…………………………………......13
3. Социальная политика РФ на рынке труда ……...……………………..…20
3.1. Социальные программы РФ на рынке труда………….…………….….21
3.1 Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства……………………………………………………………………….…22
3.2. Государственные гарантии социальной поддержки безработных…....25
4. Социальные выплаты………………………………………………….….26
5. Развитие структуры и государственных учреждений службы занятости населения …………………………………………………………………………..……27 Заключение………………………………………………………………….….…..21
Список литературы.……………………..……………………………………..…23
N п/п | Мероприятия | Ответственный исполнитель | Объемы финансирования, тыс.руб. | Ожидаемые результаты | |||||||||||
|
|
| Всего | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
| 1. Создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур | ||||||||||||||
1.1 | Организация и проведение исследований количественных и структурных (социально-демографических, квалификационных, поведенческих) характеристик трудовых мигрантов, занятых в различных отраслях экономики Санкт-Петербурга, условий их труда и проживания | КЭРППиТ | 3000 | ВПТФ | 1500 | 1500 | Описание источников и характеристик трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге, особенностей и условий их использования в различных отраслях экономики Санкт-Петербурга. Подготовка соответствующих рекомендаций. Формирование перечня профессий, подготовку которых действующая система подготовки и переподготовки кадров не обеспечивает | ||||||||
1.2 | Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имеющихся и привлечение дополнительных трудовых ресурсов в экономику Санкт-Петербурга*. Формирование и обеспечение качества демографических ресурсов | КЭРППиТ | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | Снижение кадрового дефицита | ||||||||
1.3 | Разработка и реализация мероприятий по увеличению доли обучения взрослого населения (безработных граждан, экономически неактивного населения, имеющего ограничения трудоспособности) в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования по востребованным профессиям* | КО | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | Снижение кадрового дефицита | ||||||||
1.4 | Организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации учащихся школ в целях привлечения их на обучение и работу в Санкт-Петербург* | КЭРППиТ КО КНВШ КМПиВОО | 4000 2000 1000 ВПТФ | ВПТФ ВПТФ ВПТФ ВПТФ | 2000 1000 500 ВПТФ | 2000 1000 500 ВПТФ | Формирование профессиональной ориентации среди детей и молодежи, согласование их профессиональных ожиданий с потребностями экономики Санкт-Петербурга. Повышение эффективности информационного обмена между работодателями и потенциальными работниками. Сокращение сроков поиска специалистов необходимой квалификации и рабочих мест | ||||||||
1.5 | Квотирование рабочих мест для социально незащищенных групп населения | КТиСЗН | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | ВПТФ | Увеличение числа граждан, занятых в экономике Санкт-Петербурга, снижение уровня социальной напряженности | ||||||||
1.6 | Переподготовка и повышение квалификации женщин, длительно не работающих в связи с сокращением рабочих мест, ликвидацией организаций, рождением и воспитанием детей. Проведение работы по профессиональной ориентации среди женщин указанных категорий, содействие в их трудоустройстве | КТиСЗН | 4000 | ВПТФ | 2000 | 2000 | Увеличение числа граждан, занятых в экономике Санкт-Петербурга, снижение уровня социальной напряженности, содействие в трудовой адаптации |
Государственные службы занятости (ГСЗ) и государственные программы развития рынков труда: пути совершенствования
Налаживание эффективного сотрудничества ГСЗ с социальными партнерами и частными агентствами занятости (ЧАЗ) должно способствовать более эффективному управлению программами воздействия на рынок труда. В последние десятилетия происходит изменение взглядов на цель и содержание этих программ. Правительства и международные организации, такие, как ОЭСР и Европейский Союз, стремятся перейти от пассивной политики на рынке труда (цель – поддержание определенного уровня доходов безработных) к более активной (цель – стимулировать безработных к поиску новой работы и поддержать их в этом поиске). Хотя ГСЗ не получают «автоматически» право на осуществление этих программ, на практике чаще всего именно им вверяется проведение мер по воздействие на рынок труда. Эксперты выделяют три типа программ воздействия на рынок труда:
• Программы помощи в поиске работы;
• Программы обучения и профессиональной подготовки;
• Программы создания рабочих мест.
Программы помощи в поиске работы включают расширение возможностей для самопомощи, групповую помощь (клубы ищущих работу, ярмарки рабочих мест, семинары) и индивидуальную помощь (профессиональная ориентация, консультации). Участие ГСЗ в реализации программ обучения и подготовки может варьироваться достаточно широко – от рекомендации безработным соответствующих программ до руководства учебными курсами, имеющими внешние источники финансирования, и организации собственных учебных центров. Программы создания рабочих мест могут включать в себя общественные работы, поддержку самозанятости, субсидирование заработной платы и работу с испытательным сроком.
