Система органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цели и содержание государственного управления зависят, во-первых, от
состояния и структуры управляемых процессов, во-вторых, от места и роли
государства в обществе. Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации…3
1.1. Общая характеристика органов государственной власти………4
1.2. Президент Российской Федерации……………………………….5
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации…………………10
1.4. Правительство Российской Федерации…………………………..15
1.5. Судебная система Российской Федерации……………………….18
2. Система органов местного самоуправления в Российской Федерации…22
2.1.Понятие и система местного самоуправления в России………….22 2.2Понятие местного самоуправления в РФ…………………………..25
2.3Принципы местного самоуправления………………………………27
2.4Функции местного самоуправления………………………………..29 2.5Органы местного самоуправления…………………………………30
2.6Гарантии местного самоуправления в РФ…………………………32
Заключение……………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовик (полный).doc

— 259.50 Кб (Скачать)

    Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в  статье 2 устанавливает, что принцип  местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны. Российская Конституция признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8). 

    Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление централизованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов. 

    2. Местное самоуправление - это и  право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на  самостоятельное ведение местных  дел. Признавая это право, государство  признает самостоятельность

    Местного  самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством. 

    3. Местное самоуправление можно  охарактеризовать и как форму,  способ организации и осуществления  населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления. 

    Таким образом, местное самоуправление - это  система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. 

    Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. 

    Прямое волеизъявление граждан по вопросам местного значения может осуществляться путем проведения местных референдумов, муниципальных выборов, собраний (сходов) граждан, а также посредством народной правотворческой инициативы и обращений граждан в органы местного самоуправления. Важно отметить, что законодательством субъектов Российской Федерации установлены правила: решения местных референдумов и собраний (сходов), принятые большинством голосов граждан, являются обязательными на территории соответствующего муниципального образования; проекты правовых актов местного значения и обращения граждан должны быть обязательно рассмотрены и по ним должны быть приняты соответствующие решения. 

    Предусмотренное законодательством территориальное  общественное самоуправление дает гражданам реальную возможность самоорганизовываться по месту их жительства на части территории муниципального образования (например, микрорайонов городов, кварталов, улиц, домов, дворов и т. п.). Кроме того, с учетом исторических и национальных традиций, а также местных особенностей могут формироваться и другие формы общественного самоуправления (родительские комитеты в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, общественные советы библиотек, женские советы, местные комитеты ветеранов т. п.). 
 

    Местное самоуправление в Российской Федерации  осуществляется через различные  формы и институты прямого  волеизъявления народа. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и российским законодательством местное самоуправление осуществляется гражданами: 

    - путем референдума, выборов; 

    - через собрания, сходы; 

    - через выборные и другие органы  местного самоуправления. 

    Более того, законодательством о местном  самоуправлении допускается возможность  образования органов территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.). 

    2.3. Принципы местного самоуправления 

    Принципы  местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. 

    1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. 

    В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в  пределах свих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона. 

    Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ. 

    Вместе  с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами  собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

    данных  органам местного самоуправления, подконтрольна  государству. 

    2. Организационное обособление местного  самоуправления в системе управления  обществом & государством. 

    Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же

    время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ). 

    Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики. 

    3. Многообразие организационных форм  осуществления местного самоуправления. 

    Как уже отмечалось, установление общих  принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). 

    В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные основы и различные формы осуществления местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 

    4. Соразмерность полномочий местного  самоуправления материально-финансовым  ресурсам. 

    Для осуществления своих функций  и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные  материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления. 

    В Конституции условия местного свое выражение: 

    -в  признании и равной правовой  защите наряду с другими формами  собственности муниципальной собственности (ст. 8): 

    -в  праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); 

    - в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132). 

    При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства. 

    В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие основные принципы:

    соблюдение  прав и свобод человека и гражданина; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом; государственная гарантия местного самоуправления. 

    2.4. Функции местного самоуправления 

    Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление. 

    Перечень  полномочий местного самоуправления позволяет  выделить следующие его основные функции. 

    1. Обеспечение участия населения в решении местных дел. 

    Это предполагает развитие муниципальной  демократии, создание условий для  поддержки инициатив, для самостоятельного решения  населением  вопросов местного значения, различных форм самоуправления. 

    Важное  значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления. 

    2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. 

    В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления. 

    3. Обеспечение развития соответствующей  территории. 

    Органы  местного самоуправления принимают  программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление. 

    4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах. 

    Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами. 

    5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности  на данной территории. 

    Согласно  ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного  порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов. 

Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации