Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:04, курсовая работа
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Введение……………………………………………………….………..……..3
1.1. Понятие рынка труда………………………………...……………………5
1. Рынок труда и его основные элементы……………………………………7
1.2 Сущность рынка труда, его типология и структура……………………..9
2. Современное состояние российского рынка труда………….………..…12
2.1. Занятость и безработица в России…………………………………......13
3. Социальная политика РФ на рынке труда ……...……………………..…20
3.1. Социальные программы РФ на рынке труда………….…………….….21
3.1 Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства……………………………………………………………………….…22
3.2. Государственные гарантии социальной поддержки безработных…....25
4. Социальные выплаты………………………………………………….….26
5. Развитие структуры и государственных учреждений службы занятости населения …………………………………………………………………………..……27 Заключение………………………………………………………………….….…..21
Список литературы.……………………..……………………………………..…23
Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
• отношения между наемными работниками и работодателями;
• отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
• отношения между субъектами рынка труда и государством. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:
• организация встречи работодателей и наемных работников;
• обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками;
• установление равновесных ставок заработной платы;
• решение вопросов занятости населения;
• осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.
Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:
1. Рост безработицы. В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы в январе 2010 года составляет 9,2%, тогда как в мае 2009 года этот показатель составляет всего 8,5%, что на 3,1 процентного пункта выше, чем в мае 2008 года. Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики - значительным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.
3. Появление около 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.
5. Неполная занятость, обусловленная не ее гибкостью, а простоями предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились в вынужденных отпусках.
6. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.
7. Особенностью занятости в постсоциалистических странах является формирование так называемого придерживаемого типа (модели) занятости - рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.
8. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.
9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.
10. Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.
11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.
В развитии рынка труда переходной экономики прослеживаются следующие тенденции:
1. Для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Экономический спад обостряет проблему безработицы. Для традиционных рыночных экономик естественна реакция работодателей на падение объемов производства или чрезмерный рост заработных плат в виде сужения спроса на труд и высвобождения. В нашей экономике реакция оказалась иной - излишняя рабочая сила преимущественно осталась в трудовых коллективах.
2. Сохранение перегруженности рабочей силой большинства крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ в отличие от восточноевропейской, где уже в первой фазе реформ безработица достигла уровня, количественно соответствовавшего примерно половине от общего падения производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Придерживание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низкого уровня дохода.
3. Такое удерживание занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет реализацию системы регулирования отношений на рынке труда.
4. Усугубляется несоответствие между быстро изменяющейся структурой спроса на рынке труда и сложившейся ранее профессионально- квалификационной рабочей силы. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
5. По числу занятых в России лидировал в первый период реформ государственный сектор, на него приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% - в частном секторе. Кроме того, в производственных отраслях удельный вес частных предприятий и занятых на них ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.
6. Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного, по Парето, распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективна с социальной точки зрения, с позиции удовлетворения потребностей общества в материальных благах, создания условия расширенного воспроизводства.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.
(с изменениями на 27 декабря 2011 года)
______________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2008 года N 1375;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 года N 313;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 октября 2010 года N 1383;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2010 года N 1567 (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2010 года N 1567);
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2011 года N 1764.
______________________________
В целях развития рынка труда и формирования кадрового потенциала для эффективного социально-экономического развития Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по занятости населения Санкт-Петербурга осуществлять общую координацию реализации Программы (пункт в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2008 года и действующей до 1 января 2009 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2008 года N 1375 - см. предыдущую редакцию).
2-1. Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществлять общую координацию реализации Программы (пункт дополнительно включен с 1 января 2009 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2008 года N 1375).
3. Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы, законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.
4. Комитету по занятости населения Санкт-Петербурга до 10.12.2008 разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга перечень мероприятий Программы на 2009-2012 годы (пункт в редакции, введенной в действие с 27 ноября 2008 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 октября 2008 года N 1375, - см. предыдущую редакцию).
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э. (пункт в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 года N 313 - см. предыдущую редакцию).
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 03.10.2006 N 1192
(с изменениями на 27 декабря 2011 года)
Программа развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, направленных на достижение главной цели Программы - формирование кадрового потенциала для эффективного социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Задачами Программы являются:
создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения Санкт-Петербурга в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга;
повышение эффективности использования организациями в Санкт-Петербурге имеющихся трудовых ресурсов;
оптимизация структуры профессиональной подготовки кадров для обеспечения экономики Санкт-Петербурга кадрами необходимой квалификации и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по специалистам различной квалификации;
совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования рынка труда в Санкт-Петербурге.
В целях достижения максимальной эффективности Программа предусматривает два периода планирования: долгосрочное (до 2015 года) и краткосрочное (до 2008 года), обусловленное сроком действия Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83.
(раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года постановлением
Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2011 года N 1764, - см. предыдущую редакцию)
N п/п | Направление развития рынка труда | Исполнитель |
1 | Создание условий для обеспечения необходимой численности, демографической и квалификационной структур трудовых ресурсов и повышения трудоспособности населения Санкт-Петербурга в соответствии с потребностями экономики Санкт-Петербурга | КТЗН |
2 | Повышение производительности труда работников и эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов в организациях в Санкт-Петербурге | КТЗН, КИСП |
3 | Оптимизация структуры профессиональной подготовки кадров для обеспечения экономики Санкт-Петербурга кадрами необходимой квалификации и снижения уровня структурного дисбаланса спроса и предложения по специалистам различной квалификации | КТЗН, КО, КВНШ, КЗ, КМПиВОО, КЭРППиТ |
4 | Совершенствование инфраструктуры и механизмов функционирования и развития рынка труда в Санкт-Петербурге | КТЗН, ЖК |