Многообразие программ, реализуемых ГСЗ, вызывает в последние годы стремление объединять различные элементы этих программ в крупномасштабные и разноплановые «пакеты», призванные снизить зависимость безработных от социальных пособий. Особенно это характерно для таких стран, как Англия и США. Преимущество таких «пакетов» в том, что в них представлен широкий спектр различных услуг безработным. Следует отметить, что разрастание количества программ воздействия на рынок труда имело в ряде случаев и негативные последствия. Принимаемые под воздействием конъюнктуры и политических факторов программы могли наслаиваться друг на друга, вступать друг с другом в противоречие. Новые программы нередко начинались до завершения прежних. Остро необходимыми в такой ситуации становились меры по упорядочению и рационализации государственных программ, что, в свою очередь было невозможно без их всесторонней оценки. В таких странах, как США и Канада, существует традиция оценки эффективности всех аспектов реализации государственных программ (а не только их «валовых» результатов). Начинают переходить к подобным мерам и другие страны.
Участие в реализации программ по воздействию на рынок труда тесно связано в работе ГСЗ с управлением пособиями по безработице. Оно включает в себя управление средствами, формируемыми из страховых взносов по безработице, и государственными ассигнованиями, направляемыми на материальную поддержку безработных. Далеко не во всех странах ГСЗ управляют пособиями по безработице напрямую. Однако если ГСЗ и не управляют напрямую пособиями, они все равно активно влияют на их распределение через такие функции, как регистрация безработных, помощь в поиске работы, проверка, сохраняют ли безработные право на получение пособий и выполняют ли обязательства по поиску работы. Иногда в деятельности ГСЗ наблюдается конфликт между задачей поддержания материального благосостояния безработных и содействия их возвращению к труду. Наличие подобного противоречия побудило правительства Канады, США и Англии отделить на какое-то время деятельности ГСЗ по назначению пособий от ее работы по трудоустройству. В настоящее время признано, что эти стороны деятельности ГСЗ все же тесно связаны друг с другом. Преодоление вытекающих из этой связи противоречий видится на путях ужесточения правил, определяющих право на пособие, ограничения срока выплаты пособий, более жесткого побуждения безработных к поиску работы, повышения целевого и адресного характера выплаты пособий.
Если говорить о роли ГСЗ как посредника на рынке труда, тот необходимо отметить значительные изменения в этой сфере, вызванные распространением информационных технологий. Размещение информации о вакансиях в интернете ориентирует в настоящее время работников ГСЗ не столько на непосредственное участие в подборе вакансий, сколько на оказание технической помощи и консультаций населению в процессе самостоятельного поиска работы. Распространение информационных технологий во многом стимулировало такие явления, как движение к приватизации служб занятости, появление частных агентств занятости и развитие конкурентной среды в сфере трудоустройства. В то же время, несмотря на распространение информационных технологий, сохраняется необходимость и непосредственного контакта между работниками ГСЗ и клиентами, особенно принадлежащими к уязвимым слоям населения.
Усложнение задач, стоящих перед ГСЗ, отразилось и трансформации их внутренней структуры. Эти изменения вызваны тремя основными тенденциями: децентрализацией управления, интеграцией услуг и предоставлением услуг на конкурентной основе. В связи с децентрализацией высший орган управления берет на себя политическое руководство в широком плане (финансирование, мониторинг и оценку), а региональным и местным отделениям предоставляется больше полномочий. Также в результате мер по интеграции услуг (сосредоточение оказания разных услуг в одном месте) и в результате их внешним подрядчикам на конкурентной основе организации приобретают менее иерархический характер, их работа не столь жестко ограничивается правилами и все в большей степени ориентируется на клиентов.
Совершенно очевидно, что с точки зрения основных тенденций современного социального и экономического развития децентрализация структуры и деятельности ГСЗ является неизбежной и во многом позитивной мерой. Тем не менее, она таит в себе определенную опасность. Во-первых, проведение в разных регионах страны неодинаковой политики в сфере занятости може6т привести к неравенству в оказании услуг ГСЗ и, в конечном счете, к сегментации рынка труда. Во-вторых, широкое распространение массовых средств коммуникации требует разработки стандартизированных общенациональных систем и процедур в сфере содействия трудоустройству. В-третьих, правила выплаты пособий по безработице должны быть едиными по всей стране, чтобы не нарушалось равенство. В-четвертых, для предоставления информации о рынке труда требуется единая система и общие для всех определения, даже если на местах используются разные модели предоставления услуг и сбора соответствующих данных. Понятно, что соблюдение этих требует достаточно гибкого соотношения принципа децентрализации с сохранением необходимого уровня единого управления.
