Система органов государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цели и содержание государственного управления зависят, во-первых, от
состояния и структуры управляемых процессов, во-вторых, от места и роли
государства в обществе. Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации…3
1.1. Общая характеристика органов государственной власти………4
1.2. Президент Российской Федерации……………………………….5
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации…………………10
1.4. Правительство Российской Федерации…………………………..15
1.5. Судебная система Российской Федерации……………………….18
2. Система органов местного самоуправления в Российской Федерации…22
2.1.Понятие и система местного самоуправления в России………….22 2.2Понятие местного самоуправления в РФ…………………………..25
2.3Принципы местного самоуправления………………………………27
2.4Функции местного самоуправления………………………………..29 2.5Органы местного самоуправления…………………………………30
2.6Гарантии местного самоуправления в РФ…………………………32
Заключение……………………………………………………………...36
Список используемой литературы…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовик (полный).doc

— 259.50 Кб (Скачать)

    - не  позднее двух недель после  отставки Правительства РФ;

    - в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы.

    Вновь назначенный Председатель Правительства  РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров.

    В систему федеральных органов  исполнительной власти входят министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти.

    Министерство  Российской Федерации  — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами, постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

    Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России -федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии России.

    Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство — генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

    В мае 2000 г. была проведена реорганизация  структуры федеральных органов исполнительной власти, в результате которой число министров составило 23, государственных комитетов — 6, федеральных комиссий — 2, федеральных служб — 12, агентств — 7, федеральных надзоров — 2.

    Указами Президента создаются, упраздняются, сливаются  и разделяются министерства и ведомства. В соответствии с этими нормативными актами Правительство устанавливает функции и полномочия преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти.

    Правительство РФ руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

    Решения Правительства принимаются коллегиально. В качестве постоянного органа Правительства действует Президиум. Решения Президиума принимаются большинством голосов.

    Правительство РФ в пределах своей компетенции  издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Все акты Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами РФ и органами местного самоуправления.

    Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министерств  на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач.

    В каждом министерстве и ведомстве  образуется коллегия в составе министра (председателя коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата министерства.

    Министерство  издает в пределах своей компетенции приказы, постановления, инструкции, директивы.

    Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих должностных лиц.

    Основные  направления в деятельности Правительства  РФ определяются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

    Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства, но предусматривает возможность отставки Правительства. Это может быть в случаях, когда:

    - Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ;

    - Правительство само подает в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;

    - Президент самостоятельно  отправляет  Правительство в отставку;

    - Государственная  Дума выражает недоверие Правительству РФ;

    - Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы.

    В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство  продолжает действовать до сформирования  нового Правительства РФ. 
 
 
 

    1.5. Судебная система Российской Федерации

    Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами.

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил единство судебной системы, которое обеспечивается путем:

    - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией и федеральным конституционным законом;

    - соблюдения  всеми федеральными  судами  и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    - применения  всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных   законов,   федеральных  законов,   общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

    - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    - законодательного закрепления единства статуса судей;

    - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    К федеральным судам относятся:

    - Конституционный Суд РФ;

    - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    - Высший  Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

    Конституционный Суд РФ был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В СССР подобного рода институтов не было.

    Порядок организации и деятельности Конституционного Суда РФ определен Федеральным конституционным  законом от 24 июля 1994 г. «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

    Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    Судьей  Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший  ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    Судья Конституционного Суда назначается  на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на второй срок не допускается.

    Конституционный Суд РФ из своего состава сроком на три года избирает Председателя, заместителя и судью-секретаря  Конституционного Суда.

    Основные  задачи Конституционного Суда РФ заключаются в защите конституционного строя; защите основных прав и свобод человека; поддержании верховенства и прямого действия Конституции.

    Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

    Полномочия Конституционного Суда можно свести в несколько групп.

    1. Дача заключений о соответствии  Конституции РФ:

    - федеральных   законов,   нормативных   актов   Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

    - конституций  республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

    - договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

    - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

    Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

    2.  Разрешение споров о компетенции:

    - между федеральными органами государственной власти;

    - между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

    - между   высшими   государственными   органами   субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона.

    3. Толкование Конституции РФ по  запросам: - Президента РФ;

    - Правительства РФ;

    - Государственной Думы, Совета Федерации;

    - органов законодательной власти субъектов РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится путем поименного опроса судей. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение.

    Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

    Наряду  с Конституционным Судом РФ существуют конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды других субъектов РФ, которые являются судами субъектов РФ и призваны обеспечить контроль за соблюдением конституций республик, уставов краев и областей. Однако эти суды не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

    Суды  общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий — уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в Уголовном кодексе РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях.

Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации