Системный анализ среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что совершенствование организационной структуры предприятия – это важнейшая задача современного менеджмента, важнейшая часть организационного развития, процесса изменений, совершенствования системы управления предприятием, способствующая также скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ……….....6
Понятие, сущность и основные черты системного подхода в исследовании организации………………………………………………………...6
Анализ внешней среды организации………………………………..7
PEST – анализ………………………………………..………………..8
Анализ внутренней среды организации…………………………….11
SWOT – анализ………...………………………..……………………12
SNW – анализ……………………………………………….………...15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «СЛУЦКИЙ САХАРОРАФИНАДНЫЙ КОМБИНАТ»……………………………………………………………………….16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»…………………………………………………….16
2.2 Анализ существующей организационной структуры управления ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»………………………………….26
2.3 Совершенствование организационной структуры управления ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 376.07 Кб (Скачать)

       За  долгие годы своего существования руководство  комбината смогло создать стабильное, успешно развивающееся предприятие, сформировать команду единомышленников, нацеленных на результат, определить стратегию развития.

       Предприятие всегда делало ставку на высокое качество. Продукция комбината хорошо известна на рынке и по достоинству оценена самыми взыскательными потребителями не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами.

       2.2 Анализ существующей организационной  структуры управления ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»

       Предприятие «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» с 1996 года является открытым акционерным обществом.

       Организационная структура управления комбината представлена в приложении А.

       Во  главе ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» находится генеральный директор. На данный момент директором комбината является  
Н. П. Прудник. Он руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Заключает трудовые договоры (контракты) с гражданами, принимаемыми на работу по найму на Предприятие в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Подписывает документы, заключает договора и также выполняет ряд других функций.

       В подчинении генерального директора  предприятия находятся следующие  руководители подразделений и заместители:

       - заместитель директора по сырью;

       - заместитель директора по маркетингу;

       - заместитель директора по экономике;

       - заместитель директора по идеологической  работе и социальным вопросам;

       - главный инженер;

       - секретарь;

       - главный бухгалтер;

       - начальник кадров.

       В свою очередь главный инженер  комбината – в настоящее время это Горбатко Юрий Степанович - имеет в подчинении:

       - главного специалиста по готовой  продукции;

       - главного технолога;

       - заместителя главного инженера;

       - множественные отделы, связанные  непосредственно с производственно-технической  частью предприятия. 

       Далее подробнее о функциях крупнейших отделов предприятия и их руководителей.

       Заместитель генерального директора по сырью  отвечает за планирование работы по поиску оптимальных возможностей закупки сырья в соответствии с установленной производственной программой их количеством и качеством. Определяет наиболее стабильных и выгодных поставщиков сырья, материалов и оборудования. Участвует в разработке перспективных и годовых планов сырьевого обеспечения на основе данных мощности для его переработки; 
Занимается расширением прямых поставок и долгосрочных связей с хозяйствами. Осуществляет контроль за качеством заготовки сырья, а также 
руководит сотрудниками сырьевых отделов и подчиненных отделов пунктов приема сырья на заводах комбината.

       Заместитель генерального директора по маркетингу разрабатывает и руководит реализацией долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии поведения на рынке, управляет тактическими мероприятиями и обеспечивающими их процедурами. Координирует и ориентирует закупки, производство и (или) сбыт на выполнение требований потребителей к предоставляемым предприятием товарам (услугам), организует маркетинговые исследования, проводит мониторинг и диагностику рыночной ситуации. Организует разработки инновационных товаров (услуг), руководит их 
внедрением в производство и необходимыми закупками. Занимается обеспечением выполнения планов поставки товаров (услуг) в соответствии с 
заключенными договорами. Также в его полномочия входит организация и менеджмент товаропроводящей системы предприятия, руководство созданием дилерской (агентской) сети или вхождением в существующие на рынке дистрибьюторские (джабинговые) сети. Занимается планированием и осуществляет рекламно-информационное продвижение на рынок товаров (услуг). Организует программы стимулирования покупок (на уровне конечных 
потребителей) и продаж (на уровне сбытового и торгового персонала). Следит за реализацией ценовой политики предприятия. Организует и контролирует своевременную подготовку и заключения договоров на поставку товаров (оказание услуг).

       Заместитель генерального директора по экономике  руководит финансово-экономической деятельностью предприятия. Отвечает за организацию работы по повышению квалификации подчиненных работников. Обеспечивает  здоровые  и безопасные  условия  труда для подчиненных исполнителей,   контроль   за  соблюдением  ими  требований  законодательных   информативных правовых актов по охране труда.

       Заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам руководит  идеологической,  общественно-политической   и социальной деятельностью организации. Он организует   информирование  работников  по  вопросам  общественно-политической и социально-экономической жизни страны и деятельности организации. Рассматривает  в  пределах  своей  компетенции   обращений   работников организации и граждан. Занимается подготовкой материалов по соответствующим вопросам.

       В обязанности главного инженера входит определение технической политики и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, поиск путей реконструкции  технического перевооружения действующего производства, определение уровня специализации  и диверсификации производства на перспективу. Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства.  Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях. Является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности.

       Согласно  организационной структуре предприятия, представленной в приложении А, можно  увидеть, что каждый отдел тесно  взаимодействует с другими отделами комбината. Например, отдел сбыта взаимодействует с цехом готовой продукции и с ведущим инженером по качеству.

       Таким образом, организационная структура  управления ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» есть линейно-функциональная структура. Она представляет собой сочетание линейной и функциональной структур управления. Линейно-функциональная структура основывается на том, что функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. 

 

       Достоинства использования линейно-функциональной структуры управления на анализируемом предприятии:

       - высокая компетентность функциональных руководителей;

       - уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;

       - улучшение координации в функциональных областях;

       - высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков;

       - максимальная адаптация к диверсификации производства;

       - формализация и стандартизация процессов;

       - высокий уровень использования мощностей.

 

       Недостатки  такой структуры управления:

       - чрезмерная заинтересованность в результатах деятельности "своих" подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;

       - чрезмерная централизация;

       - увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;

       - реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;

       - ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

       Также может возникнуть проблема, когда   руководитель и функциональные подразделения могут уже не справляться с возрастающим объемом работ, с возрастающим потоком проектов решений, экономическая эффективность предприятия станет уменьшаться, и потребуется переход к функциональным или, в более широком смысле, матричным организационным структурам.

 
 

       2.3 Совершенствование организационной структуры управления ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»

       В условиях кардинальных изменений макро-  и микроокружения,  необходимости оптимизации издержек,  организационная структура управления любой компании претерпевает существенные изменения.  Научно-обоснованное совершенствование организационной структуры управления является важнейшим условием реализации стратегических целей, кооперации, координации и контроля бизнес-процессов и ресурсов в компании.

       В рыночных условиях функционирования предприятия  структура управления должна:

  • отвечать требованиям производственной структуры и способствовать ее развитию в соответствии с изменяющимися условиями производства;
  • обеспечить выполнение всех объективно необходимых функций управления;
  • отвечать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей;
  • иметь минимальное, но достаточное количество ступеней управления;
  • усиливать все функции аппарата управления;
  • гарантировать высокую адаптивность, надежность, оперативность, качество, экономичность и эффективность управления.
 

       В настоящее время существуют различные  виды организационных структур управления, однако, до сих пор не существует такой рациональной структуры, которая  бы одинаково подходила для всех типов организаций. Рациональная организационная  структура предприятия не должна допускать дублирования одних и  тех же функций на различных уровнях  принятия того или иного решения.

       Между всеми структурными элементами системы  управления должны быть четко разграничены полномочия и сферы ответственности. Однако эти разграничения не должны основывать инициативу звеньев управления.

       Основными критериями рациональной структуры  управления выступают:

  • взаимодействие звеньев управления;
  • концентрация функциональных звеньев в функциональных узлах, но при условии частичной их самостоятельности, т.е. реальные возможности участия каждого звена в едином процессе управления;
  • наименьшее число источников “приема” и “выхода” команд у каждого звена управления;
  • способность структуры управления адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования предприятия.

       Цель  любой организационной структуры  заключается в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей. Поскольку с течением времени, цели предприятия меняются, то необходимо проводить соответствующие изменения и в организационной структуре управления предприятием.

       Так и на рассматриваемом в данной курсовой работе предприятии организационная  структура должна претерпеть некоторые  изменения, чтобы она (структура) стала более рациональной и цели организации были максимально достигнуты.

Информация о работе Системный анализ среды организации