Реагируя на меняющуюся конъюнктуру рынка труда, ГСЗ должна быть готова перестраивать характер своих услуг и адаптировать их к внешним условиям. В то же время для эффективной работы ГСЗ необходима и организационная стабильность, обеспечивающая ей постоянное повышение качества работы. Менеджерам службы занятости нужно находить должный баланс при решении этих задач. В работе ГСЗ также необходимо соблюдать принципы планирования, в рамках которого формализация должна сочетаться с гибкостью, готовностью к корректировке и учету пожеланий всех заинтересованных сторон. Движение к ориентированным на клиента услугам происходит в контексте повсеместного перехода на принципы управления качеством. Во многих странах ГСЗ внедряют непрерывное обучение персонала и активизируют воспитательную работу, стремятся развивать более совершенные способы использования информационных и коммуникационных технологий и более совершенное управление ресурсами. Непрерывное обучение персонала и воспитательная работа – наиболее важные задачи для всех успешно работающих организаций в сфере предоставления услуг. От персонала всех уровней – от руководителей учреждений до сотрудников, непосредственно занимающихся обслуживанием клиентов, требуются все новые знания и умения. Наиболее прогрессивные организации ГСЗ стремятся постоянно совершенствовать профессиональный уровень своих сотрудников. Все указанные явления говорят о том, что и в новых условиях ГСЗ будут играть значительную роль на рынках труда развитых стран (1).
Деятельность служб занятости в Российской Федерации, совместно с усилиями частных агентств и социальных партнеров, должна быть направлена на создание эффективного рынка труда.
Какие стратегические меры следует предпринять всем заинтересованным сторонам (и, в первую очередь, соответствующим государственным службам) для повышения эффективности российского рынка труда?
Перед Российской Федерацией стоит задача создания большего количества рабочих мест, причем эти вновь создаваемые рабочие места должны обладать высоким современным качеством. Документ «Переоценка стратегии ОЭСР в отношении рабочих мест», опубликованный в «Перспективах занятости в ОЭСР» за 2006 г. констатирует, что дерегулирование рынков труда не является ни необходимым, ни достаточным политическим курсом для стран «G-8». Это в полной мере относится и к России. Анализ опыта стран «восьмерки», как и других развитых стран, а также стран с переходной экономикой, показывает, что хорошие показатели занятости должны сочетаться с эффективной социальной политикой, они напрямую зависят от качества этой политики. В России следует добиться эффективной координации макроэкономической и социальной политики с системой трудового законодательства, коллективных переговоров, основанных на социальном диалоге.
Важную роль в решении указанных задач должно сыграть дальнейшее совершенствование структуры и принципов деятельности государственных органов, ответственных за проведение активной политики на рынке труда – Министерства здравоохранения и социального развития (МЗСР), Федеральной службы по труду и занятости (ФСТЗ) и ее подразделений. В настоящее время работа данной системы основывается на сочетании автономии отдельных органов, регулирующих трудовые отношения, с координирующей и направляющей деятельностью МЗСР. Очевидным плюсом данной системы является возможность проводить единую политику в сфере труда и занятости, осуществлять мероприятия общенационального масштаба. Вместе с тем следует принимать меры по повышению гибкости системы государственных органов, их адаптивности к изменениям на рынке труда, более активному использованию институтов социального партнерства. Перспективным направлением является взаимодействие государственных органов занятости с общественными и частными организациями, действующими на рынке труда.
Формирование политики на рынке труда и организация работы государственных учреждений в этой сфере тесно соприкасается с другой важной функцией государства – совершенствованием трудового законодательства. Важным шагом в этой сфере стало принятие нового варианта Трудового кодекса, вступившего в действие 6 октября 2006 г. В целом поправки, внесенные в Трудовой кодекс, отражают основные тенденции развития рынков труда развитых стран и соответствуют рекомендациям, высказываемым экспертами международных организаций (МОТ и ОЭСР). Это относится к положениям Кодекса, содействующим развитию эластичности (инклюзивности) рынка труда и его гибкости, стимулирующим работодателей к улучшению условий труда, укрепляющим договорные начала в сфере трудовых отношений. Основная часть поправок, внесенных в Кодекс, должна пройти проверку на практике. Вместе с тем уже сейчас очевидна необходимость уточнения ряда терминов и положений, внесенных в Кодекс, его дальнейшая внутренняя систематизация, призванная упростить применение Кодекса на практике.