Системный подход внешней и внутренней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:27, реферат

Описание работы

Введение
В условиях рыночных отношений проблемы стратегического и внутрифирменного управления приобретают особую актуальность для любых предприятий, поэтому эффективность деятельности предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее

Содержание

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ внешней и внутренней среды организации--------------------------5
Методы анализа внешней и внутренней среды организации-------------15
ГЛАВА 2 иССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ооо «меЧЕЛ-сЕРВИС»
2.1 Характеристика организации ООО «Мечел-Сервис»-------------------------21
2.2 Анализ и оценка внешней и внутренней среды ООО «Мечел-Сервис»---27
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕЧЕЛ-СЕРВИС» С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
3.1 Рекомендации по выбору стратегии развития ООО «Мечел-Сервис»-----34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

     1.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации

     Анализ  среды организации — это процесс  определения критически важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

     Анализ состояния предприятия (фирмы) включает в себя [6, с.81]:

     - внутренний анализ (управленческий  анализ);

     - оценку конкурентоспособности предприятия (сопоставление с основными конкурентами).

     Возможны  различные подходы к проведению управленческого анализа:

     - SWOT-анализ;

     - определение стратегического потенциала  фирмы;

     - «цепочка ценностей» Портера;

     - система McKincey и др.

     При этом внутренние ресурсы и потенциал их развития сравнивают с аналогичными характеристиками конкурентов.

     SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.

     SWOT-анализ  является этапом разработки маркетинговой стратегии .Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

     SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы:

     - использует ли компания внутренние  сильные стороны или отличительные  преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

     - являются ли слабости компании  ее уязвимыми местами в конкуренции  и/или они не дают возможности  использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

     - какие благоприятные возможности  дают компании реальные шансы  на успех при использовании  ее квалификации и доступа  к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

     - какие угрозы должны наиболее  беспокоить менеджера и какие  стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

     В таблице 2 представлены примеры основных факторов, которые целесообразно  учитывать в SWOT-анализе [17, с.64]. 

     Таблица 2 - Основные факторы в SWOT-анализе

Потенциальные внутренние сильные стороны (S): Потенциальные внутренние слабости (W):
Четко проявляемая компетентность Потеря некоторых  аспектов компетентности
Адекватные  финансовые источники Недоступность финансов, необходимых для изменения  стратегии
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие  анализа информации о потребителях
Признанный  рыночный лидер Слабый участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие  четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость  продукции в сравнении с ключевыми  конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря глубины  и гибкости управления
Надежная  сеть распределения Слабая сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые позиции  в НИОКР
Наиболее  эффективная в отрасли реклама Слабая политика продвижения
Продолжение табл. 2
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): Потенциальные внешние угрозы (Т):
Возможность обслуживания дополнительных групп  потребителей Ослабление  роста рынка, неблагоприятные демографические  изменения ввода новых рыночных сегментов
Расширение  диапазона возможных товаров Увеличение  продаж заменяющих товаров, изменение  вкусов и потребностей покупателей
Благодушие  конкурентов Ожесточение конкуренции
Снижение  торговых барьеров в выходе на внешние  рынки Появление иностранных  конкурентов с товарами низкой стоимости
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление  ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены
Ослабление  нестабильности бизнеса Чувствительность  к нестабильности внешних условий  бизнеса
 

     Классический SWOT–анализ предполагает определение  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз  и благоприятных возможностей и  их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

     По  итогам SWOT-анализ составляется матрица стратегических мероприятий:

     SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

     WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

     ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;

     WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

     Под стратегическим потенциалом предприятия (фирмы) (СПФ) понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия.

     В отличие от принятого ранее понятия  «производственная мощность», СПФ — категория более широкая, раскрывающая не только предельные объемы производства той или иной продукции при наиболее полном использовании ресурсов. Это и способность предприятия анализировать ситуацию, складывающуюся во внешней среде, и способность оценивать конъюнктуру на товарных рынках и рынках факторов производства и т.п.; внешняя и внутренняя гибкость предприятия.

     Поэтому СПФ - понятие относительное: для одних целей, при одних первичных условиях, складывающихся на рынках, он может быть достаточно высоким, при других – низким [17, с.69].

     Определение и оценку стратегических ресурсов предприятия, его сильных и слабых сторон можно  проводить на основе специальной  таблицы, в которую включаются количественные либо качественные показатели. На основе данной таблицы можно оценить существующий и требуемый в перспективе стратегический потенциал предприятия.

     Необходимо  учесть, что заполнение таблицы, как  по составляющим стратегического потенциала, так и по ресурсам, может существенно  меняться при изменении экономической  ситуации в стране, отраслевой сферы анализа, изменении целей фирмы и других факторов.

     Система McKincey обеспечивает комплексный охват при анализе всех сторон производственной деятельности предприятия — от проектирования до сбыта и сервисного обслуживания, однако при этом за рамками анализа остаются вопросы обеспечения данного процесса финансовыми и трудовыми ресурсами, а также вопросы организации управления.

     Для анализа тенденций изменения  внешней среды фирмы используется техника анализа PEST, или STEP, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. STEP - аббревиатура названия факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (Е - economic), политических (Р - political). Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Однако на практике анализируется более широкий набор факторов. Несомненно, что текущая экономическая ситуация, общественные и политические тенденции, технологическая конкуренция влияют на развитие компании. Но кроме этого нельзя не учитывать такие факторы, как: правовой климат, природная среда, демографическая ситуация, культурная среда и т.д., — все они оказывают серьезное влияние на выбор стратегии фирмы. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых стратегических альянсов, появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед компаниями.

     Анализ  STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

     1. Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем.

     2. У людей появляется «видение» внешнего окружения. Воспитывается культура учета факторов внешнего окружения.

     3. Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.

     4. Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

     5. Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

     Политический  аспект - это, прежде всего, вопрос о регулировании деятельности частной коммерческой организации со стороны государства.

     Анализ  экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.

     Социальный  аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения, этим определяется возможный спрос на продукт компании в стратегической перспективе. Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любой организацией стоит угроза потери своего продукта из-за вытеснения его технологически более совершенным.

     STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы. STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

     В заключение первой главы следует  отметить, что организация представляет собой систему, предназначенную  для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью  решения проблем и осуществления  операций. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Ситуационные факторы внутри организации составляют внутренние переменные, которые являются результатом управленческих решений. Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди.

     Анализ  внешней и внутренней среды предприятия  улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущее, помогает предприятию создать о себе наиболее благоприятное впечатление, с точки зрения текущей деятельности, обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.

   

Глава 2 Исследование внешней и внутренней среды ООО «Мечел-Сервис»

     2.1 Характеристика организации  ООО «Мечел-Сервис»

     ОАО «Мечел» - успешная торговая компания, реализующая металлургическую продукцию  предприятий группы в более чем 30 экономически лидирующих регионах России, в странах СНГ, в Восточной и Центральной Европе.

Информация о работе Системный подход внешней и внутренней среды