Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:05, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть основные черты государственных органов в Российской Федерации;
2. Привести возможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой статус представительных и исполнительных органов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации;
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ.......................................................................4
1.1 Правовая сущность органов государственной власти……………………...............4
1.2 Виды органов государственной власти……………………………………...............7
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ………………………………………………………………….....................................9
2.1 Законодательная власть в РФ………………………………………………...............9
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……………...............20
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть………………………………………………………………..31
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...............41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет Экономики и права
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
Кафедра конституционного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
на тему: СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автор работы:
Студент 2 курса 421 группы
очной формы обучения
Шевчук Елена Андреевна
Подпись_______________________
Руководитель работы:
Должность, звание к.ю.н., доцент
Карасаева Лариса Владимировна
Оценка________________________
Хабаровск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
1.1 Правовая сущность органов
государственной власти……………………
1.2 Виды органов государственной
власти……………………………………..........
2 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
2.1 Законодательная власть
в РФ………………………………………………........
2.2 Исполнительная власть в РФ………………………………………………………..13
2.3 Законодательная и
2.4 Система органов судебной власти………………………………………………….26
2.5 Президентская власть…………………………
3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
С ОСОБЫМ СТАТУСОМ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………42
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, то есть в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии.
Конституционная система
власти включает в себя не только те
органы государственной власти, которые
названы в тексте Конституции. В
нее входят и многие другие, создание
которых вытекает из функций и
полномочий конституционных органов.
Система власти, таким образом, состоит
из разветвленных подсистем, из большого
числа соподчиненных органов
разного уровня. И поскольку весь
этот громадный вертикальный и горизонтальный
механизм властвования прямо или
косвенно затрагивает права человека,
очень важно иметь ясное
Анализ изученных источников и литературы. Изучаемая тема является достаточно освещенной: существует множество публикаций, статей, научных работ по данной проблематике. В литературе подчеркивается значимость исследования вопросов, касающихся органов государственной власти, так как представления о них являются своего рода отправной точкой в процессе познания механизма государства.
При изучении конституционных
основ системы государственных
органов были изучены следующие
нормативно-правовые акты: Конституция
РФ, Федеральные конституционные
и Федеральные законы, Указы Президента
РФ в области организации
Кроме того, были изучены статьи и публикации Сахаровой А. С., Ишекова К. А. и других, а также учебники и монографии следующих авторов: Баглай М. В., Лазарев В.В., Ноздрачев А. Ф., Чепунов О. И.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Предметом исследования являются органы государственной власти Российской Федерации.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.
Задачи работы:
1. Дать понятие и рассмотреть
основные черты
2. Привести возможные
классификации государственных
органов в Российской
3. Раскрыть правовой статус Президента РФ;
4. Рассмотреть правовой
статус представительных и
5. Дать характеристику
конституционных основ
6. Обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Теоретико-методологической основой послужили:
- системно-структурный метод,
- метод анализа и синтеза.
Источниковую базу составили: периодические издания «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ), монографии, учебники, статьи и публикации российских авторов, справочная правовая система «Консультант Плюс».
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
Большое значение для науки конституционного права имеет характеристика черт органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату, так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства – это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью1.
На основе всего вышесказанного, можно выделить следующие признаки органа государственной власти:
Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и т. д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.
Следует отметить, что в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином "орган государственной власти" встречается термин "государственный орган" (ст. 33, 120). Различение названных понятий проведено Конституционным Судом РФ в определении от 29 мая 1997 г. № 55-О о прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». В определении, в частности, говорится, что сторона, направившая запрос (Государственная Дума Федерального Собрания РФ), подвергает сомнению конституционность нормы п.1 Положения, который определяет Администрацию Президента РФ как государственный орган. Заявитель, по мнению Суда, отождествляет государственный орган и орган государственной власти. Он полагает, что поскольку Конституция РФ не относит Администрацию Президента РФ к органам государственной власти, то она является службой, аппаратом, вспомогательным органом Президента РФ, а не государственным органом2. В соответствии с позицией в государственном аппарате следует различать органы государственной власти и государственные органы, не обладающие статусом органов государственной власти. Последние, осуществляя властные полномочия, в частности, не обладают правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на граждан, их негосударственные объединения. И те, и другие охватываются общим понятием «орган государства». Орган государственной власти всегда является и государственным органом, но не любой государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти,
На основании изложенного
орган государственной власти
можно определить как особую
политическую организацию (или
одно должностное лицо), наделенную
необходимыми материальными
1.2 Виды органов государственной власти
Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований. Классификация нужна не сама по себе и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих государственную власть.
1) По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой "лестнице" органы местного самоуправления.
Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.
2) В Российской Федерации, т. е. на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).
3) По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.
4) По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ).
5) По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов РФ (министерства, ведомства).
Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации